Барочные жемчужины - удивительные творения природы. Самые красивые и необычные украшения прошлого, которые хочется рассматривать в деталях, сделаны с использование барочного жемчуга. Именно он, его форма, цвет были вдохновением для старинных мастеров. Барочный жемчуг делает эти украшения уникальными и очень привлекательными для ценителей и поклонников ювелирного искусства.
Одна из главных черт таких украшений — неправильная форма жемчужин, которая придаёт им особую красоту и изящество. Действительно, каким бы талантливым не был ювелир, второго украшения создать не получится. не бывает в природе одинаковых даже двух образцов барочного жемчуга. Вот почему мы практически не встречаем в музеях мира парные украшения с барочным жемчугом, например, серьги.
Когда мы рассматриваем украшения с барочным жемчугом, мы всегда обращаем внимание на очень органичный дизайн украшений, который достигается благодаря использованию естественных изгибов и форм жемчуга с использование золота и драгоценных камней. Все это делает барочную жемчужину одновременно и центром композиции, и частью художественного замысла ювелира.
Подвески с барочным жемчугом были одним из наиболее ярких видов ювелирных украшений эпохи Возрождения. Их часто можно видеть на мужских и женских портретах того времени. Большую популярность в эпоху Возрождения получили подвески с барочным жемчугом. Это были великолепные произведения декоративно-прикладного и ювелирного искусства. Эскизы к этим украшениям создавались самыми именитыми художниками своей эпохи.
Каких только форм не делали эти подвески. Самыми популярными, конечно, были кресты. Но встречались круглые, квадратные, сложно изогнутые треугольные формы. А барочный жемчуг открывал огромные возможности для фантазии художников и ювелиров - появлялись грушеобразные формы, образы облаков, фигурок животных, могучих торсов богов, корзинок с цветами. Ювелиры при создании подвесок часто обращались к мотивам античных и религиозных сюжетов, к мифам и легендам, известным и экзотическим образам флоры и фауны.
В барочных украшениях была очень популярна и морская тема. В барочных жемчужинах ювелиры, обладающие невероятной фантазией, могли увидеть силуэты морских существ, корабликов. Схожие по форме и декору подвески с барочным жемчугом можно встретить на многих портретах немецкой знати середины шестнадцатого века.
А вот - подвеска из золота и барочного жемчуга в виде сидящего упитанного кота, сделанная в конце 16 века в Испании:
Золото, барочный жемчуг, жемчуг, рубины и изумруды использовали ювелиры для создания этой красоты. Эта подвеска хранится в Музее Метрополитен.
Подвеска "Лев" сделана из барочного жемчуга и эмали в эпоху Возрождения.
Этот Тритон - удивительный. Тритон — это скульптурный кулон в стиле периода позднего Возрождения. Торс морского божества Тритона сделан из крупной посеребренной жемчужины неправильной формы.
Голова фигурки выполнена из золота, лицо и руки покрыты белой эмалью, а хвост украшен цветной эмалью, рубинами и бриллиантами. В правой руке он держит кривой меч-ятаган, а в другой - щит в виде головы мифического чудовища. Три подвески из жемчужин неправильной формы дополняют украшение. Очень эффектно обрамлены резные рубины и алмазы старинной огранки. Долгое время считалось, что украшение создано в 16-17 веках. Тритон действительно напоминает старинные украшения, на которые мы уже любовались. Но эту подделку выданы бриллианты. Эта огранки алмазов считается характерной для середины девятнадцатого века.
Действительно, современные исследования подтвердили догадки искусствоведов и показали, что это украшение - подделка викторианской эпохи. Конечно, эта потрясающая барочная жемчужина - настоящая, морская, а вот обрамление долгие годы вводило всех в заблуждение. По данным Музея Виктории и Альберта, это украшение датируется 1800–1860 годами.
В шестнадцатом веке в моду входят новые ювелирные украшения. Это были пряжки-аграфы для беретов. Декором аграфа служили те же древние мифы и легенды с фантастическими существами и богами, а также букетики причудливых цветов и форм, образ рукопожатии и вечные античные сюжеты.
Барочный жемчуг, особенно его самые крупные экземпляры использовались для создания необычных настольных украшений. Полюбуйтесь, это украшение в виде статуэтки садовника или винодела с трогательной кошкой сохранилось в Дрезденском музее "Зеленый свод":
Конечно, сегодня тоже можно найти украшения с барочным жемчугом, но это, согласитесь, уже совсем другой уровень мастерства и фантазии ювелиров. Мало кто захочет проводить огромное количество времени придумывая и создавая индивидуальный дизайн под каждую жемчужину.
Именно поэтому барочный жемчуг сегодня практически не найти в ассортименте крупнейших ювелирных домов мира.
Надеюсь, дорогие читатели, Вы получили удовольствие, рассматривая эти необычные украшения. Не забывайте ставить лайки, писать комментарии, подписываться. Я прощаюсь с Вами, до новых встреч. Ваш Алекс.