Найти тему
Кин-дзен-дзен

Тори и Локита (2022 г.) европейская драма об африканских беженцах, которым и дома не рады, и на чужбине не сахар.

Кадр из фильма "Тори и Локита".
Кадр из фильма "Тори и Локита".

Брат и сестра, не по крови, но по несчастью и взаимной симпатии, усердно трудятся во имя идеи остаться на европейской земле. Они, как и многие беженцы, словно слепые котята, ползут в сторону лёгкой наживы, без принципов, страха и упрёка. Лишь бы доползти да заветной бумажки, разрешающей проживать в богатом государстве. Жизнь трогает их за самые чувствительные нервные окончания, они сносят унижения со стороны властей, прохожих, работодателей и соотечественников. Но силен лишь тот, кто в состоянии подняться снова и шагать дальше в любую непогоду бытия. И остановить таких может только пуля.

Братья Дарденн известные летописцы европейского социального кинематографа. Их волнуют проблемы масс. Только раньше это был взгляд на неустроенность соотечественников, теперь же, всё чаще, это сказ о беженцах. Многие именитые постановщики Европы сменили костяшки с белых на чёрные. Теперь они почти всегда играют только чёрными клавишами, от чего звук, хотят они этого, или нет, становится густо-спекулятивным. В случае с Тори и Локита не так всё однозначно, но смена регистра Дарденнами налицо.

Кино само по себе простовато, даже для них, и длится какие-то 87 минут. За это время многие только подходят к снаряду, а тут уже и финал. Не смотря на стремительное развитие, оно лаконично и емко талдычит об одной, очень важной дилемме – «Если осмелился уехать из родной страны, не сетуй и не жалей себя что бы не случилось». В этом послании заложено многое, от «сразу определяй красные линии, которые ни в коем случае не станешь переходить» и до «только по настоящему ловким и удачливым можно добиться успеха в постоянной конкуренции на чужбине». Все сентенции наглядно демонстрируются, они понятны, и как будто проговариваются ненавязчиво, со знанием и умением.

Тори и Локита крепкое фестивальное кино, которое, если бы не фамилии авторов, можно было бы и не заметить. Оно не меняет представления о братьях, никак не расширяет их диапазон и никоим образом не дополняет знаний о них как о режиссёрах. Можно было бы сказать проходная работа старцев, но кто знает, что через 20 лет в этой картине найдут те, кто будет жить после нас, и кому мы теперь прокладываем дорогу.