Найти тему
Вперёд в прошлое!

"Великий век" (сценарий). Пятая серия

Зачем всё это:

Предыдущая серия:

24 июня 1502 год. Палаццо Дукале, Урбино, Папская область.

В приёмной жмутся полноватый священник 49 лет и высокий худощавый господин 33 лет. Из кабинета герцога выходит Леонардо да Винчи.

Высокий господин (радостно окликает Леонардо): Маэстро да Винчи! Маэстро да Винчи! (Леонардо останавливается и оборачивается) Вы не помните меня? (Леонардо всматривается в окликающего) Я - Макиавелли! Никколо Макиавелли! Секретарь Второй канцелярии! Мы встречались во Флоренции! (Леонардо явно не узнаёт собеседника) Нас с синьором Содерини республика отправила сюда послами. А вы здесь, чтобы писать портрет герцога Валентинуа?

Леонардо (размерено): Нет, я поступил на службу к синьору Борджиа. Его сейчас больше интересуют не портреты, а планы крепостей и чертежи осадных машин. Как видите, эти мои таланты тоже нашли своего почитателя!

Макиавелли (восторженно): Удивительно! Вы знаете, маэстро да Винчи, я восхищаюсь герцогом! Я ещё никогда не встречал человека столь грандиозного государственного ума! Убеждён, для Флоренции жизненного необходимо мирно сосуществовать с этим человеком!

Леонардо: Да, ума ему не занимать...

Макиавелли (восторженно): Восхитительно! Просто восхитительно! А Вы знаете, каким девизом руководствуется герцог?

Леонардо (спокойно): Или Цезарь, или ничто...

Макиавелли (восторженно): Именно! Только вдумайтесь, какая целеустремлённость! Какой полёт мысли ввысь, к вершинам государственной власти! Помяните моё слово, этого человека ждёт будущее ещё более великое, чем его настоящее! О, я мечтаю когда-нибудь описать методы государственного управления, которыми он вершит историю! Это будет настоящее пособие для всех великих государственных мужей будущего!

Выходит камергер.

Камергер (величественно): Их светлость ожидает послов Флоренции!

Содерини (похлопывает Макиавелли по спине): Пошли, Никколо! Ещё успеешь наговориться...

Макиавелли: Простите, маэстро да Винчи, мне нужно идти! Если вы не против – ещё увидимся! У меня к вам столько вопросов!

Леонардо снисходительно кивает. Послы Флоренции скрываются в дверях кабинета Чезаре Борджиа.

Скульптура Никколо Макиавелли (изображение из открытых источников)
Скульптура Никколо Макиавелли (изображение из открытых источников)

Сентябрь 1502 года. Нюрнберг, Священная Римская империя.

В дверь зажиточного дома стучит высокий длинноволосый мужчина 31 года. Рядом с ним невысокая девушка 27 лет. Дверь открывает сухопарая женщина 50 лет, но на вид значительно старше своего возраста.

Хозяйка: Альбрехт, сынок! Наконец-то! Заходите, заходите! Агнесса, твой отец уже здесь! Господи, Альбрехт, я так рада, что ты обзавёлся собственной мастерской, но плохо, что ты совсем перестал бывать у нас!

Альбрехт: Прости, мама, много работы.

Агнесса: О, матушка, у него появились заказчики. Братья Паумгартнеры заказали ему алтарь для церкви Святой Екатерины. День и ночь трудится.

Хозяйка (утирая платком слезу): Господи, ты становишься знаменит. Почти как твой отец.

В прихожую выходит высокий парень 18 лет.

Парень: Альбрехт, братишка! (обнимает пришедшего) Мама, что же ты держишь их в прихожей!

Альбрехт: Эндрес, как ты вымахал!

Хозяйка: С тех пор как отец совсем занеможил, он у нас в доме за главного.

Гости проходят в комнату, где на постели лежит хозяин дома, изнеможённый 75-лений мужчина. Рядом с ним священник, солидный господин 52 лет и четверо детей - девочка 14 лет и три мальчика 10, 12 и 16 лет.

Агнесса: Отец! (обнимает солидного господина)

Альбрехт: Моё почтение, господин Фрей. Спасибо, что пришли!

Фрей: Здравствуй, Альбрехт! Как я мог не прийти проститься со своим лучшим другом!

Альбрехт обнимает детей.

Хозяин дома (слабым голосом): Барбара, кто это пришёл?

Хозяйка: Это Альбрехт, дорогой!

Хозяин: Альбрехт, сынок! Ты всё-таки навестил нас! Я так боялся, что не дождусь тебя!

Альбрехт: Прости отец! За всё прости!

