——-
Комментарии к предыдущей статье показали необходимость в более подробных разъяснениях 🙂.
——-
В тантре сказано, что все феномены сансары и нирваны - это не что иное, как ваш ум. Нет ни одного атома существования, который бы выходил за пределы вашего ума, который бы существовал отдельно от вашего сознания.
Ум - творец и сансары, и нирваны.
Шантидева говорил: ,,до тех пор, пока вы не разгадаете загадку собственного ума, всё, что вы делаете, это как выстрел мимо мишени".
Буддийская медитация и буддийское осознавание практикуются не для того, чтобы решить свои психологические проблемы, став спокойной, доброй, незлобивой и гармоничной личностью, превратив сансару с помощью практики медитации в более комфортное место. Буддийская медитация и осознавание совсем не об этом.
Одно из переводов слова ,,буддист" в тибетском языке означает - ,,тот, кто смотрит внутрь". Он смотрит внутрь в поисках этого самого ума, который является источником сансары, а также является источником нирваны.
Как правило, люди вообще не подозревают что у них есть ум, есть сознание. О природе ума они имеют весьма смутное представление. В том числе и наука имеет очень смутное представление о том, что такое сознание. Она не идёт дальше того, что сознание - это функция мозга. И сама несколько смущена этим своим заключением.
Сознание полностью распределено в фиксациях на объектах внешнего мира, а также на объектах своей собственной психики.
Если бы кто-нибудь смотрел с высоты на нашу человеческую землю, то ему бы показалось, что автомобили, которые едут по магистрали, едут сами по себе, по своему собственному желанию, по своим собственным маршрутам. И самолеты тоже летают сами по себе, по своим собственным маршрутам. Поскольку издалека не было бы видно, что внутри самолетов сидят летчики, а внутри автомобилей сидят водители.
Так же и мы - летим и едем куда-то в своих телах, не зная о наличии пилота и водителя - сознания.
Буддийская медитация призвана обнаружить своё сознание, изучить его работу, поставить под контроль и открыть его подлинную природу.
Часто думают, что медитация нужна для того, чтобы не думать. Это не так, потому что мышление - это естественный процесс ума, такой же естественный, как для лёгких - дыхание.
В этом концептуальном мире, построенном на огромном количестве концептов, невозможно существовать без мышления.
Медитация помогает человеку понять - то, что возникло в его уме, это всего лишь мысли, а не реальность, навязанная снаружи.
И если кто-то кажется ему отвратительным негодяем, то это не значит, что этот человек на самом деле отвратительный негодяй. Это значит лишь то, что в его уме возникло чувство гнева и неприятия, которое он проецирует на этого человека.
Медитирующий человек перестаёт управляться импульсами, идущими из мозга. Он достигает определенной степени контроля над своим сознанием, получает возможность сортировать мысли и использовать их продуктивно и творчески. Узнаёт, что мысли можно прекращать, их можно заменять. Так же, как сидя в ресторане, ты можешь выбирать хорошую вкусно пахнущую еду и отказываться от плохой отвратительно пахнущей еды.
Мышление может быть как источником глупости, так и источником мудрости.
В буддизме очень ценится концептуальная праджня, которая тоже очищает ум от грубых концептов, переводя их в более тонкие, более рафинированные, более адекватные концепты.
В свое время даже Пифагор,
прежде чем давать ученикам мистические учения, заставлял их несколько лет заниматься математикой с тем, чтобы их концепции очистились и стали более абстрактными.
Если вы владеете своим сознанием, то комплекс, развившийся из-за слишком маленького роста или слишком длинного носа, убирается очень просто - вы просто убираете эти концепты из потока своего сознания. И вам совсем не обязательно несколько месяцев проводить анализ с психологом, который научит вас видеть преимущества в своем низком росте и длинном носе.
Буддизм учит, как освободиться от деятельности диктующего свои собственные правила ума, освободиться от мира, сотворенного умом.
Осознанность, которой учит буддизм, это осознанность об уме и осознанность о том, чтобы видеть проявление ума как проявление ума, а не как абсолютную реальность.
Учит, как не быть марионеткой, но не в том смысле, чтобы не быть марионеткой своего начальника на работе. ,,Нет, я не буду марионеткой своего начальника на работе", - но при этом ты будешь марионеткой всего остального мира.
Зрелый и взрослый человек проходит мимо песочницы, в которой играют дети. Один ребенок говорит: ,, это моя крепость".
Другой говорит: ,, я веду танк, сейчас разбомблю твою крепость и захвачу её ".
Взрослый умиляется тому, что называет ,,детской игрой".
Потом он садится на скамейку и погружается в свои ,,взрослые" размышления: ,,она меня не понимает, она меня не ценит". У взрослого просто другая форма игры.
Буддийская медитация хочет, чтобы вы освободились от всех игр вообще. Чтобы вы вышли на чистое пространство и в итоге распознали творца всей иллюзии, свой ум.
Как сказано в Самадхи Раджа Сутре:
,,Маги, которые своей магией создают коней, слонов, повозки и другие вещи, знают, что ни одна из этих вещей не является тем, чем она видится.
Все феномены, как таковые, есть только твой ум, проявление твоего ума".
—-
В последнее время очень много людей в интернете стремятся рассказать о том, что такое буддийское осознавание. Очень трудно не заблудиться в этих объяснениях, не попав впросак.
Человек не бывает абсолютно не осознающим.
Все осознают. Танцор осознает свой танец, повар осознает то, что он готовит на кухне, автоматчик, который сидит в засаде, осознает наличие врага в противоположном окопе.
Но этот тип осознанности не освобождает их от вовлеченности в мир, построенный их умственными концепциями. Осознавая, что стреляет, автоматчик продолжает воевать, танцор продолжает плясать, бизнесмен продолжает зарабатывать деньги. Каждый продолжает действовать и создавать карму, кружась в колесе сансары.
Буддийское осознавание призывает вас освободиться от этой ,,вовлеченности в мир сансары".
Сначала вам предлагают посмотреть в свой ум и увидеть, что у вас есть мысли. Увидеть, как они возникают. Понять до некоторой степени природу этих мыслей и в конце концов понять природу того, чем является сам ум.
То есть весь процесс буддийского осознавания начинается с момента, когда вы впервые обнаруживаете, что у вас есть мысли. Затем с удивлением узнаете, что можете как-то контролировать свои мысли.
В конце концов вы понимаете, что все феномены есть не что иное, как творческая энергия вашего сознания, вашего ума. Что всё есть ум.
Техники, которые используются в буддизме, используются исключительно с этой целью - понять, что такое ум и узнать, что он - творец всего.
Учиться осознаванию начинают с практики концентрации на объекте. Объектом может быть ваше дыхание или любой внешний объект - камешек, статуэтка Будды. Или столь популярный ,,настоящий момент".
В традиции хинду практика концентрации может использоваться для достижения каких-то сверхспособностей, которые возникают в результате этой концентрации.
В буддизме мы используем концентрацию просто для того, чтобы не тонуть в потоке своих абсолютно неконтролируемых мыслей, которые изначально мы даже не распознаём.
В начале практика концентрации используется, как цепь в реке. В некоторых местах Ганги течение очень бурное и тот, кто хочет искупаться, должен держаться за железную цепь, чтобы его не унесло течением.
Так же и сознание держится за объект, как за цепь. Вас унесло мыслями в прошлое или в будущее, и вы ,,хватаетесь за цепь" - возвращаетесь в настоящий момент. Или возвращаетесь к внешнему объекту, или к дыханию, что опять же приводит вас в настоящий момент.
Смысл заключается не в том, чтобы упорно впериться в настоящий момент и быть странным человеком, который ничего не замечает, кроме настоящего момента. Это было бы такое довольно ступорозное состояние, которому не позавидуешь.
Если мы спросим себя, что не даёт нам быть в настоящем моменте, то увидим, что это - мысли. Почему мы не находимся в настоящем моменте? Мы не находимся в настоящем моменте, потому что мы начинаем думать о чём-то. Мы начинаем думать о чём-то, мы забываем, где мы находимся и кто мы такие. Когда мы возвращаемся в настоящий момент, то замечаем мысль, которая унесла нас и возвращаемся к объекту медитации.
То же самое происходит с таким объектом, как дыхание. Смысл не в том, чтобы уцепиться за дыхание и полностью погрузиться в него. Это в буддизме считается ошибкой. Были и есть люди, которые сидели в пещерах в Тибете и достигли невероятной степени концентрации на каком-либо объекте, погрузились в этот объект и впали в состояние самадхи. Потом их приходилось будить специальной ритуальной трубой, которую вставляли им в ухо и дудели в нее, повторяя при этом какие-то мантры. Тогда человек выходил из этого медитативного ступора.
