Хочу сравнить два течения в современной музыке – советскую эстраду и западный рок. Некоторые считают, что незачем сравнивать эти направления. У каждого из них свой характер и свои корни. Это, действительно так. Но тем и интересней будет сравнить и проанализировать такие разные и непохожие движения в современной мировой музыке.
Наверное, я сейчас скажу для многих не очень приятную вещь – я не большой любитель советской эстрады и вокально-инструментальных ансамблей тех времён. Я не особо любил их тогда, не испытываю к ним ностальгических чувств сейчас, и, пожалуй, уже никогда не полюблю. Но прежде чем кидать в меня тапками, выслушайте моё мнение по этому поводу. Советская эстрада - это отдельное течение в мировой музыке. Она исходила из наших национальных традиций, основанная на чисто песенном жанре. Музыку и слова для ВИА, в основном писали признанные мэтры, входившие в состав союза композиторов и союза писателей. Аранжировками тоже занимались профессионалы. «Левых» музыкантов на этой сцене практически не было. Большинство из них имели высшее музыкальное образование и прекрасно владели своим ремеслом. Вокалисты тоже были высочайшего уровня. Мелодии песен советских ВИА были довольно красивые и разнообразные по гармонии. Но при всех этих достоинствах та музыка, которая лилась в то время с радиоточек и издававшаяся на пластинках фирмы «Мелодия», была мне совершенно чуждой. Объяснение этому очень простое. Весь репертуар советской эстрады состоял из стандартных песен: куплет-припев, и у них не было никакого развития. Тематика песен тоже имела стандартный набор. Как правило, процентов на 70 она имела патриотическую направленность. Типа «не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым…» и т д. Ну, ещё слащавые песенки о неразделённой любви и в таком духе. Какими бы эти песни не были красивыми и мелодичными, мне они казались скучными и быстро приедались. В состав ВИА в те годы входило, как правило, около десяти человек. Но проявить себя музыкантам тогда не давали. Никаких затяжных сольных партий и, упаси Бог, импровизаций, им играть не позволяли. Шаг вправо или влево, если не расстрел, то потеря партбилета со всеми вытекающими. Одеты они были все одинаково и выглядели как те два молодцА, одинаковых с лицА. На сцене музыканты тоже вели себя очень скованно. Помню, как ещё подкалывали над ними – «ходят по сцене, как лом проглотили». Немного раскрываться музыканты позволяли себе только на выездных живых концертах. Там они вели себя более раскованно и могли продемонстрировать своё исполнительское мастерство. Но их выступления вживую могли увидеть далеко не все. Существовали, конечно, и оригинальные ансамбли, которые применяли в своём творчестве элементы арт-рока, джаз-рока и фолк-рока, но всё же, это были редкие исключения. А по хард-року, транслирующемся в то время по ТВ, могу припомнить только две песни. Это «Баю баюшки баю» из «Бременских музыкантов» и «У попа была собака» из «Ну, погоди!». Так, что в целом картина была слишком скучной и однообразной.
Западная рок музыка имела совершенно другое лицо. Заранее скажу, чтобы меня не упрекали в не патриотичности - я очень люблю русскую культуру, живопись, литературу и, конечно же, русскую и советскую академическую музыку. Сколько у нас было талантливейших композиторов и исполнителей. Но сейчас речь не о них. Когда ещё в детстве, сначала на катушках, а в дальнейшем на дисках, я услышал западных рок-исполнителей, для меня это был настоящий шок. Это была совершенно другая музыка с другим лицом, характером и подачей звука. Сначала я увлёкся хард-роком. Группы, играющие в таком стиле, поразили меня своим напором, страстью и энергетикой. Позже я проникся арт-роком, джаз-роком и фьюжном. Сейчас подсел на RIO и авант-прог. Все эти стили резко отличались от того, что называлось советской эстрадой. Не все музыканты там были с высшим музыкальным образованием, но вовсе не это являлось главным фактором в рок-музыке. Главное, западным музыкантам позволяли мыслить, фантазировать, импровизировать и играть ту музыку, которая им была по душе. И ещё очень важно в рок-музыке иметь своё индивидуальное лицо и узнаваемость. А ярких индивидуальностей в западном роке в то время было очень много. В 60е годы многие музыканты ушли в поиски звука и начали экспериментировать. Их материал был ещё достаточно сырой, но уже в то время многим удалось открывать такие удивительные музыкальные комбинации, которые слушаются современно даже сейчас. А фантазии музыкантов психоделического жанра тех лет мы восторгаемся до сих пор. К 70м годам рок-музыка эволюционировала. Появились несколько разных стилей и направлений – хард-рок, блюз-рок, арт-рок, фолк-рок, софт-рок, глэм-рок, джаз-рок, фьюжн. В хард-роке и блюз-роке материал был достаточно прост. Но он с лихвой компенсировался энергией и эмоциональностью музыкантов. В арт-роке, джаз-роке и фьюжне композиции были уже гораздо сложнее. Как правило, они состояли из множества частей разных по содержанию. Материал их был многогранный, контрастный, с постоянными сменами темпа, полиритмией и модуляциями. Музыканты в этих