Для тех, кто не читал предыдущие статьи этой серии, напомню, что слово «курдонёр» – это русифицированное французское словосочетание «cour d'honneur», которое дословно переводится как «двор чести». Правильнее будет перевести его как «парадный двор». Курдонёром называют двор, открытый со стороны улицы, обычно имеющий форму прямоугольника, расположенного перпендикулярно улице. Фасады, выходящие в курдонёр, имеют парадную отделку и декор, такие же, как фасады, расположенные на красной линии.
Наверное, больше половины петербургских домов с курдонёрами находится на Петроградской стороне, и почти все они стоят на Каменноостровском проспекте или рядом с ним.
Здесь я расскажу о двух домах, соприкасающихся в глубине квартала своими «тыльными» частями и имеющих общий непарадный двор. Это дом 1-3 по Каменноостровскому проспекту и дом 5 по Малой Посадской улице. Дома разные, но связывает их очень многое. Два дома построены в силе «северный модерн» практически одновременно и одним архитектором - Фёдором Ивановичем Лидвалем, о котором я вкратце уже рассказывал.
Эти дома стали первой самостоятельной работой знаменитого в будущем архитектора. Оба дома принадлежали семье Лидвалей, точнее матери архитектора Иде Балтазаровне Лидваль. Сейчас это назвали бы жилым комплексом.
Дом, выходящий на Малую Посадскую, был построен первым и стал семейным гнездом Лидвалей. Третий этаж занимали три большие квартиры Иды Балтазаровны и её сыновей Эдуарда и Фёдора. На первом этаже размещалось архитектурное проектное бюро Фёдора Лидваля.
Дом, выходящий на Каменноостровский, был построен как доходный дом, квартиры в нём предназначались для сдачи. Внешне этот дом выглядит интереснее своего собрата.
Он имеет двор-курдонёр и довольно богато декорирован.
Курдонёр отделяет от проспекта кованая ограда с воротами.
Внутри курдонёра сохранился фонтан, который, увы, давно не работает. Оба дома отличает подчёркнутое отсутствие полной симметрии, что, впрочем, не слишком бросается в глаза. Два крыла дома с курдонёром имеют даже разную этажность. Левое (если смотреть с проспекта) крыло трёхэтажное, правое - четырёхэтажное. Три парадных входа в дом из курдонёра оформлены несколько по-разному.
Дом украшен изображениями птиц, зверей и цветов.
В доме впервые в Петербурге появились скошенные сверху окна. Эта деталь впоследствии повторялась во многих постройках.
К сожалению, курдонёр постоянно заставлен машинами, что не позволяет увидеть замысел архитектора во всей его полноте.
Публикации моего канала перечислены здесь.