...На площадке у памятника осетинской букве Æ мы услышали треск вертолёта, и вскоре я высматривал в ультразум маленькую чёрную машину на фоне колоссальных стен Кариухоха. Более того, летел вертолётик с открытой дверью, из которой сверкали на весь Кавказ чьи-то голые коленки - видимо, поднялся с какой-нибудь элитной базы отдыха. Впереди таких не будет: в Даргавской котловине хоть и больше туристов, чем жителей, но пока она сохраняет дикость. С Какадурского перевала (ведёт из соседнего Куртатинского ущелья) она видна почти насквозь - до скалистой горы Чизджитыхох (2823м), под которой и стоит Даргавс - её столица.
Над всем этим царственно нависает Джимарайхох, или просто Джимара (4780м) - ближайшая соседка Казбека по Хохскому хребту и последняя вершина Кавказа, превосходящая высотой горы в любой другой части России. Отсюда, впрочем, её закрывает Шаухох, сравнимый по высоте (4636м) и схожий по силуэту. К её подножью мы и направлялись:
Дорога с перевала спускается в Фазикау - небольшое село (60 жит.) под горой Тбаухох (2980м) у развилки дорог к двум главным достопримечательностям Тагаурии. Направо от верхних околиц рукой подать до места, где в Гизельдон, главную реку этой долины, сливаются Цатадон и Мидаграбиндон. У второго название сложнее, но нам - в его ущелье:
На грунтовке за Фазаикау я всё ждал, когда же она станет непроезжей для легковушки, но наша арендованная "Лада Гранта" шла уверенно.
Вход в Мидаграбинское ущелье стережёт крошечное (30 жителей) село Джимара:
Однако - всё при нём: и масыги (башни), и дзоппадзы (склепы):
Вход в ущелье открывает, пожалуй, самый зрелищный из 10 символов Осетии - Скифский Акинак:
В таком виде служивший переносным идолом бога войны, которого Геродот записал по привычке Аресом:
На Мидаграбинские водопады я закладывал полный день, предполагая, что проезжая дорога кончается за 6 километров от цели на погранпосте, где у граждан России проверяют документы, а у иностранцев - пропуска. Но КПП оказался пустым (не ездят к нам больше иностранцы), а дорога за ним - вполне проезжей:
Мидаграбин в переводе значит Глубокая пропасть, и это название всё яснее становится по мере приближения к её концу. С ледников Джимары по неприступным чёрным стенам, которые Солнце озаряет после обеда, тут стекает 8 тонких водопадов.
Идеальное время для любования ими - как раз такой вот летний солнечный день, когда вечные льды тают под знойными лучами. На кадре выше впереди видны два главных водопада - Тахкадон и Большой Зейгалан. Только у них, как пишут в интернете, есть собственные названия.
Все остальные - либо Зелёные, как вот этот справа от дороги:
Либо Хрустальные, как вот эти гирлянды по левую руку от нас (то есть на правом борту долины):
Иные полностью распадаются в брызги, а их струи колышутся, как флаги на ветру. Однако падая на землю, брызги снова собираются в ручьи:
Хрустальный водопад по умолчанию, 3-й по величине в ущелье, по левую руку чуть в стороне:
Все эти кадры сняты с поляны в конце ущелья, которая после полудня становится похожей на парковку какого-нибудь open-air-фестиваля. Этот кадр я снял ближе к утру:
Инфраструктура тут представлена мусоркой, туалетными кабинками и парой жучков с "буханкой", предлагающих за 1000 рублей с носа отвезти к водопадам. Не верьте им! Формально они провезут вас 1,5 километра из 2 - но только самый трудный финальный подъём, отнимающий половину времени и 3/4 сил, для машин в принципе не проезжий. Ну или разве что вам хочется проехать на машине по каменистой горной реке:
Путь к водопадам в общем прост, но не вполне очевиден. Главное - держаться речки и не сворачивать, а это довольно трудно: первые полкилометра от поляны нужно идти вдоль русла, прыгая по камушкам между бережков, а вот к Хрустальному водопаду манит через криволесье натоптанная и сухая тропка.
После мостика начинается широкая тропа, похожая на булыжную мостовую:
Цель всё ближе. Большой Зейгалан, в переводе Лавинный, считается высочайшим водопадом России - в его главной струе 648 метров, а весь каскад - порядка 850 метров. И что удивительно, всплыло это всё лишь в 2010-х годах, с возрождением кавказского туризма: в путеводителях 20-летней давности высочайшими в России значились то какие-то водопады на Путоранах, то Большой Кинзелюкский (328м) в Саянах, а в советских источниках - и вовсе Илья Муромец на курильском Итурупе (141м).
С другой стороны долины - главный Зелёный водопад:
А тягучий подъём по нанесённому селями валу из серого щебня приводит на Малый Зейгалан, или Тахкадон (120м), уже к полудню плотно обсиженный туристами:
Тахкандон с осетинского переводится романтично, но по сути верно - Летящая вода:
При всём том, его не назвать очень мощным, особенно если вспомнить о водопадах Джилы-Су, к которым близко не подойти из-за расходящегося вокруг сырого ветра. Мидаграбины берут изяществом и высотой:
А их вода падает буквально прямо с ледника - вблизи водопада ощутимо холоднее, чем за полсотни метров от него, и даже лёд к середине июля ещё не дотаял:
В общем, здесь хорошо, и на камнях, любуясь падающими струями, хочется задержаться:
Не менее впечатляет Тахкадон сверху, на отвесной стене Глубокого ущелья:
К Большому Зейгелану же, поднявшись на гряду меж водопадов, я решил не лезть: на это уйдёт туда-обратно ещё часа полтора (в лучшем случае), а ничего принципиально нового там уже не увидеть. То же самое сказал мне и турист, спускавшийся навстречу.
Зелёные водопады напротив тоже хороши. Я бы, пожалуй, назвал Мидаграбины красивейшим местом Кавказа, которое видел.
А вот минутка кавказской ментальности - в подобных табличках Осетии часто просит вести себя прилично не холодное безликое государство, а какие-то конкретные люди:
Спустившись с водопадов, едем вниз по ущелью, перспективу которого с этой стороны замыкает стена Тбаухоха: