Найти тему
Исторические мелочи

О портрете молодого человека со шведского аукциона

В 2018 г. на стокгольмском аукционе продавалась брошь с миниатюрным портретом «молодого человека». Точнее, описание лота было следующим: «Миниатюрный портрет, брошь, золото 18 карат, гуашь по слоновой кости, штамп: «Стокгольм», первая половина XIX в.». И далее: «Молодой человек с орденом Серафимов».

Что не так с описанием? Ну, во-первых, орденский знак, изображенный на портрете, никоим образом не относится к высшей награде Шведского королевства – ордену Серафимов, а принадлежит шведской же военной награде – ордену Меча. На картинке ниже наглядно представлена разница во внешнем виде знаков эти наград. Знак ордена Серафимов – первый слева в нижнем ряду, ордена Меча – третий слева

-2

И во-вторых, трудно отделаться от ощущения (и думаю, что у большинства читателей это ощущение также возникло при первом же взгляде на аукционную миниатюру), что этот «молодой человек» вполне узнаваем, известен, да и не так уж в общем-то и молод. Изображения этого выдающегося шнобеля профиля, подозреваю, уникального для Швеции, хотя и отличающиеся в деталях, но в целом схожие между собой, достаточно распространены.

-3
-4
-5

Сложно представить, что на портрете может быть изображен кто-то еще, кроме Жана Батиста Жюля Бернадота, маршала Франции, князя Понтекорво, затем с 1810 г. наследного принца Швеции, а еще позднее – с 1818 г. - и короля Швеции и Норвегии Карла XIV Юхана. Не менее сложно понять, как шведские аукционисты могли не узнать в «молодом человеке» на миниатюре основателя своей до сих пор правящей королевской династии.

Ну, ок, возможно в данном случае будет правильнее сказать не «почему они не узнали Бенрадота», а «почему у них не возникло хотя бы подозрения, что это может быть Бернадот». Потому что несколько нюансов, немного «подтачивающих» уверенность, что перед нами именно Карл Юхан, имеются.

Они суть таковы. Во-первых, странно, что наследный принц (или уже король) Швеции изображен в партикулярном платье. Как мы видели выше, большинство портретов Бернадота такого типа, в профиль, изображают его в военном мундире.

Во-вторых, на большинстве портретов Бернадот предстает кареглазым, что, в общем, логично для южанина, уроженца Беарна. На рассматриваемой же аукционной миниатюре глаза персонажа выглядят серо-голубыми.

И, наконец, в-третьих, орден….Согласно шведской Википедии, Бернадот в один и тот же день, 21 августа 1810 г. получил сразу две степени ордена Меча – командора большого креста, то есть высшую, предполагавшую ношение знака на чресплечой ленте и звезды, и степень «рыцаря большого креста». Что такое последнее неясно, поскольку в иерархии орденских степеней есть «рыцарь первого класса» и «командор большого креста», а степень с названием «рыцарь большого креста» отсутствует. Однако если ориентироваться на портреты Бернадота, то ясно, что обыкновенную рыцарскую степень ордена Меча в виде знака на левой стороне груди (то есть, как и на аукционном портрете) он таки носил.

Ф. Жерар «Кронпринц Карл Юхан в шведском генеральском мундире», 1811 г.
Ф. Жерар «Кронпринц Карл Юхан в шведском генеральском мундире», 1811 г.

Так что, констатируя существование некоторых несильных сомнений, можно с 99-процентной уверенностью утверждать, что на миниатюрном портрете со стокгольмского аукциона изображен бывший маршал Франции, а на момент создания портрета – наследный принц или даже король Швеции (и Норвегии) Жан Батист Жюль (Карл Юхан) Бернадот.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.