Найти в Дзене
СЕРПУХОВЕДЕНИЕ

Николай Платонович Андреев - выдающийся русский фотохудожник и земляк с непростой судьбой.

В автобиографии Николая Платоновича Андреева значится, что родился он 1 октября 1882 в Серпухове в семье парикмахера и прачки, но на самом деле, его отец Платон Андреевич в 1902 году числился в документах купцом 2-й гильдии, имев в своем владении парикмахерскую, прачечную и чайную. 

Н.П. Андреев
Н.П. Андреев

О состоятельности отца свидетельствует также дом Андреевых — двухэтажный кирпичный весьма вместительный особняк, то ли построенный, то ли купленный П. А. Андреевым в конце XIX века на одной из центральных улиц Серпухова - 1-й Московской. 

Николай с детства увлекся живописью и рисованием, кроме того, играл на кларнете и флейте. Отец все же желал, чтобы сын продолжил его дело, но после окончания реального училища, Николай после конфликта с отцом уходит из дома и в 1901 году открывает маленькое фотоателье в старой части города, в районе нынешней улицы Луначарского. Фотоателье начинает приносить доход и, обретя финансовую независимость, Николай полностью посвящает себя любимому делу.

Мемориальный дом фотохудожника Н.П. Андреева на 1-ой Московской д. 39
Мемориальный дом фотохудожника Н.П. Андреева на 1-ой Московской д. 39

С 1906 года он является активным участником отечественных, а позднее и зарубежных выставок. Работы мастера получают широкое признание. На международной выставке в Москве в 1908 году художник получает свой первый диплом, и в этом же году завоевывает свой первый приз - пачку именных паспарту от Русского фотографического общества. Успех и признание приходит и за рубежом: на выставке 1910 года, в Дрездене работы Н.П. Андреева отмечены дипломом и похвальным отзывом.

Но список наград Андреева одной только фотографией не ограничивается - в 1911 году на конкурсе бальных танцев, организованном Пожарным обществом Серпухова, он завоевал первый приз и получил ценный подарок - письменный прибор. Известно также, что Николай в юности изучал моторы, имел роскошный мотоцикл марки BMW и слыл страстным мотогонщиком.

В 1914 году Николай женится на дочери известного в городе купца - Варваре Николаевне Ворониной. После этого состоялось примирение Андреева с его отцом, и молодожены переехали в двухэтажный особняк на 1-ой Московской. 

Николай Платонович крайний слева, его жена Варвара Николаевна стоит в центре. Пикник на Оке.
Николай Платонович крайний слева, его жена Варвара Николаевна стоит в центре. Пикник на Оке.

Началась Первая Мировая война - Николай Андреев был мобилизован. В 1917 с боевых позиций он был отправлен в Петроград для наведения порядка в городе, принимал участие в уличных боях, в районе Аничкова дворца получил тяжелое ранение и попал в госпиталь, где заболел тифом и оказался в палате смертников. Варвара отправилась в Петроград на его поиски, отыскала госпиталь, где он лежал и на тележке с помощью неравнодушных людей смогла доставить мужа на вокзал и перевезти в Серпухов. 

Когда болезнь, наконец, отступила, Николай работал художником-декоратором в городском театре, а потом фотографом в Серпуховском историко-художественном музее, играл в духовом оркестре. Снова открыл свое фотоателье. Родились сыновья. 

-4

Только в 1921 году Николай снова приступает к работе в области художественной фотографии. Расцвет деятельности наступает в годы НЭПа, в середине 20-х. Произведения художника высоко ценятся не только среди отечественных фотографов, но и зарубежных. О Николае Андрееве с уважением и похвалой пишут во многих изданиях, посвященных вопросам фотографии.

-5

Известность и успех фоторабот Андреева на заграничных выставках заставил пересмотреть сложившиеся традиция крупнейших салонов стран Европы — присуждать высшие награды только своим соотечественникам. Так, на выставке декоративных искусств 1924 года в Париже Н.П. Андрееву присуждается золотая медаль. На международной выставке 1927 года в Сарагосе (Испания) он был также удостоен золотой медали.

-6

С концом НЭПа завершается и активная творческая работа художника, связанная с закрытием его ателье как частного предприятия и арестом его имущества. Семья ждала ареста фотографа, но его спасло то, что он никогда не бывал за границей лично. 

-7

Несмотря ни на что, художественная жизнь продолжалась. Весной 1929 года Серпуховской историко-художественный музей устроил персональную выставку работ Н.П. Андреева, на которой было представлено 200 снимков, посвященных пейзажу, жизни города и села. Кроме того, на выставке были представлены многочисленные награды, полученные мастером на выставках во Франции, Испании, Канаде, Бельгии, Швейцарии, Венгрии, Японии.

-8

Однако в 1930 году Андрееву запретили выставляться за рубежом, а в отцовский дом Николая Платоновича начинают подселять жильцов, проводя так называемое «уплотнение». И скоро большая семья Андреевых (около десяти человек) оказалась в двух комнатах некогда собственного дома.

Николай пошёл работать в Серпуховской филиал НИИ текстильной промышленности (СЕРПНИТИ) где занимался микрофотографией.

Когда Николай заболел менингитом и начал терять зрение, его жена Варвара снова выходила его добывая лекарства и приводя врачей. Но в 1932 году её не стало.

-9

В 1934 году Андреевых и вовсе переселили в коммунальную квартиру на Советской улице. 

В 1935 году на выставке работ московских фотохудожников Андреев и близкие ему по стилю мастера успешно выступили вместе с виднейшими фотожурналистами. В следующем году Н.П. Андреев был награжден за участие в Первой Всесоюзной выставке фотоискусства, состоявшейся в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

-10

В 1941 году Николай женится во второй раз — на Варваре Петровне Беловой, а в следующем году у них родится сын.

В 1943-м болезнь вновь приковала Николая Платоновича к постели. Последнее его прижизненное участие в выставке — фотосалон «Фокус», проходивший в октябре 1946 года в Амстердаме.

-11

В апреле 1947 года Николай Платонович умер. Похоронен на Занарском кладбище в Серпухове. Дом, где жил и работал Н. П. Андреев, передали Серпуховскому историко-художественному музею — теперь он является одновременно и фотоцентром, и мемориальным музеем Н. П. Андреева. Его заведующая — внучка Николая Платоновича — Наталья Валентиновна Дурынина.

-12

Объект творчества Андреева — мир русской деревни, человек за повседневным трудом, но предпочтение отдавалось пейзажу. Художник занимался съемкой исключительно в окрестностях Серпухова, на берегах Оки, Протвы, Нары, Скниги. Мастеру был важен не точный адрес местности, его занимала возможность создания образа. Художник долго выбирал точку съемки, нужное состояние природы.

-13

Съемка была лишь началом большого художественного процесса создания фотографии. Позитивный процесс фотопечати был для него решающей стадией работы. Он вносил в печать ему одному известные приемы, часто пользовался кистью, варьировал снимки в тонах сепии, в тонах синеватого или зеленоватого цвета. С помощью ретуши, тонировок, дорисовок, раскрашивания и различных техник печати, а также химических способов воздействия на изображение, стиралась граница между фотографией и живописью. Он снимал объективами, которые сам же и делал.

-14
alexiskiskis