Этот рассказ – о строительстве посёлка Приморск на берегу Красноярского водохранилища в 60-70-х годах ХХ века и о том, что испытали те, кому не по своей воле пришлось переселяться из затопляемых населённых пунктов. Вера Чанчикова, жительница Приморска, не один год записывала воспоминания переселенцев – свидетелей переломного времени. На этом материале и построена публикация.
В январе 1969 года, когда Вера Егоровна вернулась в Сибирь из Белоруссии, где прожила на родине своих предков 14 лет, не было уже её родного Даурска и других сёл на берегах любимой реки, а был недавно выстроенный посёлок Приморск. Завершалось строительство стройки века – Красноярской ГЭС. В полную силу шло заполнение водохранилища, строительство новых, укрупнённых объектов в районе.
Но гром перемен грянул в 1956-м, когда началось строительство ГЭС, и хотя до перекрытия Енисея оставалось ещё семь лет, именно эти годы стали самыми тревожными и морально тяжёлыми для переселенцев. В марте 1963-го река была перекрыта, и вода стала медленно подниматься, а в сентябре был запущен первый энергоблок. Понадобилось ещё девять лет, чтобы в июле 1972-го гидроэлектростанция была принята в постоянную эксплуатацию, и началось проектирование высоковольтной линии электропередачи на 110 кВт-ч.
КАК ЖЕ ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
Перекрытие створа плотины и начало заполнения огромного моря требовали значительной подготовки ложа водохранилища на протяжении почти четырёхсот километров. Переносу подлежали 40 различных предприятий и организаций в Даурском и 30 – в Новосёловском районах. Исчезали три районных центра: Даурск, Новосёлово, Краснотуранск. Общая площадь затапливаемых земель равнялась 175,9 тысячи га. В зону затопления попадало 136 населённых пунктов, 6,1 тысячи дворов, 170 тысяч га сельхозугодий, 70 тысяч га лесной и закустаренной площади, более тысячи километров различных дорог, три крупных нефтебазы, восемь хлебоприёмных пунктов, Даурский леспромхоз, Новосёловский молочно-консервный завод, многие мелкие объекты Красноярского сов-нархоза и речного флота. Подлежало переселению 60 тысяч человек. Медлить было нельзя.
В 1958 году Крайгорпроекту отдали обширную площадку под строительство посёлка под названием Приморск – там, где впоследствии был выстроен посёлок Новый Даурск. Приморск должен был стать новым районным центром. На огромном, ровном поле, начиная с 1959 года, закладывались фундаменты под общую баню, 8-квартирные дома. Но вскоре правительством было принято другое решение, так как на первоначально выбранном месте не было подходящего залива, на берегах которого предстояло выстроить крупные предприятия: нефтебазу, пристань, хлебоприёмный пункт.
Геологи обследовали берега с двух сторон Енисея: в разных местах склонов гор бурили грунт глубиной до 25 метров. Почву прессовали в кубики, образцы сушили и отправляли в Красноярск на анализ. На разных высотах над оврагами и полями кружили вертолёты, ведя аэросъёмки. По результатам исследований были созданы карты для строителей. Окончательное место под строительство Приморска было выбрано в 1961 году Енисейской землеустроительной экспедицией института Росгидрозем Министерства сельского хозяйства. Его отвели на большом поле, принадлежавшее ранее даурскому колхозу «Заветы Ильича», в трёх километрах от деревни Караульной.
Место выбрали красивое, малохолмистое. По окраинам вились небольшие овраги, кругом зеленели поля. Первозданная природа, необъятная тайга, заливы, горы, чистейший воздух. Берег будет омываться широким рукотворным морем, где пойдут пароходы, катера, самоходные баржи. Вокруг крутые, красивые сопки, смешанный лес, по оврагам – речки. Красноярский крайисполком утвердил план застройки. Будущий посёлок был рассчитан на проживание более трёх тысяч человек, в основном, рабочих совхоза.
ВПЕРЕДИ – НЕИЗВЕСТНОСТЬ
Людей начали готовить к переселению задолго до выхода постановления о строительстве Красноярской ГЭС. И всё же никому не верилось, что вода поднимется на пятьдесят метров. Возмущались, негодовали, пытались сопротивляться и протестовать. Как же можно допустить уход под воду родных жилищ, церквей, домов культуры, больниц, кладбищ, полей?! Ведь дорогой сердцу уклад жизни сложился давно: жители соседних деревень породнились, ездили в гости друг к другу, любили и берегли то, что наживали.
Когда по Енисею ходили пароходы, ставшие основным средством сообщения с городом, сельчане ездили на рынки, в магазины, в гости к родственникам в Красноярск и Минусинск. Пассажирские каюты не пустовали, а в крупных сёлах на берегу Енисея везде были пристани. К приходу парохода оживала торговля: на берег несли продукты, ягоды, грибы. Дворы были полны хозяйством: крупный рогатый скот, лошади, свиньи, птица. Население сёл и деревень жило безбедно, никто не ожидал таких глобальных перемен.
Но вопрос о переселении из зоны, запланированной под затопление, был давно решён, и оставалось только ждать, когда оно начнётся… От неизвестности сёла гудели, как растревоженные ульи: люди нехотя, с переживаниями, но всё-таки стали готовиться к переезду. Вопросов было не счесть: какого размера будут усадьбы? Как перевезти свой дом, чтобы сохранить и собрать его заново? Как разработать новую землю? Как и куда перевезти своё хозяйство? Какая будет работа? Когда будет построена школа и не отразится ли переезд на успеваемости детей? Власти понимали, что происходит в душах людей, и, как могли, успокаивали.
Продолжение следует: https://dzen.ru/a/ZiMvRZBBAlRIlcMt