Чувство собственной важности идёт рука в руке с жалостью к собственной персоне. Наталкиваясь на одну из ключевых проблем, человек начинает увиливать от её решения. Он начинает делать всё что угодно, но только не то, что следует. Ему то не хватает времени, чтобы всё обдумать, то на него наваливаются срочнейшие дела, то он находит, по его мнению, более важные и интересные темы. Человек готов рассмотреть любые варианты, но только не признать себя малодушным персонажем, пасующим перед принятием действительно важного решения.
Этот страх способен даже затмить уже имеющийся у человека опыт. Например, ставить на место наглых родственников он уже может, а вот урезонить хамоватого продавца в магазине – нет. Или наоборот, сути дела это не меняет. Качество жалости к себе любимому опасно тем, что человек признаёт свою слабость, а для достижения свободы требуется воля и дисциплина. И эта дилемма может привести даже к отказу от обучения. И игнорировать её бесконечно не получится. Это неизбежно по той простой причине, что ничто в этом мире не стабильно, всё течёт и изменяется, это Закон. Любая мелкая рана, если её не промыть, способна стать эпицентром заражения всего организма. Рану следует промывать, как бы это ни было больно. Рано или поздно, но человек окажется перед жёстким выбором, куда ему следует идти. Его слабости будут тянуть в прежнее болото, с которым он уже как бы расстался, и, скорее всего, человек изберёт именно это направление, потому как его смелости и настойчивости не хватило даже в менее жёстких условиях.
Обучающийся, чувствуя себя Духом, из-за собственной важности и жалости остаётся вполне способным на обычную человеческую глупость и самонадеянность. Начав применять методы Системы Знаний, ученик получает достаточно весомые результаты, если, конечно, у него хватает самокритики понять, что ничто не упало на него, как манна небесная. Эти результаты начинают скапливаться, но то, что чёткого и ясного понимания у ученика не сложилось, вследствие расплывчатого знания теории и пунктирного внимания, приводит к весьма опасной позиции. Опасность такого положения в том, что человек теряет из виду ту грань, за которой он оказывается уже не способным действовать эффективно. И как правило, это становится очевидно, когда он уже оказывается по самые уши за этой самой гранью. Это опять подтверждает принцип о том, что если объективные проблемы не заметить вовремя, то они обязательно перерастут в катастрофу. И чтобы такие проблемы стали очевидными, надо это что-то не совсем понятное довести до гротеска или абсурда. Хорошо, если ситуация будет выглядеть просто смешной, но, как правило, такие ситуации имеют противоположный характер. Я всегда говорил, что эти знания призваны вести человека к свободе, и для легкомысленных игр на этом пути нет ни места, ни времени.
К вышеперечисленным качествам обучающегося можно было бы добавить ещё несколько, но это только уведёт в сторону от вопроса, кто же всё-таки рулит, Дух или Человек. Вопрос, кто рулит обучающимся СЗ, далеко не риторический. Это очень важный вопрос, прямо скажем, основополагающий. Представьте, с какими проблемами сталкивается лётчик, если он не уверен, кто управляет самолётом – он или автопилот? Положение ученика ещё сложнее, у лётчика хотя бы лампочка горит, когда автопилот включён. Ученик же оказывается в кошмарной ситуации, в которой автопилот (человеческая модель поведения, продиктованная прежним опытом) включается как бы спонтанно.
Не имея должных критических инструментов, человек не может увидеть признаки тех условий, при которых он теряет возможность принимать адекватные решения, и идёт на поводу у своей прежней природы, от которой он так старается избавиться. Подобный парадокс может перерасти в грандиозную растерянность, попав в которую человек может окончательно потеряться: кто он, что он и куда он идёт. В этом случае у обучающегося остаётся только одно – искать кого-нибудь, кто бы мог объяснить ему, правильно ли он поступает или нет. В общем и целом, он оказывается лишён возможности делать самостоятельные выводы. И так как среди обычного окружения искать советы так же бессмысленно, как и пытаться затащить футбольного фаната в театр, то он обращается к автору «Краткого Курса..». Кстати сказать, далеко не все идут на прямой контакт. Кому-то мешает некий страх оказаться глупее, чем он сам о себе думал, кто-то самонадеянно полагается, что во всём способен разобраться самостоятельно, кто-то просто не придаёт должного значения тому, что происходит в его жизни. Словом, причины не обращаться за помощью были только что описаны.