Найти тему
Дизайн с Алексом

Художник Томас Гейнсборо: обожаемая пейзажная живопись и приносящие доход портреты

Картины этого художника нежные, притягательные, элегантные и аристократичные. В них то прослеживается рококо, то романтизм или реализм... Интересны его пейзажи и портреты. Хотя сам он портреты не любил. Он говорил, что "...нет чертовщины хуже, чем писание портретов...". Но на самом деле именно этот жанр приносил наибольший доход. Давайте полюбуемся на полотна талантливого английского художника Томаса Гейнсборо.
Портрет дочери художника Маргарет.  1772, 75.6×62.9 см
Портрет дочери художника Маргарет. 1772, 75.6×62.9 см
Всадник в лесу.  Акварель, масло, мел. 1760 гг , 23.3×28.7 см
Всадник в лесу. Акварель, масло, мел. 1760 гг , 23.3×28.7 см

Томас Гейнсборо родился в 1727 году в семье торговца тканями и шерстью. У него было право на монопольную торговлю саванами. Это дело достаточно долгое время приносило семье большой доход, но потом семья начала беднеть. Денег на обучение рисованию, которое так желал получить Томас, не хватало. В детстве мальчик постоянно убегал из дома, чтобы найти что-то живописное и непременно запечатлеть. Трагическая случайность в семье помогла найти необходимое количество денег на обучение сына: дядя и его сын погибли при невыясненных обстоятельствах и семья Гейнсборо получила внезапное наследство. Томас поехал в Лондон, где его стал обучать французский гравер и художник Юбер Гравело. Так он овладел основными приемами и навыками рисования.

Пейзаж с коттеджем и церковью. Масло, мел.  1772, 41.3×49.4 см
Пейзаж с коттеджем и церковью. Масло, мел. 1772, 41.3×49.4 см
Портрет офицера 4-го Пехотного полка с собакой. Фрагмент.  230,2 х 156,1 см
Портрет офицера 4-го Пехотного полка с собакой. Фрагмент. 230,2 х 156,1 см

В последующем художнику пришлось совершенствоваться самому. Многие классические мастера живописи и современные ему художники оказали на него влияние в разные периоды жизни. Это были и классика голландской живописи, и английские мастера. Сначала Ян Вейнантс, ван Рёйсдал, а позднее Ван Дейк, Рубенс, Дюге... Истинным своим призванием Томас Гейнсборо всю жизнь считал пейзажную живопись. Даже когда у него не было возможности идти на пленэр, он создавал из мелочи и доступных материалов "живые" уголки дома и рисовал природу даже ночью при свечах...

Скалистый пейзаж с деревянным мостом. 1782г, 30.2×40.4 см. Тушь, мел, бумага
Скалистый пейзаж с деревянным мостом. 1782г, 30.2×40.4 см. Тушь, мел, бумага
Сеттер на фоне пейзажа. 1774г, 100×123 см
Сеттер на фоне пейзажа. 1774г, 100×123 см
Пейзаж с замком и пастухом и коровами у моста. Масло, холст. 1772, 41.5×54 см
Пейзаж с замком и пастухом и коровами у моста. Масло, холст. 1772, 41.5×54 см

Художник был женат. Его женой стала незаконнорожденная дочь герцога де Бофор. Ее отец положил ей в год хорошую сумму. Эти деньги не раз выручали Томаса Гейнсборо в трудные времена. В семье родилось две дочери - Мэри и Маргарет. Для получения какого-либо дохода художник брался за заказы на портреты. Учитывая, что он был весьма общителен и играл на музыкальных инструментах, ему всегда были рады во многих домах, где он бывал, и заказы на портреты поступали часто. Однако, они совершенно не приносили ему удовольствия. Но писал он их очень талантливо. Больше ему удавались те образы, которые вызывали у него эмоциональный подъем - портреты близких друзей и семьи.

Джованна Бачелли. Фрагмент. 1782г, 226.7×148.6 см
Джованна Бачелли. Фрагмент. 1782г, 226.7×148.6 см
Изабель Франкс. 1778, 125.5×102 см
Изабель Франкс. 1778, 125.5×102 см
Гейнсборо. Акварель, мел, лак
Гейнсборо. Акварель, мел, лак

Томас Гейнсборо стал одним из основателей Королевской Академии Художеств, ежегодно выставлял свои полотна в Лондоне. Правда позднее он поссорился с другими академиками, не сойдясь во взглядах. Его творчество признавала и королевская семья: ему позволяли писать портреты особ голубых кровей...

Три старшие принцессы. 1784г. 129,7 х 179,8 см
Три старшие принцессы. 1784г. 129,7 х 179,8 см

Художник умер из-за опухоли. Он предчувствовал свою скорую смерть, хотя симптомов не ощущал. Ему был всего 61 год. Его полотна и сегодня радуют глаз своей непосредственностью, лиричностью пейзажей, вниманием к природе на картинах. Даже его наброски и этюды отличаются высокой художественной ценностью. Они отличаются тщательной проработкой, деталями, прорисовкой, легким мазком...

Прибрежный пейзаж с коровами и рыбацкими лодками.  1784г, 63.5×76.2 см
Прибрежный пейзаж с коровами и рыбацкими лодками. 1784г, 63.5×76.2 см
Пейзаж с дорогой вдоль скалы.  1783г, 20.8×30.5 см. Акварель, тушь, белила, бумага.
Пейзаж с дорогой вдоль скалы. 1783г, 20.8×30.5 см. Акварель, тушь, белила, бумага.

Надеюсь, что Вам понравились эти полотна художника. Спасибо, что читаете. Пишите комментарии, подписывайтесь. Ваш отклик очень важен для меня. До новых интересных встреч. Ваш Алекс.