Найти тему
Дизайн с Алексом

Барочный жемчуг в старинных украшениях. Любуемся украшениями вместе и удивляемся фантазии и мастерству ювелиров.

Барочные жемчужины - удивительные творения природы. Самые красивые и необычные украшения прошлого, которые хочется рассматривать в деталях, сделаны с использование барочного жемчуга. Именно он, его форма, цвет были вдохновением для старинных мастеров. Барочный жемчуг делает эти украшения уникальными и очень привлекательными для ценителей и поклонников ювелирного искусства.

Кулон "Воин среди трофеев", Нидерланды, 1590 г.
Кулон "Воин среди трофеев", Нидерланды, 1590 г.

Одна из главных черт таких украшений — неправильная форма жемчужин, которая придаёт им особую красоту и изящество. Действительно, каким бы талантливым не был ювелир, второго украшения создать не получится. не бывает в природе одинаковых даже двух образцов барочного жемчуга. Вот почему мы практически не встречаем в музеях мира парные украшения с барочным жемчугом, например, серьги.

Подвеска "Гиппокамп". Испания, Около 1600 года. Золото, жемчуг, эмаль. 8,5 х 6,1 см Эрмитаж.
Подвеска "Гиппокамп". Испания, Около 1600 года. Золото, жемчуг, эмаль. 8,5 х 6,1 см Эрмитаж.

Когда мы рассматриваем украшения с барочным жемчугом, мы всегда обращаем внимание на очень органичный дизайн украшений, который достигается благодаря использованию естественных изгибов и форм жемчуга с использование золота и драгоценных камней. Все это делает барочную жемчужину одновременно и центром композиции, и частью художественного замысла ювелира.

Подвеска из золота, барочного жемчуга и эмали.
Подвеска из золота, барочного жемчуга и эмали.

Подвески с барочным жемчугом были одним из наиболее ярких видов ювелирных украшений эпохи Возрождения. Их часто можно видеть на мужских и женских портретах того времени. Большую популярность в эпоху Возрождения получили подвески с барочным жемчугом. Это были великолепные произведения декоративно-прикладного и ювелирного искусства. Эскизы к этим украшениям создавались самыми именитыми художниками своей эпохи.

Жемчужина Хоуп получила свое имя от имени Генри Филипа Хоупа. Он был одним из самых   коллекционеров драгоценных камней (имя его увековечено в имени знаменитого алмаза Хоуп). Весит эта жемчужина  450 карат
Жемчужина Хоуп получила свое имя от имени Генри Филипа Хоупа. Он был одним из самых коллекционеров драгоценных камней (имя его увековечено в имени знаменитого алмаза Хоуп). Весит эта жемчужина 450 карат

Каких только форм не делали эти подвески. Самыми популярными, конечно, были кресты. Но встречались круглые, квадратные, сложно изогнутые треугольные формы. А барочный жемчуг открывал огромные возможности для фантазии художников и ювелиров - появлялись грушеобразные формы, образы облаков, фигурок животных, могучих торсов богов, корзинок с цветами. Ювелиры при создании подвесок часто обращались к мотивам античных и религиозных сюжетов, к мифам и легендам, известным и экзотическим образам флоры и фауны.

Подвеска с единорогом.
Подвеска с единорогом.

В барочных украшениях была очень популярна и морская тема. В барочных жемчужинах ювелиры, обладающие невероятной фантазией, могли увидеть силуэты морских существ, корабликов. Схожие по форме и декору подвески с барочным жемчугом можно встретить на многих портретах немецкой знати середины шестнадцатого века.

Подвеска "Лебедь"
Подвеска "Лебедь"

А вот - подвеска из золота и барочного жемчуга в виде сидящего упитанного кота, сделанная в конце 16 века в Испании:

Золото, барочный жемчуг.  Музей Метрополитен.
Золото, барочный жемчуг. Музей Метрополитен.

Золото, барочный жемчуг, жемчуг, рубины и изумруды использовали ювелиры для создания этой красоты. Эта подвеска хранится в Музее Метрополитен.

