Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико». Он не датирован, но дату легко установить по письму Сергея Васильевича, отправленному из Нью-Йорка в декабре 1934 года его другу Николаю Метнеру. Вот что писал Рахманинов: «Дорогой Николай Карлович, только что вернулся из длинного путешествия домой. Буду здесь до 29-го, а затем уезжаю в Мексику, 17-го января дома, и 19-го сажусь на пароход. Надеюсь Вас повидать между 26 и 29 января в Париже. Анне Михайловне привезу лекарство, которое, как меня уверяют, излечивает совершенно от сенной лихорадки. Душевный привет. Ваш Сергей Рахманинов».
Однако концерты в Мехико не состоялись, и причиной тому, видимо, была усталость. Продолжительное путешествие, о котором пишет Рахманинов, было насыщенной гастрольной поездкой по Америке: за месяц с небольшим пианист выступил в разных городах в пятнадцати сольных концертах и в четырёх симфонических — как солист.
Что именно Рахманинов планировал исполнить в Мексике? Каждый из пяти концертов должен был состоять из двух отделений, включавших в основном классический репертуар: сочинения зарубежных композиторов — Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена, Крейслера, Листа, Вебера, Брамса, Шумана, Дебюсси; из русских — Скерцо Бородина и Баркаролу Рубинштейна. В трёх из пяти концертов Рахманинов намеревался исполнить и собственные произведения — Прелюдию (вероятно, самую популярную, до-диез минорную), Музыкальный момент, Восточные эскизы, Этюд-картину, Юмореску и транскрипцию пьесы Крейслера «Муки любви».
Особую ценность концертной программе придают рукописные пометы Рахманинова карандашом — изменение и уточнение списка сочинений. Небольшой листок предоставляет важные сведения исследователям жизни и творчества великого музыканта.
Подлинные архивные документы — это живая история музыки.