Теперь, пять дней в неделю, Иришка проводила у Кузьминых, а в субботу и воскресенье Андрей сам занимался дочкой. Он снова предложил Марии Ильиничне деньги, за то что она присматривает за девочкой, но та даже обиделась на него:
- Что же, у меня лишней тарелки с супом или кашей не найдется на ребенка?
Тогда Александр, прежде чем забирать домой Иришку, заходил в сельский магазин, покупал то мятные пряники, которые любила Мария Ильинична, то халву, а то и шоколадные конфеты. От таких гостинцев она отказаться уже не могла, хотя и ворчала:
- Вот зачем вы деньги на это тратите? Чай я могу и с сахаром вприкуску попить.
Незаметно прошла весна, наступило лето и долгожданные каникулы. Вера закончила наводить порядок в классе и, вернувшись домой, узнала, что к ним домой заходил Александр Владимирович с Иришкой, чтобы попрощаться перед дорогой.
- В город они собрались поехать, - сказала Мария Ильинична,- Я сказала, что ты в школе, но им некогда было туда заходить, иначе бы на рейсовый автобус опоздали.
- Они насовсем уехали?- Вере стало как то грустно,- Помнишь, я тебе говорила, что долго он не задержится в нашей деревне.
- Я хотела спросить, да как то не осмелилась,- Мария Ильинична виновато посмотрела на дочь,- А тебе то какая печаль, ну уехал и уехал. Только вот ученики опять без учителя остались, но ничего, могут и нового прислать.
Вера кивнула и занялась привычными домашними делами, но все равно продолжала думать об Александре Владимировиче, который никак не выходил у нее из головы.
На следующий день, в школьном коридоре она встретила Анну Ефимовну, которая направлялась к своему кабинету.
- Извините, но я хотела бы у вас поинтересоваться,- тихим голосом сказала Вера и Анна Ефимовна остановилась и с удивлением посмотрела на нее,- У нас в новом учебном году снова не будет учителя по географии и истории?
- Почему, Вера Николаевна, вы так решили?- Анна Ефимовна всех учителей называла на «вы» и по имени- отчеству, даже тех, кого сама когда то учила,- Я не получала от Андрея Владимировича заявление на увольнение. Он сейчас находится в отпуске и в конце августа должен выйти на работу.
- Но, он же уехал и дочку с собой забрал,- продолжала допытываться Вера,- Если бы на несколько дней уезжал, то мог бы Иришку и у нас оставить.
- Мало ли какие могут быть у человека дела,- усмехнулась Анна Ефимовна,-Вот вернется обратно, тогда его обо всем и расспросите. А сейчас, извините, мне нужно немного поработать, в Гороно ждут отчет.
Было уже середина августа, а Александр с дочкой в деревне пока не появлялись, зато объявился Григорий, который приехал навестить мать. Вечером, в изрядном подпитии, он заявился к Кузьминым, только дома оказалась одна Вера, Мария Ильинична засиделась у соседки, а Николай Иванович не вернулся с работы.
- Ты почему не сказала, что у меня дочка родилась?- Григорий со злостью посмотрел на Веру,-Или тебе есть, что от меня скрывать?
- Я хотела тебе сказать,-усмехнулась Вера,- Но ты тогда так был увлечен моей младшей сестрой, которая к тому же, тоже оказалась беременной от тебя. Ну и кто у вас родился, сын или дочь?
- Сын,- Григорий отвел взгляд в сторону.
- Поздравляю с наследником,-снова усмехнулась Вера,- Наверно, вы с Галиной очень счастливы. А от меня ты что хочешь, зачем пришел?
- Ты как бы еще моя жена,- неуверенно произнес Григорий,- Мы ведь с тобой не разведены. Может попробуем снова жить вместе, да и дочка у нас теперь есть, как ей без отца то расти?
- А как же Галина?- Вера прищурила глаза,- На две семьи решил пожить, там у тебя тоже ребенок есть?
- Мы с Галькой давно не живем вместе,- Григорий присел на табуретку,- Расстались сразу же после рождения сына, которого она определила в интернат.
- Куда определила?- переспросила Вера,- Своего собственного ребенка сдала в детский дом? Этого не может быть.
- А зачем ей нужен больной ребенок,- Григорий достал из пачки сигарету, чтобы закурить, но, опомнившись, положил ее обратно,- Мальчик родился с какими то отклонениями. Врачи сразу сказали, что мы с ним еще намучаемся. Вот Галька и решила отказаться от сына, пока он еще маленький. В интернате о нем будут заботиться лучше родной матери. Ты же знаешь свою сестру, она ни о ком, кроме себя не думает.
- Как ты ей мог такое позволить?- Вера нервно заходила из стороны в сторону,- И после всего этого ты смеешь заявляться сюда, да еще предлагать нам жить вместе, словно ничего не было. Убирайся отсюда и чтобы я тебя больше не видела.
- Но, Вер,- Григорий поднялся с табуретки и подошел к ней.
- Убирайся,- Вера указала рукой на дверь,-И забудь, что у тебя есть дочь, никогда тебя к ней не подпущу.
- Мы еще посмотрим,- Григорий пул ногой табуретку, которая с грохотом упала на пол,- Когда захочу, тогда и буду видеться.
- Это с кем ты собираешься видеться?- в комнату вошла Мария Ильинична и грозно посмотрела на зятя,- Чего приперся сюда, да еще и пьяный?
