Тагаурия по сравнению с Куртатией ближе к Владикавказу, но - труднодоступнее. По прямой до города меньше 30 километров, но не километрами тут измеряется расстояние... Сердце Тагаурии, лишённая асфальтовых дорог Даргавская котловина - не ущелье, а неожиданно огромная "висячая долина", снизу отделённая от внешнего мира тяжёлым серпантином, а по бокам - перевалами.
Легенда гласит, что давным-давно из Алагирского общества сюда пришли два брата, отвоевали эти земли у дикарей аргов (под которыми, скорее всего, в осетинском фольклоре скрывается реальное нахское племя) и зажили не разлей вода. Но однажды на охоте передрались их соколы, и подобрав тушку своей ловчей птицы, Тага задумался, что однажды придёт день, когда земли, дичи и дров перестанет хватать на всех, и они с Курта точно так же передерутся.
Тага собрал своих людей и ушёл за перевал, найдя там Даргавскую котловину - естественную крепость, полную прекрасных альпийских лугов. Более того, с невысоких гор за этой котловиной ещё и как на ладони Дарьяльский проход вдоль Терека, по которому то и дело пылили караваны.
И вот купцы цепенели от ужаса, видя, как несутся с круч грозные всадники, а когда уже смерть от их мечей казалась неизбежной - вожак горцев вдруг командовал "стоп!" и начинал примерно такой диалог:
-Кто такие? Кто вас пустил на нашу землю?!
-Да... это... мы... ну... Везём добро разное от эмира булгарского к царю Багратиону.
-Что?! Какое добро? Вы там у входа башню видели?
-Н-нет...
-Так смотреть надо лучше! Вы купцы или слепцы?! Надо было под той башней встать, а потом заплатить эту... как её эти мягкотелые называют... пошлину заплатить! Ладно, на первый раз мы вас прощаем, но за то берём себе один тюк с товаром из каждых десяти. Всё понятно?
Армии, готовой выковырять тагаурцев из их котловины, по обе стороны Кавказа не нашлось, да и до прямого грабежа они не опускались, обставляя всё как налоги товаром, и потому народы предгорий признали, что Дарьял - тагаурских земли, а пошлину надо платить. К 18 веку тагаурцы осмелели настолько, что начали селиться поближе к Тереку.
И если потомки Курта развели демократию, где полсотни фамилий решали вопросы через ныхас (совет), здесь власть принадлежала алдарам - этот титул ещё в средневековой Алании носили землевладельцы, лишь частично совпадавшие с багатарами - военной знатью. В горах две общности слились в одну, и именно Тагаурия стала оплотом княжеской власти среди осетин.
Здесь правили Алдатовы, Дзантиевы, Дударовы (Слановы), Есеновы, Кануковы, Кундуховы, Мамсуровы, Тугановы, Тулатовы, Тхостовы, выводившие родословную от старшего Тагова сына Камбия, и вечно оппозиционные им кабардинские вассалы Шанаевы - потомки младшего сына Тотика. Сидели они высоко, глядели далеко, в жёны брали знатных девушек не только из Ингушетии и Балкарии, но и из ещё более княжеской Кабарды. И - явно не хотели делиться властью с гололицыми людьми в их нелепых петлицах и эполетах, когда те вздумали превратить Дарьяльский проход в свою Военно-Грузинскую дорогу.
История русско-осетинской отношений домысливается просто и логично: ну да, последний христианский народ Северного Кавказа в окружении мусульман принял руку помощи братьев по вере. На деле всё было куда сложнее: не менее половины осетин, и в первую очередь тагаурцы, к началу 19 века были мусульманами, а самым верным союзником России на Кавказе сделались ингуши, тогда в подавляющем большинстве язычники. Добавьте сюда ещё и то, что этничность была в горах явлением условным, а каждое горное общество жило своей жизнью - и станет совсем не удивительно, что Тагаурию Россия покоряла силой оружия при поддержке ингушей.
Сопротивление возглавил Ахмет Дударов, ближайший алдар к Дарьяльском пути, с 1803 года (когда был основан Владикавказ) раз за разом нападавшие на русские конвои, а в 1804 поднявший Тагаурию на первый мятеж. В 1809 его выследил и убил ингуш Шихмурза Зейтов, но уже в 1812 новое восстание поднял алдар Мырзабек Есенов. В 1820-х тагаурцы (за которыми пойти склонялись и куртатинцы) заключили союз с чеченцами о совместной войне против России, но та сработала на упреждение: 26 июля - 6 августа 1830 года Тагаурия была разорена карательным рейдом генерала грузинских кровей Ивана Абхазова.
Вряд ли неприступная долина пала бы за 10 дней, если бы не проведённая в предыдущие годы подготовка: с горцами основательно поработали миссионеры Осетинской духовной комиссии, многих и вовсе сманив в предгорья и на плоскость. Но показательно, что даже в середине 19 века, когда алдар Беслан Тулатов перебрался на место будущего города имени себя, фарсаглаги (крестьяне) стали там селиться больше после его смерти. Тагаурцев Россия защитила не от иных племён, а от собственных уазданов (знати).