жанрах уже стали профессионалами, и инструментальная часть у них была очень яркой, виртуозной и разнообразной. Далее появилось движение Rock In Oposition, где музыкальный материал стал ещё сложней. Это был некий синтез авангардной камерной академической музыки с прогрессивным роком. Ещё позже стали образовываться панк-рок, новая волна, техно. А в 80е годы прогремел хеви-метал. А это тоже целый мир со своими законами и разными направлениями. О западной рок-музыке можно писать очень много, но я и так уже настрочил достаточно. Её и без меня все знают очень хорошо. А теперь давайте сравним нашу советскую эстраду и западную рок-музыку. И ещё ответим на вопрос - был ли рок у нас в Советском Союзе? Наверняка, найдутся те, кто предпочтут спокойные мелодичные песни советских времён. И я с ними спорить не буду. У каждого свой вкус и музыкальные предпочтения. Но для меня лично, рок-музыка гораздо интересней и разнообразней. Наверное, многие скажут, что рок у нас в Союзе появился после перестройки. И действительно, двери на запад тогда приоткрылись, народ вдохнул воздух свободы, а цензура перестала существовать. На этом фоне, как тараканы из всех щелей повылезали доморощенные рок-музыканты, и заиграли кто во - что горазд. Но было ли это настоящим роком? На мой взгляд, эти рок-группы играли ещё гораздо хуже, чем ВИА советских времён. Музыканты, в большинстве своём, были непрофессиональными. Некоторые с трудом соединяли три аккорда и не всегда попадали в тональность. Многие музыкальные ходы у них были содраны у западных групп. А если у немногих и получалось творить что-то оригинальное, то это больше напоминало музыку бардов в изложении на электроинструментах. Основной смыл русского рока ложился на тексты, а музыка была вторичной. Но рок, это не только поэзия, а ещё и музыка. И, тем не менее, у русского рока огромная армия поклонников, так, что он тоже имеет право на существование. И всё же, сравнивать его с западным, я думаю, неуместно. Хотя, безусловно, у нас тоже были оригинальные и талантливые ВИА и яркие рок-группы. Но, всё же, это были скорее исключения из общего фона серости и безликости.
Конечно, объяснение всему этому есть. На западе в то время у музыкантов были совсем другие возможности. Они играли на классных инструментах, могли записываться в профессиональных студиях и выступать в хороших концертных залах. Многие группы выпускали альбомы официально. Но даже те, кто контракт с фирмой заключить не смог, всё равно записывались и выпускались приватно. У наших музыкантов такой возможности не было, да и отечественная аппаратура оставляла желать лучшего. Но и у нас в то время тоже было огромное количество разных ВИА. В нашем небольшом городке, c населением чуть более ста тысяч человек, имелось несколько дворцов культуры и клубов. И в каждом из них была своя группа. В парке культуры тоже был свой ВИА. В доме пионеров два состава. На многих заводах и в учебных учреждениях тоже имелись свои вокально-инструментальные ансамбли. В ресторанах играли свои профессиональные группы. Недалеко от моей дачи находился фабричный посёлок. И даже там, в местном деревенском клубе было два состава ВИА. Конечно, уровень музыкантов во многих группах был невысокого уровня. Да и репертуар у них в основном состоял не из своих песен, а из шлягеров тех времён. Но, всё равно музыкальная жизнь кипела. Каждый год у нас проходил городской смотр местных вокально-инструментальных ансамблей. В нём принимали участие как самодеятельные коллективы, так и профессиональные. Я сам в то время неплохо играл на гитаре, но в ансамблях не участвовал. Петь я не умел, да и репертуар их мне не подходил. Но я всегда был в тесном контакте с местными музыкантами. У многих был неплохой потенциал. И кто знает, если бы у них была достойная аппаратура, возможность записаться в студии и отсутствие цензуры, не исключено, что и у нас бы рождались свои Битлы, Пинк Флойды, Лед Зеппелины и Кинг Кримсоны.
Мне некоторые профессиональные журналисты говорили, что все эти движения - звенья одной цепи под названием поп музыка. То есть, вся музыка, помимо академической и джаза, является популярной и развлекательной. А рок со всеми его стилями и направлениями всего лишь ниша в огромном мире поп музыки. Наверное, формально они правы. С профессиональной точки зрения журналистов, с этим можно согласиться. Но я не критик и не музыковед, а простой слушатель. Хотя стаж и опыт в этом деле у меня немалый. Так вот со стороны простого слушателя, позволю себе с этим не согласиться. Возьмём, к примеру, классические произведения такие как «Шутка» Баха, 40я симфония Моцарта, «Танец маленьких лебедей» Чайковского. Это же самая настоящая легкая, популярная музыка для отдыха и развлечений. А если взять музыку психоделического рока, авант-прога или фьюжна? Мне, например, трудно представить себе альбомы King Crimson, Gentle Giant, Van Der Graaf Generator, Mahavishnu Orchestra развлекательными. А группы движения RIO популярными. Всё очень условно и относительно. Мир рок музыки огромен и многогранен, и он никак не умещается в рамках одной только популярной музыки.