Окончание
В феврале в газете «Правда» появился очерк корреспондента Оскара Курганова «Мать», тогда же был опубликован Указ о награждении Александры Мартыновны Дрейман орденом Ленина. Звание Героя Советского Союза ей не присвоили – немецкая фамилия вызывала настороженность. О смерти Александры родные несколько месяцев ничего не говорили матери, которая уже плохо себя чувствовала после гибели на Волховском фронте тридцатилетнего сына Жаниса. Однако, женщина все равно узнала о гибели дочери и внука, страшная новость добила ее окончательно, прожила она после этого всего год.
Именем Дрейман названа улица в поселке. А несколько лет назад инициативная группа выступила с ходатайством о присвоении А.М. Дрейман звания Героя России, сведений о результатах я пока в СМИ не встречала.
С согласия Курганова, автора очерка о Дрейман, писательница Ванда Василевская за короткое время написала повесть «Радуга», где Александра Дрейман стала прототипом Олены Костюк (события перенесены на Украину). Повесть печаталась в газете «Известия» в сентябре 1942 года, а в 1943 году режиссер М. Донской снял одноименный художественный фильм. «Судьба Олены Костюк, - говорила исполнительница главной роли Наталия Ужвий, - которая без единого стона перенесла нечеловеческие муки, пытки, смерть новорожденного ребенка, убитого фашистским офицером, и не выдала своих товарищей, никого не оставила равнодушным. Она воспринималась как символ, как обобщенное изображение народной силы, великого мужества и страстной материнской любви… «Радуга» задевала за живое, звучала как гневная речь прокурора...Она вызывала ненависть к врагу, желание бороться до конца».
Специально для просмотра этого фильма воинские части на время сеанса отводились во второй эшелон. Он демонстрировался и в Америке, в Белом доме смотрел его президент Рузвельт, а генерал Макартур после просмотра сказал: «Русские спасли цивилизацию». Премия «Оскар» была учреждена позже, но и в тот момент «Радуга» была отмечена специальным призом как лучший иностранный фильм.
В центре повествования – женщины, старики, дети, оставшиеся один на один с гитлеровскими оккупантами. Название повести и фильма – «Радуга» - символично. Радуга зимой, по народной примете, - к удаче. Киевская киностудия в момент съемок находилась в эвакуации, в Средней Азии. Съемки проходили в сложных условиях: в 40-градусную жару нужно было изображать 40-градусный мороз. Фильм снимался на стадионе, засыпанном привезенной с солончаков солью. Работать в зимней одежде было тяжело, но никто не жаловался, даже дети.
Сюжет фильма складывается из множества ситуаций и судеб. Каждая из них уникальна, не похожа на другие. У многих женщин в армии мужья и сыновья, но все они далеко. Только сын Федосьи Кравчук погиб в бою за родное село и лежит в овраге не похороненный, потому что немцы запретили местным жителям хоронить советских солдат. Каждый день, идя за водой к реке, Федосья подходит к своему Васе. И (будто в насмешку) именно у Федосьи Кравчук поселился комендант с любовницей, хотя домов в селе много. Самое противное то, что девушка местная, она жена советского офицера и сестра учительницы.
Сценарий фильма и реальная жизнь тесно переплетались. Актриса Елена Тяпкина (исполнительница роли Федосьи Кравчук) получила похоронку на сына Глеба, едва начались съемки. Матери, потерявшей сына, предстояло играть другую мать, тоже потерявшую сына. Режиссер был готов на время приостановить работу, но Елена сказала: «Снимайте. Мы воюем». Сцену, где Федосья стоит на коленях возле сына, сняли с одного дубля, а коллеги потом целовали актрисе руки.
Ни одна женщина в селе не рожала, как Олена Костюк – одна, без помощи, в сарае, на морозе, под смех фашистов.
Бывало, что в селе умирали дети, но у всех было место на кладбище, была могилка. Тринадцатилетнего Мишку Малюка немцы убивают, когда он пытается передать хлеб запертой в сарае Олене. Несмотря на охрану, Мишкиной матери удается незаметно, ползком, перетащить его домой.
Галина хоронит старшего сына в сенях, вырыв яму в земляном полу, и думает, что никто никогда не хоронил ребенка так, как она, и никто не затаптывал могилу, чтобы не была заметна.
В фильм не вошел образ Малаши Вышневой – самой красивой девушки в селе, жены красноармейца. Красота, которой по-детски слегка кичилась Малаша, стала ее несчастьем: ее из.на.сил.ов.али три немца, и она ждет ребенка, которого нена видит и мысленно называет не иначе, как «фриц». Никто, кроме нее, не носит врага в своем теле.
Несмотря на перенесенные пытки, Олена, тем не менее, родила здорового сынишку, которого они с мужем ждали много лет. Но дальнейшая жизнь ребенка зависит от того расскажет ли Олена о том, где находятся партизаны или будет молчать. И Олена молчит. Комендант, требуя указать местонахождение партизанского отряда, напирает на материнские чувства Олены: «Покажи, кто ты: большевистская стерва или мать!». Олена отвечает: «Я – мать!». Она считает себя матерью не только этого крошечного ребенка, которого она даже не успела покормить, а тех парней в лесу, которые сражаются с фашистами. Курт, хладнокровно застреливший младенца, услышал только отчаянный крик женщины – но не сведения об отряде. Самое страшное для матери уже произошло, и угрозы коменданта теперь для нее просто смешны – нет маленького мальчика, которого она ждала не один год и за которого она так переживала, поэтому смерть она воспринимает как избавление.
