Казнить нельзя помиловать. Где поставить запятую, когда речь идет о коррупции и взяточничестве в России? Проблема не нова, а ее корни уходят глупо в историю становления СССР, когда «озолотить ручку» хозяину магазина, чтобы получить дефицитные товары, или врачу в качестве благодарности стало нормой.
Из хорошего можно отметить, что в России выросло число судебных приговоров по коррупционным статьям на 14-15%. Однако вместе с приговорами растет и общее количество коррупционеров.
Почему люди дают взятки?
Дать взятку – это настолько просто, как сходить в супермаркет. К сожалению, реальность такова, что это неприятное явление зарождалось в прошлом веке и стало нормой для советских граждан. Но если во времена СССР взятки давали лишь для того, чтобы выжить или получить блага цивилизации без очереди, сейчас речь идет о совершенно других суммах.
Взять тот же громкий случай, который обсуждают в сети. Два сотрудника секретного подразделения МВД получили в качестве взятки около 5 млрд рублей. На сегодня это рекордный показатель коррупции среди всех остальных случаев. И сколько таких взяточников живет вокруг нас, никто сказать не может.
Эксперты говорят, что в 2023 году в регионах РФ осудили за коррупцию порядка 1900 человек, что примерно на 14% больше, чем годом ранее. Правда, на фоне этой статистики растет и количество взяточников. Все же мы живем в напряженной обстановке и не самой позитивной экономической ситуации.
Примечательно, что чаще всего взятки в наше время дают не ради получения благ, а из-за давления со стороны людей, решающих «проблемы». Обычно коррупционеры специально создают условия для бизнеса и простых людей, чтобы они отдавали последние деньги. Юристы считают, что увеличение числа взяточников связано с непростой экономической ситуацией.
Интересно, что чиновники, госслужащие и представители силовых органов начали чаще сдавать друг друга. То есть фактически они пытаются не только устранять конкурентов, но и оказаться вне поля зрения силовиков – сдай друга и получи свободу.
Меньше всего взятки дают обычные люди, которые не имеют больших денег и редко обращаются в «решающие» инстанции. Примечательно, что в советское время взяточничество больше процветало на бытовом уровне, а сегодня перешло в сферу крупного бизнеса. Хочешь что-то построить или согласовать проект? Плати таксу, и никаких проблем не будет.
Как пресекать порочную практику?
В России уже много лет пытаются ужесточить уголовные статьи, связанные с коррупцией, но пока ничего не изменилось. Некоторые эксперты указывают на практику Китая, где за взятку вполне могут осудить не только крупного бизнесмена, но и отправить его под расстрел. У нас же такие дела зачастую переквалифицируют в мошенничество и дают условные сроки.
Например, если коррупционера хватают на горячем, то при наличии связей и средств он вполне может отделаться штрафом или максимальным сроком до 6-8 лет лишения свободы. При этом такие дела часто разваливаются в суде из-за отсутствия веских доказательств. Вот и получается порочная практика.
Самое смешное, что о масштабах коррупции знают все, а само понятие «дать взятку» стало нормой. Некоторые люди из высоких кабинетов фактически живут на взятках, играют в игру, которая не имеет серьезных последствий. Однако именно взятки уничтожают не только экономику, но и многие другие отрасли.
Главная проблема в том, что крупных взяточников не пугают штрафы или небольшие сроки. Они понимают, что в любой момент могут «отмазаться» или получить условный срок. При этом в загашнике у них накоплено достаточно средств на черный день, чтобы ни в чем себе не отказывать.
Еще один необычный момент связан с тем фактом, что силовики начали чаще ловить крупных взяточников. В статистике за 2023 год сказано, что существенно сократилось общее число лиц, осужденных за мелкую коррупцию. То есть речь идет о делах, в которых фигурируют суммы до 10 000 рублей.
С «рыбками» покрупнее все намного сложнее. Наглядным примером стало дело депутата ГД от партии «Справедливая Россия» Вадима Белоусова. Слуга народа пытался получить взятку в размере более 3 млрд рублей. Ему действительно назначили срок до 10 лет колонии. Правда, до этого момента депутат успешно выехал из страны и сейчас проживает где-то на лазурных берегах Монако.
Поможет ли расстрел искоренить взяточничество?
Вряд ли какие-то ужесточения смогут побороть то, что уже давно живет на генетическом уровне. Так уж сложилось исторически, что мы сами готовы давать взятки или дарить «подарки» людям за их работу или прямые обязанности. Конечно, можно установить более жесткие ограничения или огромные штрафы, но взятки брать не перестанут. Только суммы будут намного выше.
Проблема является системной, а ее решение зависит от нас самих. Мы должны понять, что коррупция – это бич современного российского общества. Только в таком случае можно будет говорить об искоренении проблемы.