Дорогие читатели! Предлагаю познакомиться ближе с уже широко известной юной московской художницей Юнией Косминской, которую называют вундеркиндом. Она работает в технике скетчинга - быстрых набросок. Ей сейчас 12 лет. Заодно выскажем свои мнения в ответ на реплики читателей статей о Юнии других каналов Дзена.
Эта красивая девочка живет с мамой Юлией и папой Алексеем. Папа работал спортивным журналистом, мама - редактором и корректором журнала. Разница в возрасте родителей составляет примерно 20 лет. Уже изначально они были нацелены на рождение именно девочки. Когда в день 12 января дочка появилась, ей было дано имя Юния - символически "объединяющая". Она оказалась не только симпатичной, но и не по годам умненькой малышкой и с двух лет начала рисовать. Чем дальше, тем больше ее рисунки были удивительными, они очень отличались от "обычных" детских работ. Вот тогда и прозвучало слово "вундеркинд".
Произошло это так. Рисунки девочки показали нескольким специалистам. Практически все они отметили необычайный талант Юнии. Одна из педагогов, работающих в художественной школе, высказалась о том, что обучение в такой школе даже может "поломать" индивидуальный стиль и уникальность дара Юнии, поэтому ей надо развиваться в своем, непохожем на других, русле. Тогда оба родителя решили полностью посвятить себя воспитанию талантливой дочери и ушли с официальной работы. Сейчас они живут на те сбережения, которые были сделаны ранее, и на доходы из интернета.
Как видно из рисунков, девочка очень любит животных, особенно собак. Она придумала особый мир, где всем им счастливо живется - "Собачество". Ее рисунки появляются сразу, без предварительных эскизов и набросков, в ходе быстрого, сильного, но пластичного движения безотрывной и изящной линии. Юния использует только черный линер - специальную ручку.
Папа девочки считает, что каждый день Юния должна обязательно выдавать определенное число рисунков - это его безоговорочное требование. В ряде публикаций читатели спорят с таким подходом к творчеству, увидев в нем принудительность, плановость, отчетность. Все рисунки дочери отец бережно датирует и хранит в специальных папках. Ни одного подлинника он пока не продал (хотя были желающие их приобрести), т.к. в дальнейшем, согласно его рассчетам, их цена будет все время возрастать. Однако сканы рисунков Юнии он ежедневно выкладывает в мессенджерах, в т.ч. ВКонтакте.
Что тут можно сказать? Желание извлечь материальную пользу из таланта своих детей не такое уж и редкое явление. Вспомним хотя бы маленького Вольфганга Амадея Моцарта и его старшую сестру Наннерль, отец которых постоянно вывозил своих детей для выступлений в далекие города и страны, а в ходе измождающих поездок в карете заставлял мальчика непрерывно тренировать пальцы на "немой клавиатуре".
Юния - умный, глубокий и тонко чувствующий человек. Таким людям обычно приходится нелегко в обыденной жизни. Она учится на "отлично" в школе, интересуется Древним Египтом, у нее прекрасная правильная речь, демонстрирующая незаурядный ум и духовное содержание богатого внутреннего мира. Почему же в ряде публикаций разгорается дискуссия о приостановлении развития ее дара? Некоторые читатели считают, что содержание ее рисунков остается плюс-минус одним и тем же, статичным. Все ответы будут даны ниже.
Имея далеко не поверхностное профессиональное представление об одаренных детях, могу сформулировать следующие выводы -- ответы на вопросы некоторых читателей других каналов с публикациями о Юнии.
- Судя по репликам читателей, этим людям непонятен стиль жизни данной семьи, раздражает непохожесть мнений родителей Юнии на общие стандарты мнений. Здесь можно сказать только одно: безусловно, родители любят дочь и стараются предоставить ей то лучшее и так, как они понимают. То, что они официально нигде не работают, не является чем-то криминальным. Если мы возьмем произвольно любую семью, всегда в ней обнаружится что-то, не совпадающее с типичным или общепринятым. И это нормально.
- Некоторых читателей удивил тезис о том, что художественное образование может навредить таланту ребенка. Да, такое может быть. Но это касается только очень, очень талантливых учеников. Всем остальным художественное образование, и нацеленное как раз на них как на общую массу, идет только во благо.
- По поводу обязательности рисования девочкой каждый день заданного числа рисунков ничего сказать не могу, т.к. не имею точной информации: или это желание самой Юнии; или это требование отца, как указано; или это требование отца, одобренное(или нехотя принятое) дочерью. Беря во внимание жесткие условия ранней профессионализации будущих артистов балета, цирка, музыкантов-исполнителей, спортсменов - ежедневные экзерсисы, репетиции и тренировки -- постоянная часть их жизни.
- Теперь якобы об отсутствии поступательного развития в мастерстве Юнии. Чтобы сделать такой вывод, нельзя забывать о следующем. Во-первых, правильно ли судить об этом, основываясь только на содержании ежедневных обязательных рисунков? Ведь девочка рассматривает их для себя просто как некие домашние упражнения. Во-вторых, поступательное развитие дара и мастерства может происходить спиралевидно, с отходами назад, остановками, одновременно созидая плацдарм для нового. В-третьих, важную роль играют темпы личностного развития и взросления художницы.