При множестве персонажей не ощущается какой-то «пестроты». Чувствуется, что люди едины в своей ненависти к фашистам. Это отчетливо видно в сцене, когда немцы гоняют ночью Олену босиком по снегу, и все село не спит, даже маленькие дети.
Это единство видно в сцене, когда через село ведут пленных солдат, и женщины пытаются дать им хотя бы по куску хлеба. И так же, как единство советских людей, в этих сценах наиболее ярко показана жестокость фашистов.
До сих пор зрители и критики отмечают недетскую игру детей в этом фильме. Военные дети рано становились взрослыми, рано чувствовали ответственность. Это особенно заметно по образу восьмилетнего Саши Малюка, брата убитого Мишки, в сцене с немецким солдатом, который пришел попросить молока. Солдат забавляется тем, что целится то в одного малыша, то в другого, а Саша всякий раз закрывает их собой.
В сцене с пленными мальчишки бегут через огороды к дороге, чтобы бросить хлеб там – может, кто-нибудь успеет подобрать. Но снег глубокий, и мальчишки опаздывают на 1-2 минуты.
Дорога, по которой уходят пленные, тоже приобретает символическое значение: это дорога смерти, до концлагеря дойдут не все – немцы добивают ослабевших.
Такой же символической «последней дорогой» идет к месту казни по деревенской улице Олена с убитым ребенком на руках.
При ограниченных технических возможностях кинематографа 40-х годов в фильме не показаны еще две такие дороги – Олениного сына и Малаши Вышневой. Олена в сарае, прижимая к себе завернутого в рубашку сына, думает, что у нее нет ничего, во что бы перепеленать завтра. С этой мыслью она засыпает, и во сне видит, как командир отряда приносит ей целую скатку белой блестящей, похожей на атлас ткани, которая разворачивается, превращается в бесконечную белую дорогу, и по этой дороге убегает Оленин малыш («Он уже ходит?» - удивляется во сне Олена). Через несколько часов этот крохотный мальчик действительно уйдет...
В книге (эта сцена в фильм не вошла) Малаша Вышнева погибает в тот день, когда село освобождают красноармейцы. Женщины села тоже стараются внести свой вклад в победу: они вылавливают по сараям спрятавшихся немцев. Девушка видит молодого солдата, который перевязывает ногу, и, схватив лежащую рядом с ним винтовку, бежит на окраину села. Там она сталкивается с убегающим комендантом и прикладом винтовки разбивает ему голову. Курт успевает выстрелить. Умирающая Малаша чувствует себя счастливой: пуля попала в живот, где находится ненавистный маленький немец. В последние минуты жизни она, не чувствуя холода, идет по цветной дороге, в которую превращается радуга. В фильме, к сожалению, не отразились строки повести, когда умирающий комендант смотрит в небо и думает, что зимняя радуга оказалась добрым знаком не для него. Сейчас эти сцены снять было бы несложно с технической точки зрения, а вот что касается остального – вряд ли: тому пример – неудачный ремейк «А зори здесь тихие».
«Плакатные» монологи персонажей звучат в фильме достаточно часто, однако на фоне развития действия они выглядят вполне естественно. Например, молодая учительница Ольга и ее квартирная хозяйка смотрят на улицу в тот момент, когда фашисты издеваются над Оленой. И слова Ольги обращены не к хозяйке, а к зрителям: «Смотрите, вот что такое немецкий солдат»…
Немцы берут в заложники нескольких жителей села. Они требуют, чтобы жители сдавали продукты, а также сообщили, кто выкрал тело «малолетнего преступника», то есть Мишки. В подвале один из крестьян говорит, что хочет увидеть, как умрет последний фашист.
О незавидной доле предателя Федосья Кравчук говорит своей жиличке Пусе, любовнице коменданта: настанет момент, когда та пожалеет о том, что была не со всеми вместе, и позавидует лежащему в снегу Васе, расстрелянной Олене, повешенному Мите Левонюку.
Несмотря на то, что село выглядит едва не вымершим, здесь идет сопротивление. Шестнадцатилетний мальчик на виселице – партизанский связной, которого немцы взяли в плен в тот момент, когда он возвращался из леса. Жители молчат в ответ на призывы обеспечить продуктами и одеждой – а кое-что им удалось уберечь от грабежей, но все надежно спрятано и будет извлечено, когда придут советские войска. Взбешенный исчезновением старосты комендант требует, чтобы того немедленно нашли, с ненавистью смотрит на засыпанную снегом деревню. Пожилую женщину, которая выплескивает в сугроб с порога соседней хаты грязную воду, вниманием не удостаивает и не замечает насмешки и торжества в ее взгляде: именно в этой хате, прямо рядом с комендатурой ночью казнили предателя-старосту, и хозяйка только что домыла пол. Над немецким порядком издевается дед Евдоким (актер Антон Дунайский): жители села носят на шее таблички с номером, и старик в насмешку «продублировал» свой номер для коровы – у той на шее висит табличка с номером 412-А.
В заключительной сцене после освобождения села женщины хотят расправиться с пленными немцами. Федосья говорит, что быстрая смерть – это слишком легко после тех страданий, которые принесли фашисты. Немцы остаются жить до часа расплаты. Мы знаем, что это будущий Нюрнбергский процесс. И над селом – радуга, как символ надежды на будущую победу.
Очень рекомендую коллегам на внеклассных мероприятиях познакомить учащихся с книгой и фильмом «Радуга». Тема памяти остается актуальной, особенно в наши дни, когда снова дает знать о себе фашистская идеология, а некоторые государственные «деятели» стараются принизить подвиг советских людей и «переписать» историю.
При использовании материала ссылка на канал обязательна.
Дорогие друзья!
Пишите отзывы в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь!
От вас зависит развитие канала.