Считается, что люди, которые так используют медитацию, используют её не по назначению.
Японская чайная церемония хорошо помогает находиться в настоящем моменте. Ты очень-очень медленно с большим осознаванием проделываешь все процедуры чайной церемонии - наливаешь чай, подносишь чашку ко рту, пьешь, испытываешь вкус чая. И то, что тебя сносит в сторону от этого процесса, это не что иное, как твои мысли. Ты видишь, что погружаешься в мысли и возвращаешься обратно к осознанию чашки, к настоящему моменту, либо к осознанию дыхания.
Когда Мастер Дзен Тхить Нат Хан приезжал много лет назад в Петербург, то мы участвовали вместе с Ним и его монахинями в такой чайной церемонии, это было очень действенно.
Он рекомендовал нам также делать раз в неделю ,,день осознавания".
На один день в неделе уединяться, отключать гаджеты, ТВ, телефон, не читать, не отвлекаться. Только с полным осознаванием осуществлять каждое движение и стараться не погружаться в мысли. Можно прогуляться очень медленно, отслеживая каждый шаг.
Некоторые люди неправильно понимают медитацию на настоящем моменте.
Можно услышать такое: ,,мы сидим в компьютере и прекрасно знаем, что мы делаем, сидя в компьютере". То есть человек считает, что ,,находится в настоящем моменте"...
Или художник говорит, что ,,я рисую картину, я очень концентрирован и нахожусь в полной концентрации на своей деятельности". Он уверен, что его творчество и есть ,,медитация".
Дело заключается не в том, чтобы быть погруженным в свою деятельность. В таком случае все сидящие в компьютере люди были бы очень глубоко концентрированными людьми, причем они бы находились в своей медитации с утра и до вечера по 15 часов в день.
Недавно в поезде на нижней полке сидел индус. Сверху было видно, что он постоянно смотрит ролики из Тик-Ток , каждый где-то не больше минуты.
И он это делал на протяжении всей дороги.
Можно было бы сказать, что это человек, глубоко погружен в медитацию на роликах Тик-Ток. Объектом его ,,медитации" являются эти видео, он на них сконцентрирован.
Но цель медитации заключается в том, чтобы ты осознавал, что происходит в твоем уме. А не то, что происходит на экране гаджета .
Поэтому человек, который решил бы медитировать на роликах Тик-Ток, сначала должен был бы распознать намерение, которое заставляет его впериться в компьютер. Именно это могло бы здесь считаться медитацией.
А распознав намерение, он должен был бы прекратить это действие ( тянуться к телефону) и вернуться обратно к состоянию своей медитации.
Потом он должен снова распознать намерение, которое хочет вернуть его к смотрению ролика tiktok и так далее.
То есть медитация - это когда ты находишься в состоянии, свободном от проявлений и движений ума.
Если ты соединился с просмотром каких-нибудь роликов, то это не медитация.
Благодаря медитации, ты становишься свободным от погруженности во внешние явления, от погруженности во внутренние явления - мысли, чувства;
от погруженности в слышимое, от погруженности в видимое, от погруженности во вкушаемое и от погруженности в осязаемое. То есть как только ты замечаешь, что тебя затаскивает в одно из этих состояний погруженности, ты сразу же прекращаешь это и возвращаешься к осознаванию ( дыхания, камушка, настоящего момента - объекта, который ты используешь в начале).
Шофер, который едет по магистрали, тоже, можно сказать, весьма концентрирован, потому что если бы он не был сосредоточен, то въехал бы в другой автомобиль и совершил аварию.
Но смысл не в том, чтобы он был сосредоточен на дороге, а в том, чтобы он осознавал, что происходит в его уме и был свободен от действия своих мыслей и импульсов.
Боюсь, что если бы он занимался такой формой медитации за рулем, то он вообще не смог бы вести машину.
Также и художник, который увлечённо рисует свою картину. Художники часто говорят, что ,,их творчество и есть медитация".
Но дело заключается не в том, чтобы хорошо и концентрированно рисовать свою картину. В таком случае все люди, которые исполняют какую-то работу, которая более или менее требует концентрации, являются хорошими медитаторами, что на самом деле совершенно не так.
Смысл в том, чтобы человек умел контролировать свой ум. Чтобы сначала он научился контролировать свой ум, а потом перешел к знанию природы своего ума.
Художник, конечно, концентрирован на написании картины, но закончив рисовать, он может накричать на натурщицу, перевернуть ведро с красками и сильно напиться. Вся гамма чувств и эмоций, живущих в его сознании, остаётся по прежнему бесконтрольной, несмотря на сильную концентрацию при написании картины.
Приступая к медитации, люди часто говорят, что ,,у меня вообще нет мыслей", ,,мой ум совершенно спокоен". Потом через некоторое время человек начинает понимать, что мыслей у него всё больше и больше. В конце концов мысли заполняют всё поле восприятия и человек не знает, что с ними делать. Он начинает осознавать то, что было всегда - нескончаемый поток мыслей.
На первых порах вы замечаете только грубые мысли, которые, как большая крупная рыба, выпрыгивают на поверхность воды.
Потом, после того, как вы улучшаете качество своей медитации вы, начинаете замечать также более тонкие мысли, подобные плавающей где-то в глубине мелкой рыбе.
Для того, чтобы начать сознавать и это, и не попадать в течение мыслей, вы должны превратить свой ум в достаточно тонкий инструмент, который находится прямо на самом кончике восприятия и всегда готов распознать всё, происходящее в сознании. Такая тонкость восприятия также не является конечной целью и когда вы в дальнейшем переходите к тому моменту, когда готовы распознать природу или, как говорится, подлинное лицо своего ума, это уже не считается таким важным.
———
Есть еще специальный тип осознанности, который вырабатывается с помощью практики мантраяны.
С помощью практики мантраяны ты не до такой степени фокусирован на явлениях, происходящих внутри твоего ума, но пытаешься открыть свой ум к состоянию знания природы ума, ригпа.
Тантрическая осознанность сильно отличается от осознанности в шаматхе и випашьяне.
В тантрической осознанности ты используешь стадию зарождения, как шаматху, а стадию растворения, как випашьяну.
При тантрической осознанности в мантраяне осознанность возникает естественно в результате твоего объединения с энергией мантры, которая сама по себе является осознанностью в виде звука и энергии.
———
То, что было сказано до этого, имеет отношение к двойственному сознанию.
При этом ум на стадии шаматхи начинает хорошо осознавать свои проявления и не попадает в свои проявления. Но он не осознает сам себя, как источник своих проявлений. Он осознает мысли, но не
осознаёт источник мысли, которым является его собственная природа.
То есть на этом этапе вы осознаете волны, но не осознаете океан. Или, можно сказать, что вы осознаете протуберанцы, но не осознаете самого солнца. Или - осознаете солнечные лучи, но не знаете самого солнца, самого источника этих лучей.
Вы осознаёте мысленное содержание, но не знаете энергию мыслей.
На стадии випашьяны, на стадии знания, вы начинаете осознавать природу собственного сознания, пространство, из которого возникают мысли. Начинаете осознавать океан вместе с волнами, которые поднимаются из него. Осознавать солнце вместе с протуберанцами, которые выходят из него. Или осознавать свое собственное сознание, как солнце, а всю его деятельность - как лучи
Фокус осознавания в данном случае полностью изменяется, потому что то, что вы осознаете и тот, кто осознаёт, в данном случае - одно и то же. Это - не двойственное сознание.
Когда вы распознаете природу ума, то вы распознаете также и природу мыслей.
Вы понимаете, что природа и энергия мыслей это не что иное, как проявление энергии сознания. Таким образом жизнь вашего сознания превращается в самовозникающее самоосвобождение, рангшар рангдрол.
Мысль естественным образом возникает из пространства ригпа и естественным образом освобождается в пространство ригпа, не оставляя при этом следов.
Ваш мыслительный процесс начинает напоминать рисунок, сделанный на воде. Какое-то время он существует, потом растворяется без следа.
Как птицы, пролетающие по небу, мысли возникшие и исчезнувшие в состоянии ригпа, не оставляют следов.
Мысли двойственного сознания оставляют следы, как царапины на стекле.
Мысли, возникшие и освободившиеся в состоянии ригпа, не оставляют следов и превращаются в чистую энергию знания. Таким образом процесс вашего мышления превращается в процесс трансформации кармической энергии в энергию знания, энергию мудрости.