Хозяин: Ну что ты! Мне не за что тебя прощать! Ты выбрал свой путь! (помолчав устало) Десять лет прошло, как я ездил в Линц, чтобы лично вручить императору Фридриху золотую цепь, над которой трудился три года. Теперь у нас новый император. Я знаю, сынок, твоя душа не лежит к ювелирному мастерству. Мастерскую я оставлю Эндресу. Ты никогда бы не достиг моих высот в деле, которое тебе не по сердцу, но ты унаследовал от меня талант художника, хоть и творишь кистью и резцом. Я верю сын, что император Максимилиан узнает твоё имя, имя Альбрехта-младшего, также, как император Фридрих знал имя Альбрехта-старшего. Славное имя Дюреров ещё не раз прогремит...

Хозяин глубоко вздыхает, вздрагивает и затихает.

Священник: Он отошёл к Богу!

Все присутствующие с чувством крестятся.

Портрет Альбрехта Дюрера-старшего кисти Альбрехта Дюрера-младшего (изображение из открытых источников)
Портрет Альбрехта Дюрера-старшего кисти Альбрехта Дюрера-младшего (изображение из открытых источников)

Октябрь 1502 года. Верхний замок, Слуцк, Великое княжество Литовское.

Княжьи палаты в замке. В зале князь Семён Слуцкий, мужчина лет тридцати, его молодая жена Анастасия и их десятилетний сын Юрий с дядькой.

Юрий (с горящими глазами): А когда я вырасту и стану таким же сильным и отважным воином как ты, папа, я с войском приду в Крым и лично отрублю хану голову.

Князь с княгиней смеются.

Семён: Вырастешь, вырастешь! А теперь ступай грамоту учить. Негоже князю Слуцкому неучем быть как простому крестьянину.

Юрий: Ну паааап! Я же воин! Зачем мне грамота! Это же скука смертная!

Семён (с усмешкой): Ступай, ступай!

В залу врывается дружинник: «Княже, татары идут! Туров пожгли, сейчас в переходе от Слуцка». Князь и княгиня меняются в лице.

Семён (ревёт): Воеводу сюда! Доспехи живо! (дружиннику) Седлай коня! Скачи в Краков к королю! Пусть хоть сотню, хоть десяток воинов пришлёт!

Юрий: Папа, я с тобой!

Семён (бросая взгляд на сына его дядьке): Княжича и княгиню укрыть! Голову сниму если с ними что случиться!

Юрий (рыдая): Паааапа! Я с тобой! Возьми меня с собой!

Дядька тянет его за руку.

Анастасия (неожиданно жёстким голосом): Прекрати скулить, как слепой щенок! Ты будущий князь! (дядьке) Веди!

Портрет князя Семёна Слуцкого кисти неизвестного художника (изображение из открытых источников)
Портрет князя Семёна Слуцкого кисти неизвестного художника (изображение из открытых источников)

Городской посад, Слуцк, Великое княжество Литовское.

Крестьяне бегут в сторону замка. Дородная баба на бегу сбрасывает коромысло с вёдрами и в ведро тут же на излёте впивается стрела. Появляются улюлюкающие конные крымские татары. Один догоняет пожилого крестьянина и срубает его саблей. Крестьянин валится в траву. Другой татарин кидает факел на крышу. Между изб мечется молодая девушка. Она надрывно кричит: «Янко! Василь!» Откуда-то из-под крыши сарая слышится «Мама! Мамочка!» Ещё один татарин кидает факел и сарай загорается. Женщина в истерике орёт «Нееееет!» Из сарая жалобно кричат дети: «Мама! Мама!» Татарин на скаку хватает женщину, перекидывая через седло. Она, вырываясь, орёт: «Неееет!»

План Слуцкого детинца (изображение из открытых источников)
План Слуцкого детинца (изображение из открытых источников)

Вавельский замок, Краков, Королевство Польское.

На крупном плане Александр Ягеллончик, схватившийся за голову. Его глаза зажмурены, а голова опущена. Полупрозрачным фоном перед ним горящие избы и скачущие на конях татары. В ушах его звучит топот копыт, шум пожара и затихающий истошный крик девушки «Нееееет!» Камера медленно отъезжает. Александр сидит на троне в тронной зале. Рядом на соседнем троне его жена Елена, красивая женщина 26 лет. Вокруг столпились придворные, перед королём стоит гонец.

Гонец (докладывает): Татары пожгли окрестности Слуцка, Копыля, Клецка, Несвижа. Повсюду страшное разорение.

Елизавета Габсбург (Елене с шипением и плюясь): Это всё ты! Ты! Тв...ь! С... Московская! Ж...ба! Твой отец навёл татар на Литву! С...хни, м...зь! Гори в аду!

Александр (грозно): Мама, прекрати немедленно!

Елизавета: Господи Вседержитель! Все сыновья у меня как на подбор! Один только ты уродился слепой да глухой! Да до каких пор эта еретичка тобой вертеть будет!

Александр (поднимаясь с трона): Замолчи!

Михаил Глинский (перебивая открывшую было рот Елизавету): Мириться надо с Иваном. Не потянет Литва войну с Москвой и с ханом.