- С дочкой хочу увидеться,-Григорий с вызовом посмотрел на тещу,- Я и знать не знал, что она родилась. Скрыли этот факт от меня. Предлагаю Верке снова жить одной семьей, а она, дура, не соглашается. Можно подумать, что еще будет кому то нужна с ребенком.
- Я вот возьму полено и спущу тебя с крыльца,- Мария Ильинична решительно двинулась на Григорию,- Вмиг дорогу к нам забудешь.
- Да я... да вам...да Верке,- он замахнулся на Марию Ильиничну и тут же скривился от боли.
Александр, который в это время вошел в комнату, перехватил его руку и сильно вывернул ее назад.
- Сам уйдешь или выкинуть тебя из дома, как щенка?- сурово спросил он у Гриши,- Какой же ты мужик, если на женщину руку решил поднять.
- А ты кто такой?- Григорий поднял голову и снова сморщился от боли.
Александр вывел Гришу во двор, довел до калитки и только тогда отпустил его руку:
- Я в юности самбо занимался, поэтому не советую со мной связываться,- сказал он Григорию и быстро пошагал обратно в дом.
- Вы насовсем приехали или так, за вещами и документы забрать?- поинтересовалась у него Мария Ильинична,- А Иришка то как подросла за лето, я ее сразу и не признала.
- Конечно, подросла,- улыбнулся Александр,- 1 сентября уже в школу пойдет. Вера Николаевна, обратился он к Вере,- Возьмете еще одну ученицу в свой класс?
- Такую способную, конечно, возьму,- она тоже улыбнулась в ответ.
Пока Мария Ильинична расспрашивала Иришку, как та провела лето, Вера с Александром вышли на улицу и сели на скамейку.
- Вас так долго не было,- начала говорить она,- Я уже подумала, что вы в деревню больше не вернетесь. Вы с Иришкой куда то уезжали отдыхать?
- Мы ездили к моей матери,- немного помолчав, ответил Александр,- Я долго размышлял и все же решил с ней встретиться, чтобы узнать, почему она со мой так поступила.
- И вы встретились?- прошептала Вера.
- Да,- кивнул головой Александр,- Для нас двоих это было непросто, но все же я смог найти в себе силы и простить мать, которая буквально стояла передо мной на коленях и горько плакала. А еще я познакомился со своими сестрами и братом, племянниками. Так что у меня теперь появилась большая семья. Они нас с Иришкой долго не отпускали домой, уговаривали остаться навсегда, чтобы жить всем вместе, но я пока не готов к таким переменам в своей жизни.
- Вы все же узнали, почему мать бросила вас еще малюткой?- осторожно спросила Вера.
- Как она мне рассказала, что в юности она была, как бы сказать, достаточно ветреной. Легко влюблялась в парней и так же легко расставалась с ними, пока один из них не вскружил ей голову. Через некоторое время моя мать забеременела и даже очень обрадовалась этому, решив, что любимый сразу же жениться на ней. Но, получилось все иначе, он бросил ее и больше никогда не появлялся.
Аборт делать было уже поздно, тогда она вернулась к своей матери, которая постоянно упрекала ее и стыдила за «беспутство». И все же, моя бабушка не отказывала в помощи и готова была помогать в воспитании внука, но мать решила по своему, родив ребенка, то есть меня, она отказалась от него в роддоме и уехала жить в другой город.
- И она никогда о вас не вспоминала?- ужаснулась Вера.
- Говорит, что вспоминала, - вздохнул Александр,- Но разыскать не пыталась, подумав, что меня усыновили другие родители и у меня в жизни все хорошо.
Когда увидела меня на пороге своей квартиры, то сначала даже не поверила, что я ее сын, ведь прошло много лет.
Потом мы долго с ней разговаривали, я рассказал о жизни в детском доме, о бабушке, которая иногда меня навещала. Мать горько плакала и постоянно просила прощения. Она познакомила меня со своим мужем, моими сестрами и братом, не скрывая от них, что совершила большой грех в молодости.
Если честно, то сестры очень обрадовались, что у них появился старший брат, а мой братишка с гордостью заявил, что хочет стать похожим на меня.
- Я очень рада за вас,- искренне произнесла Вера,- Теперь у вас с Иришкой появились родственники и вы не будете чувствовать себя одинокими.
- А тот, которого я невежливо выпроводил из дома кем вам приходится?- поинтересовался Александр.
- Муж,- вздохнула Вера,- Вернее, бывший муж,- она рассказала Александру все, что за последнее время произошло в ее жизни с Григорием.
-Да-а-а-а,- протянул тот,- И после всего этого он осмеливается к вам заявляться, да еще в таком виде.
- Но это еще не все,- Вера низко опустила голову,- Выяснилось, что у меня есть племянник, только сестра сдала его в интернат из-за того что он родился с каким то заболеванием. Я хочу разыскать этого ребенка и забрать к нам домой, может его возможно вылечить при правильном уходе и постоянной заботе.
- Вы очень хороший человек,- Александр с уважением посмотрел на Веру,- Я постараюсь вам помочь. У меня еще остались отпускные дни и завтра же утром я поеду обратно в город, чтобы собрать информацию о вашем племяннике. Только...,-он замялся,- Мне на несколько дней придется оставить Иришку у вас.
Вера быстро закивала головой и стала благодарить Александра за помощь. Он вытащил из кармана блокнот и стал записывать в него данные о Галине, о Григории, которые ему говорила Вера.