В автобиографии Николая Платоновича Андреева значится, что родился он 1 октября 1882 в Серпухове в семье парикмахера и прачки, но на самом деле, его отец Платон Андреевич в 1902 году числился в документах купцом 2-й гильдии, имев в своем владении парикмахерскую, прачечную и чайную.
О состоятельности отца свидетельствует также дом Андреевых — двухэтажный кирпичный весьма вместительный особняк, то ли построенный, то ли купленный П. А. Андреевым в конце XIX века на одной из центральных улиц Серпухова - 1-й Московской.
Николай с детства увлекся живописью и рисованием, кроме того, играл на кларнете и флейте. Отец все же желал, чтобы сын продолжил его дело, но после окончания реального училища, Николай после конфликта с отцом уходит из дома и в 1901 году открывает маленькое фотоателье в старой части города, в районе нынешней улицы Луначарского. Фотоателье начинает приносить доход и, обретя финансовую независимость, Николай полностью посвящает себя любимому делу.
С 1906 года он является активным участником отечественных, а позднее и зарубежных выставок. Работы мастера получают широкое признание. На международной выставке в Москве в 1908 году художник получает свой первый диплом, и в этом же году завоевывает свой первый приз - пачку именных паспарту от Русского фотографического общества. Успех и признание приходит и за рубежом: на выставке 1910 года, в Дрездене работы Н.П. Андреева отмечены дипломом и похвальным отзывом.
Но список наград Андреева одной только фотографией не ограничивается - в 1911 году на конкурсе бальных танцев, организованном Пожарным обществом Серпухова, он завоевал первый приз и получил ценный подарок - письменный прибор. Известно также, что Николай в юности изучал моторы, имел роскошный мотоцикл марки BMW и слыл страстным мотогонщиком.
В 1914 году Николай женится на дочери известного в городе купца - Варваре Николаевне Ворониной. После этого состоялось примирение Андреева с его отцом, и молодожены переехали в двухэтажный особняк на 1-ой Московской.
Началась Первая Мировая война - Николай Андреев был мобилизован. В 1917 с боевых позиций он был отправлен в Петроград для наведения порядка в городе, принимал участие в уличных боях, в районе Аничкова дворца получил тяжелое ранение и попал в госпиталь, где заболел тифом и оказался в палате смертников. Варвара отправилась в Петроград на его поиски, отыскала госпиталь, где он лежал и на тележке с помощью неравнодушных людей смогла доставить мужа на вокзал и перевезти в Серпухов.
Когда болезнь, наконец, отступила, Николай работал художником-декоратором в городском театре, а потом фотографом в Серпуховском историко-художественном музее, играл в духовом оркестре. Снова открыл свое фотоателье. Родились сыновья.
Только в 1921 году Николай снова приступает к работе в области художественной фотографии. Расцвет деятельности наступает в годы НЭПа, в середине 20-х. Произведения художника высоко ценятся не только среди отечественных фотографов, но и зарубежных. О Николае Андрееве с уважением и похвалой пишут во многих изданиях, посвященных вопросам фотографии.
Известность и успех фоторабот Андреева на заграничных выставках заставил пересмотреть сложившиеся традиция крупнейших салонов стран Европы — присуждать высшие награды только своим соотечественникам. Так, на выставке декоративных искусств 1924 года в Париже Н.П. Андрееву присуждается золотая медаль. На международной выставке 1927 года в Сарагосе (Испания) он был также удостоен золотой медали.
С концом НЭПа завершается и активная творческая работа художника, связанная с закрытием его ателье как частного предприятия и арестом его имущества. Семья ждала ареста фотографа, но его спасло то, что он никогда не бывал за границей лично.
Несмотря ни на что, художественная жизнь продолжалась. Весной 1929 года Серпуховской историко-художественный музей устроил персональную выставку работ Н.П. Андреева, на которой было представлено 200 снимков, посвященных пейзажу, жизни города и села. Кроме того, на выставке были представлены многочисленные награды, полученные мастером на выставках во Франции, Испании, Канаде, Бельгии, Швейцарии, Венгрии, Японии.
Однако в 1930 году Андрееву запретили выставляться за рубежом, а в отцовский дом Николая Платоновича начинают подселять жильцов, проводя так называемое «уплотнение». И скоро большая семья Андреевых (около десяти человек) оказалась в двух комнатах некогда собственного дома.
Николай пошёл работать в Серпуховской филиал НИИ текстильной промышленности (СЕРПНИТИ) где занимался микрофотографией.
Когда Николай заболел менингитом и начал терять зрение, его жена Варвара снова выходила его добывая лекарства и приводя врачей. Но в 1932 году её не стало.
В 1934 году Андреевых и вовсе переселили в коммунальную квартиру на Советской улице.
В 1935 году на выставке работ московских фотохудожников Андреев и близкие ему по стилю мастера успешно выступили вместе с виднейшими фотожурналистами. В следующем году Н.П. Андреев был награжден за участие в Первой Всесоюзной выставке фотоискусства, состоявшейся в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
В 1941 году Николай женится во второй раз — на Варваре Петровне Беловой, а в следующем году у них родится сын.
В 1943-м болезнь вновь приковала Николая Платоновича к постели. Последнее его прижизненное участие в выставке — фотосалон «Фокус», проходивший в октябре 1946 года в Амстердаме.
В апреле 1947 года Николай Платонович умер. Похоронен на Занарском кладбище в Серпухове. Дом, где жил и работал Н. П. Андреев, передали Серпуховскому историко-художественному музею — теперь он является одновременно и фотоцентром, и мемориальным музеем Н. П. Андреева. Его заведующая — внучка Николая Платоновича — Наталья Валентиновна Дурынина.
Объект творчества Андреева — мир русской деревни, человек за повседневным трудом, но предпочтение отдавалось пейзажу. Художник занимался съемкой исключительно в окрестностях Серпухова, на берегах Оки, Протвы, Нары, Скниги. Мастеру был важен не точный адрес местности, его занимала возможность создания образа. Художник долго выбирал точку съемки, нужное состояние природы.
Съемка была лишь началом большого художественного процесса создания фотографии. Позитивный процесс фотопечати был для него решающей стадией работы. Он вносил в печать ему одному известные приемы, часто пользовался кистью, варьировал снимки в тонах сепии, в тонах синеватого или зеленоватого цвета. С помощью ретуши, тонировок, дорисовок, раскрашивания и различных техник печати, а также химических способов воздействия на изображение, стиралась граница между фотографией и живописью. Он снимал объективами, которые сам же и делал.
alexiskiskis