Подвеска "Лев"
Подвеска "Лев"

Подвеска "Лев" сделана из барочного жемчуга и эмали в эпоху Возрождения. 

Этот Тритон - удивительный. Тритон — это скульптурный кулон в стиле периода позднего Возрождения. Торс морского божества Тритона сделан из крупной посеребренной жемчужины неправильной формы.

Тритон.
Тритон.

Голова фигурки выполнена из золота, лицо и руки покрыты белой эмалью, а хвост украшен цветной эмалью, рубинами и бриллиантами. В правой руке он держит кривой меч-ятаган, а в другой - щит в виде головы мифического чудовища. Три подвески из жемчужин неправильной формы дополняют украшение. Очень эффектно обрамлены резные рубины и алмазы старинной огранки. Долгое время считалось, что украшение создано в 16-17 веках. Тритон действительно напоминает старинные украшения, на которые мы уже любовались. Но эту подделку выданы бриллианты. Эта огранки алмазов считается характерной для середины девятнадцатого века.

Тритон. Подвеска.
Тритон. Подвеска.

Действительно, современные исследования подтвердили догадки искусствоведов и показали, что это украшение - подделка викторианской эпохи. Конечно, эта потрясающая барочная жемчужина - настоящая, морская, а вот обрамление долгие годы вводило всех в заблуждение. По данным Музея Виктории и Альберта, это украшение датируется 1800–1860 годами.

Брошь с барочным жемчугом, Индия, 1575-1625
Брошь с барочным жемчугом, Индия, 1575-1625

В шестнадцатом веке в моду входят новые ювелирные украшения. Это были пряжки-аграфы для беретов. Декором аграфа служили те же древние мифы и легенды с фантастическими существами и богами, а также букетики причудливых цветов и форм, образ рукопожатии и вечные античные сюжеты.

Украшение с рубинами, алмазами, жемчугом, эмалью и золотом. Амстердам.
Украшение с рубинами, алмазами, жемчугом, эмалью и золотом. Амстердам.
Настольное украшение в виде лебедя и гнезда из золота, барочного жемчуга, алмазов и рубинов.
Настольное украшение в виде лебедя и гнезда из золота, барочного жемчуга, алмазов и рубинов.
Топазы, рубины, жемчуг, золота, алмазы. настольное украшение. Конец 16 века. Музей Амстердама.
Топазы, рубины, жемчуг, золота, алмазы. настольное украшение. Конец 16 века. Музей Амстердама.

Барочный жемчуг, особенно его самые крупные экземпляры использовались для создания необычных настольных украшений. Полюбуйтесь, это украшение в виде статуэтки садовника или винодела с трогательной кошкой сохранилось в Дрезденском музее "Зеленый свод":

Фигурка садовника (винодела) с кошкой из барочного жемчуга, резных драгоценных камней, золота и эмали.
Фигурка садовника (винодела) с кошкой из барочного жемчуга, резных драгоценных камней, золота и эмали.
Слон. Фулько ди Вердура.
Слон. Фулько ди Вердура.

Конечно, сегодня тоже можно найти украшения с барочным жемчугом, но это, согласитесь, уже совсем другой уровень мастерства и фантазии ювелиров. Мало кто захочет проводить огромное количество времени придумывая и создавая индивидуальный дизайн под каждую жемчужину.

Кольцо с барочным жемчугом. Ювелирный дом Максим Демидов.
Кольцо с барочным жемчугом. Ювелирный дом Максим Демидов.

Именно поэтому барочный жемчуг сегодня практически не найти в ассортименте крупнейших ювелирных домов мира.

Ювелирный дом Максим Демидов
Ювелирный дом Максим Демидов

Надеюсь, дорогие читатели, Вы получили удовольствие, рассматривая эти необычные украшения. Не забывайте ставить лайки, писать комментарии, подписываться. Я прощаюсь с Вами, до новых встреч. Ваш Алекс.