Александр (садясь эхом): Да, да, надо мириться.

Елена кладёт свою руку на руку мужа и сжимает её.

Александр: Пан Станислав, собирай посольство в Москву!

Елена (негромко): Позвольте, ваше величество, предложить вам в посольство моего канцлера Ивана Сапегу.

Сапега выходит из толпы придворных и кланяется.

Елена (вполголоса): Он сумеет донести до батюшки горячие просьбы его любимой дочери.

Александр: Пан Станислав, Сапега едет с Вами!

Елизавета недовольно фыркает.

Портрет Елизаветы Габсбург кисти Антона Бойса (изображение из открытых источников)
Портрет Елизаветы Габсбург кисти Антона Бойса (изображение из открытых источников)

11 февраля 1503 года. Тауэр, Лондон, Королевство Англия.

Королева Елизавета Йоркская в постели. Она крайне слаба. Рядом сидит погружённый в себя убитый Генрих. Принцесса Маргарита на коленях у постели держит мать за руку. В углу стоит бесстрастная Маргарита Бофорт.

Маргарита: Мамочка! Мамочка не уходи!

Елизавета (мягким кротким голосом): Я с тобой, родная! Я всегда буду с тобой...(слабым голосом): Генри…

Генрих вскакивает и склоняется над ней.

Елизавета: Прости меня, Генри... Не смогла я выносить нашу дочь… Прощай, любимый... Береги наших детей...

Елизавета замолкает. Маргарита заходится в рыданиях. Генрих поднимается. Он совсем серый. Бофорт с ужасом смотрит на сына. Генрих, шатаясь, выходит из покоев королевы и идёт по Тауэру. Ещё минуту назад яркие окна заволакивает полумрак. В окно видно как по небу наползает иссиня-чёрная туча. Стража стоит как каменные изваяния. То в одной, то в другой зале Генрих видит рыдающих фрейлин и служанок. Слуги и придворные стоят мрачные и понурые. Камера показывает внешний вид Тауэра, который выглядит серо и мрачно. Отрыдавшая у постели матери Маргарита встаёт с опухшими глазами и, сжав кулаки, зло говорит: «В Шотландию!», после чего выходит из покоев. Оставшаяся одна Бофорт подходит к постели Елизаветы и произносит без ненависти и осуждения: «Я никогда не любила тебя и терпела только ради сына. Но ты… Ты забрала с собой не только душу моего Генри. Ты лишила радости всю Англию».

Портрет Елизаветы Йоркской кисти неизвестного художника (изображение из открытых источников)
Портрет Елизаветы Йоркской кисти неизвестного художника (изображение из открытых источников)

Март 1503 года. Ричмондский дворец, Ричмонд, Королевство Англия.

В полутёмной комнате у камина сидит в кресле Генрих VII. У него серое мрачное лицо. Рядом стоит Маргарита Бофорт. Слуг и придворных нет.

Маргарита: Что сказали арагонские послы?

Генрих (нехотя): Фердинанд настаивает на возвращении приданого и на выделении вдовьей доли для Екатерины.

Маргарита (возмущённо): Какая неслыханная наглость! И что ты ему ответишь?

Генрих молча поводит плечами.

Маргарита: Надо обследовать эту арагонскую чер...вку! Наверняка она успела потерять невинность!

Генрих: Не думаю. Артур был слишком слаб и болен. В любом случае не полезу же я ей под подол. Это будет скандал на всю Европу!

Маргарита (сварливо): Я бы полезла!

Генрих (равнодушно): Не сомневаюсь.

Маргарита: И до каких пор эта ме...вка будет торчать в Лондоне?

Генрих: Предлагаешь отпустить её? Это нанесёт удар по престижу династии. (заводясь) Я король, мама! Такой же, как Эдуард III, Генрих V или Ричард Глостер! Король Генрих VII, а не Генри Тюдор, граф Ричмонд!

Маргарита: Так женись на Екатерине сам.

Генрих: Что?

Маргарита: Ты теперь вдовец. Генри, Артур умер! И у тебя остался один сын!

Генрих (испуганным эхом): Один!

Маргарита: Тебе только 46. Она родит тебе ещё детей. Мальчиков. И род Тюдоров будет править в Англии веками как когда-то Плантагенеты.

Генрих задумывается. Он вспоминает, как в Догмерсфилде вместе с Артуром скакал навстречу кавалькаде Екатерины. Кадр в лёгкой призрачной дымке. Генрих зычно кричит: «Где моя невестка!» Он легко поднимает руками Марию де Салинас, преграждающую ему путь, и отставляет её в сторону, после чего распахивает дверь кареты и с улыбкой внимательно смотрит на Екатерину. Екатерина краснеет от удовольствия. Генрих встряхивает головой, избавляясь от наваждения.

Генрих (матери): Скажи, что я хочу видеть арагонских послов!

Следующая серия: