Найти тему
Татьяна Васина

Жестокость ханжеского общества и бессмысленные жертвы в фильме "Слово пацана. Кровь на асфальте"

Фильм зацепил меня буквально с первых двух кадров. И вы ни за что не догадаетесь, почему. Не могу удержаться, чтобы не рассказать, прежде чем перейти непосредственно к обзору кинокартины.

Когда я училась в 9-10 классах, в рамках профориентации, старшеклассники раз в неделю вместо обычных школьных уроков обучались выбранной (из предложенных, естественно) профессии в Учебно-производственном комбинате (сокращенно - УПК). Я училась на секретаря машинистку.

Поскольку на выходе мы были обязаны освоить слепой десятипальцевый метод печати, а машинками для домашних тренировок УПК нас обеспечить не мог, на первом же занятии мы склеили из поролоновых кубиков и картона макеты печатающих машинок. Вот на них и тренировались. А в первых кадрах фильма мальчик учится без инструмента игре на фортепиано. Сразу становится ясно, что создатели сериала, даже если они молоды и не помнят последние годы СССР, изучили матчасть.

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Неспроста моя десятилетняя племянница взахлеб посмотрела кино о чуждой ей эпохе. Дети ведь чувствуют, как фальшь, так и правду. И вот оказывается почему в конце прошлого года так популярны стали вдруг песни нашей юности.

Но честно признаюсь, как бы ни был хорош сериал "Слово пацана. Кровь на асфальте", смотреть его это не отдых и не удовольствие. Когда видишь, как хорошие в общем-то мальчишки гробят свою жизнь, очень больно. И ужасно жалко родителей. Особенно замечательных родителей главных героев, которые ничем не заслужили того, что им пришлось пережить.

Отец Вовы и Марата. Кадр из сериала
Отец Вовы и Марата. Кадр из сериала

Итак сюжет:

Четырнадцатилетний Андрей (Леон Кемстач), который в первых кадрах занимается музыкой на нарисованных клавишах пианино, хорошо учится не только в музыкалке, но и в общеобразовательной школе. Настолько хорошо, что на английском языке общается во время перемены с учительницей по инъязу, которая и просит его подтянуть по предмету одного из старшеклассников.

Андрей живет с матерью и маленькой сестренкой. Милый интеллигентный мальчик, которому совершенно не место на улице. Но его постоянно избивают, требуя деньги, сбившиеся в стаю школьные хулиганы. А Марат (Рузиль Минекаев), которого Андрей подтягивает по английскому, оказывается низовым членом, одной из бандитских группировок, возглавляемых бывшими сидельцами.

Марат и Андрей. Кадр из сериала
Марат и Андрей. Кадр из сериала

Домашний мальчик с печатью интеллекта на лице ощутимо отличается от большинства подростков из банды. Но Андрей очарован блатной романтикой и бездумно втягивается в водоворот сходок, разборок, криминальных дел. И к сожалению не делает своевременных выводов из происходящего.

Наблюдать, как он кардинально меняется даже внешне, обретая более жесткое выражение лица и обрастая уличными манерами, с одной стороны интересно, с другой, честно говоря, жутковато. Симпатичный отличник учится грабить и воровать, попадает на карандаш инспекторов детской комнаты милиции, своими "подвигами" доводит мать (Юлия Александрова) до сумасшедшего дома.

Выделяется на общем фоне пацанчиков из группировок и Марат. Он, в отличие от многих, вырос в полной и очень обеспеченной семье. Прекрасные любящие родители и дом - полная чаша. Но сводный брат Марата Вова (Иван Янковский), вернувшись из Афганистана, где проходил срочную службу, не хочет идти на завод. Авторитет по кличке Адидас придумывает способы отъема денег у населения и наводит на улице свои порядки. Именно он стал примером для младшего брата, а не работящий, достойно содержащий семью отец.

В активных обсуждениях сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» неоднократно всплывало опасение, что молодежь посмотрит его и вдохновится на "подвиги". Но на мой взгляд современные подростки способны отличить черное от белого и увидеть в фильме не романтику уличных банд, а страшный мир, лишенный какой-либо привлекательности.

14-летний мальчик убит на автобусной остановке. Кадр из сериала
14-летний мальчик убит на автобусной остановке. Кадр из сериала

Ничем хорошим не закончилась история для героев кинокартины. Участь реальных прототипов, описанная титрами, была еще печальней. Очень уместно добавлены в одной из серий кадры документальной хроники. Так что скорее этот фильм покажет нынешним подросткам, как жить нельзя, нежели вдохновит на создание новых группировок, бессмысленных и жестоких.

Особенно потрясает история хорошей девочки (Анна Пересильд), имевшей неосторожность связаться с плохим мальчиком. Эта история вообще за гранью добра и зла.

Четырнадцатилетнюю подружку Марата похитили и надругались над ней ребята из другого района. А когда несчастная немного оттаяла от потрясения и боли и начала возвращаться к обычной жизни, пацанские пацаны вместо того, чтоб морально поддержать девчонку, оказавшуюся в беде фактически по их вине, устроили травлю. Как же! Ведь они могут иметь дело только с "чистыми девочками".

Травля была поддержана всем безобразно ханжеским окружением, включая родителей и близких подруг. В итоге Айгуль просто вышла из окна. Насмерть. Создатели фильма не сочли нужным показывать похороны доведенной до самоубийства девчонки. А я бы посмотрела в глаза тем, кто это сделал.

Айгуль. Кадр из сериала
Айгуль. Кадр из сериала

Зато довольно много времени было уделено прощанию с застреленным главарем одной из банд. Там случилась ужасно абсурдная ситуация, когда тот, кто убил, по понятиям - за дело, оказался в доме покойника в качестве возлюбленного его сестры. Не будучи абсолютно конченным, можете себе представить, что он чувствовал, наблюдая, как мать убивается у гроба.

В фильме несколько любовных линий и все они драматические. В щекотливой ситуации оказывается милиционер ухаживающий за мамой парня из группировки. Сложные чувства обуревают Андрея и юную инспектора ПДН. На глазах влюбленной медсестры милиционеры убивают спасенного ею Владимира через несколько часов после их первой близости. Погибает Айгуль, которую любит Марат, единственный, кто подставил плечо и не осудил...

Создателям сериала удалось подобрать актеров, которые прекрасно вписались в образы. Отлично поработали костюмеры и стилисты. Герои получились даже внешне будто из конца восьмидесятых. Декорации, интерьеры, музыка глубоко погружают нас в атмосферу тех лет. Всё очень правдоподобно и узнаваемо, но ностальгировать как-то не хочется.

Кадр из сериала
Кадр из сериала

В кои веки современный российский кинопродакшн выпустил не байку или откровенную сказочку, а фильм без прикрас про реальную жизнь хорошо сохранившегося в памяти переломного периода. Ряд эпизодов обратили на себя моё внимание тем, что, за исключением нюансов, они буквально повторяют рассказы моего мужа о его юности. Я четыре года назад даже публиковала их.

Пока смотрела сериал, недоумевала, что могло в нем привлечь современных подростков до такой степени, что даже музыка конца восьмидесятых, прозвучавшая в "Слове пацана", вот уже несколько месяцев в тренде у молодежи. Спросила у племянницы и получила до смешного незатейливый ответ: "Просто интересно было посмотреть, как люди жили в те годы".

А мне интересно не было. Невзирая на то, что кинопродукт качественный и абсолютно не к чему придраться. Просто для меня с самого начала было совершенно очевидно, чем все закончится. Не в деталях конечно, а в целом.

О других фильмах и сериалах можно почитать в подборках:

Про кино и сериалы | Татьяна Васина | Дзен
Зарубежные фильмы и сериалы | Татьяна Васина | Дзен