23-я международную выставку Нефтегаз 2024 можно смело называть рекордной по разнообразным масштабам и российско-китайской по основному составу участников. Выставка заняла большую часть Экспоцентра и на его территории можно было легко выделить несколько "чайнатаунов". Приросло значительно и число российских участников. На Нефтегаз 2021 было заявлено 399 компаний, на 2022 - 288, на 2023 -751, на 2024 1013. В Нефтегаз 2024 приняло участие от России 517 (400 в 2023), от Китая 468 (328), Беларусь 12 (10), Иран 5 (2), Турция 4 (2), Индия 2 (3), Корея 2 (1), Индия 2 (3), Казахстан 1 (3), Узбекистан 1 (0), Малайзия 1 (0). Некоторая часть компаний, заявленных как российские, - являются дочерними компаниями китайских: Рус-Кр, ТПЕС-сервис, Chint и др. Интересно отметить, что нефтегазовая выставка привлекает также электротехнические и др. компании.
Конечно, малое участие других стран в выставке есть результат ужесточения западных санкций. В то же время на динамику показателей нефтяной добычи в 2023г. они не так сильно повлияли. Сокращение добычи нефти на 0,75% связано с ограничениями добычи по соглашению ОПЕК+. Производство бензина выросло на 2,5%, а дизельного топлива на 3,4%. Однако добыча газа упала на 5,5%, что связано со снижением экспорта. Доля импорта в нефтегазовом машиностроении в 2023г. снизилась до 35% с 55% в 2015г. В 2023г. в России наладили выпуск газовых турбин (Силовые машины) и появились отечественные Роторные управляемые системы (РУС) – новое поколение забойного бурового оборудования. Появились отечественные образцы для компримирования газа – сжатия газа с помощью компрессора. 6 апреля 2024г. впервые в практике нефтедобычи Ханты-Мансийского автономного округа (и РФ) там был применен отечественный флот (комплекс оборудования) по гидроразрыву пласта (ГРП).
Однако прогуляемся по выставке и посмотрим, что представили на обозрение публики, коллег и партнеров некоторые её участники. Выбор последних обусловлен факторами любопытства и, естественно, интереса к их стендам.
1. «РУСТ-95» – торговый дом и производственное предприятие, занимающее ведущие позиции на российском рынке высококачественной запорной и регулирующей трубопроводной арматуры. Имеет 2 завода в Петербурге и Оренбурге (ЮАЗ).
При этом ЮАЗ создан в 2022 путем переориентирования одной производственной площадки. В 2023 г. Южно-Уральский арматурный завод (ЮАЗ) приступил к реализации нового проекта – выпуск шаровых цельносварных кранов.
Рынок сбыта широкий – газовики, нефтяники, ресурсники. Если ранее в качестве уплотнения в кранах (седел, или “колец”) использовался фторопласт, то теперь герметизирующее уплотнение происходит по принципу метал-металл. Другими словами, такие краны выдерживают гораздо большие температуры от 250 градуса (фторопласт в тех же условиях плавится). Для реализации проекта была приобретена (в Китае) установка по газоплазменному напылению (на поверхности) карбида вольфрама.
2. Государственная нефтяная компания Sinopec из Китая широко известна. Второй раз на Нефтегаз в Москву приехала машиностроительная компания этого холдинга - SJ PETROLEUM MACHINERY CO. SINOPEC. Замечу, что наши гиганты Газпром, Роснефть, Лукойл на выставочных стендах Нефтегаз 2024 отсутствовали.
Компания является известным поставщиком буровых установок, колтюбингового оборудования, опирающегося на использование гибких насосно-компрессорных труб (ГНКТ). Термин Колтюбинг происходит как раз от англ. Coiled tubing - колонна гибких насосно-компрессорных труб. Популярность этого направления при эксплуатации скважин обусловливается его удобствами по сравнению с традиционными прямыми трубами. Гибкая труба представляет собой непрерывную стальную или композитную трубу, достаточно гибкую, чтобы ее можно было намотать на большую катушку для транспортировке.
Гибкая НКТ закачивается в существующую эксплуатационную колонну, разматывается с барабана и вставляется в скважину, она не требует крепежа винтами в отличие от прямых НКТ. Представитель компании сказал, что колтюбинговые установки брал у них Сургутнефтегаз, российский “пионер” в колтюбинге.
3. ТРЭМ-инжиниринг является ведущим производителем патронных торцевых уплотнений (торцовых уплотнений) для насосов, систем обвязки для торцовых уплотнений, а также сухих газодинамических уплотнений для компрессоров. При работе насоса жидкость может вытекать из насоса между вращающимся валом и корпусом стационарного насоса. Отсюда возникает потребность в механическом уплотнении.
По направлению уплотнений компания преуспела и активно экспортировала свою продукцию в Европу, Азию, Латинскую Америку (Бразилию), с 2022г. Европа, увы, отпала. В России АО "ТРЭМ Инжиниринг" производит агрегатирование (сборку) и поставку насосных агрегатов по стандарту API 610 для нужд нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, в них включаются собственные торцевые уплотнения, которые изготавливаются в Подмосковье (Ст. Купавна). На площадке в Томске производятся осевые клапаны для регулирования расхода и давления в системах трубопроводов, путем изменения проходного сечения клапана.
Геометрия проточной части исключает вихревые течения и изменения потоков газа, что уменьшает потери, вибрации, шум, износ.
4. ТМК – Трубная Металлургическая компания, порадовала посетителей на этот раз натурными образцами. На стенде мы видим срезу труб большого диаметра 1420 мм класса прочности K70. Это новое поколение труб, испытанных в России впервые в 2023г. (ОМК) под сверхвысокое давление газа 14,7 Мпа -145 атмосфер.
Технология сварки продольных швов одной из труб (оранжевой) здесь – лазерно-гибридная. Программу работ по внедрению лазерных технологий c IPG.ИРЭ-Полюс ТМК подписала в 2021г. Для новых труб лазер выполняет “первый” прошив, обеспечивающий высокое качество сварного соединения. ТМК планировало начать поставки комплексов для лазерно-гибридной сварки стыковых швов труб в 2024г.
5. Moon-Tech (1956 г.р.) впервые приехала на Нефтегаз в 2024г. Это крупная китайская корпорация, известная холодильным оборудованием, которое используется и на российских и белорусских АЭС, а также в нашей рыбопереработке. К 2016г. она занимала 60% внутреннего рынка Китая по пищевому холоду и около 40% – по промышленному, в нефтегазовой и химической сферах.
На выставку китайцы привезли свой винтовой BOG компрессор, предназначенный для повторного сжижения отпарного газа - boil off gas (BOG).
В процессе транспортировки сжиженного газа в LNG емкостях происходит его частичное испарение, что ведет к уменьшению объема продукта и его состава. Для возвращение “сбежавшего, улетучившегося” газа в сжиженное состояние и уменьшения потерь применяются BOG винтовой компрессор. Начинала компания в 1956 с поршневых компрессоров, а стала лидером по винтовым. Если в поршневом компрессоре фаза сжатия чередуется с фазой впуска, сжатие воздуха в винтовом компрессоре происходит непрерывно.
6. ТПЕC-Сервис украсила открытую площадку Экспоцентра – Системой верхнего привода (СВП), имеющей первое назначение во вращении бурильной колонны. Более развернуто – это подвижный вращатель, совмещающий функции вертлюга и ротора, оснащённый комплексом средств для работы с бурильными трубами при выполнении спуско-подъёмных операций.
ТПЕС-сервис является дочерним предприятием китайской "Panjin Liaohe Oilfield Tianyi Petroleum Equipment Co., Ltd. Таким образом, китайские СВП конкурируют здесь с российскими производителями СВП Уралмаш и Электромеханика.
7. Компания "Риат" (Набережные Челны) представила на выставке новый образец АКНС-10 на шасси китайской FAW (420 л.с.). Колёсная формула 6х6 (возможна 8 х 8).
Это нефтепромысловая вакуумная автоцистерна предназначена для сбора конденсата нефти и газа, с последующей транспортировкой к месту утилизации нефтепромысловых отхода. АКНС - Автомобили для сбора конденсата нефтепродуктов с самосвальным механизмом. Соответствующее оборудование для сбора конденсата, включая, видимо, итальянский вакуумный насос(Jurop PNR-124), профинансировал ФРП (фонд развития производства), а вот шасси компания разрабатывала сама и для поставок этой машины Татнефти анонсировалось шасси КАМАЗ 43118-3049.
Однако в Москву привезли, по сути, китайский грузовик с российскими шинами Кама, поскольку, по утверждению разработчиков, он и они отвечали поставленным задачам. Собственно проблема сбора конденсата и его утилизация волнует далеко не всех клиентов компании, многие желают просто приобрести интересный односкат.
8. Поставщик насосных систем СП Омега (Ижевск) на открытой площадке показал свою дизельную насосную установку для ЗБС (бурение (зарезка) боковых стволов). Она нужна для нагнетания буровых растворов под высоким давлением в скважину при бурении. Двигатель здесь китайский Dongfeng Cummins, коробка передач от Allison, пневмокомпенсатор (красный шар слева на фото) - Китай, запорная арматура, гидроблок плунжерного насоса и сложные баки (производство Омега), которая определяет свои задачи в области оборудования для гидравлического разрыва пласта и бурения.
Вторая часть прогулки по выставке см
Материал включен в Подборку Бизнес и экономика. Смотрите уникальные материалы в блоге Друг Истории
Признателен за поддержку! Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и закрепляйте подписку на канал исторической аналитики.
Душин Олег, журнал №255, Друг Истории, следите за анонсами публикаций на Tелеграмм канале Друг Истории.