Продолжение. Начало тут: https://dzen.ru/a/ZiMtxtOYaU6E8NuH
ЕСТЬ ТОЧКА ОТСЧЁТА!
В 1961 году к месту прибыли отряды строителей, а с ними – автотехника, трактора, экскаваторы, автокраны. Сначала обустроили производственную базу, где разместили автотранспортное предприятие. Были построены большой гараж с моторным и тракторным цехами, временная пекарня, склады под стройматериалы, помещение для руководителей, дизельная электростанция, растворобетонный узел, тракторный парк.
Первое лето все приехавшие строители, механизаторы, трактористы, крановщики, электрики, сварщики жили в палатках, разбитых на ровной площадке у подножия сопки. Там же в срочном порядке началось возведение деревянных тёплых бараков под общежитие. К зиме 1961 года два барака были заселены. Строители, молодые и в основном холостые парни, пробыли здесь недолго, к зиме многие из них вернулись в родные места. На смену им приехали другие: кто-то приживался, кто-то не задерживался. Часто менялись руководители, прорабы, мастера, механики. К началу второй зимы появилось третье общежитие.
Дальше – больше: в 1962–1965 годах строители прибывали особенно массово: их численность уже составляла около 80% населения посёлка. Все силы и техника были брошены на рытьё траншей, закладку фундаментов – в первую очередь под крупные социальные объекты. Тому, кто поднялся на сопку и глянул вниз, открывался вид на перерытые участки земли, напоминающие огромные, разворошённые муравейники. Вдоль берега Енисея ходил старенький катер-полуглиссер: перевозил геологов и рабочих между объектами.
В числе первых был заложен фундамент под школу, а потом и под нефтебазу, ХПП, пекарню, почту, пожарное депо, больницу, пристань, комбинат бытового обслуживания. Особое внимание уделялось жилью, а потому закладывались фундаменты под восьми- и четырёхквартирные двухэтажные дома.
Переселенцам давали возможность перевезти старые дома на новое место жительства. И вообще, никто никого не принуждал переселяться именно в Приморск. Некоторым давали квартиры в окрестных деревнях и в молодом городе у плотины – Дивногорске. Многие были переселены в новые посёлки со старыми названиями: Новый Даурск, Краснотуранск, Новосёлово. Но в большинстве люди выбирали вновь строящийся посёлок Приморск.
Крепкие дома разбирались и перевозились на новые места, а за прочие – разрушенные и сожжённые – полагалась компенсация. Деньги выплачивались за постройки, огороды, каждое деревце или ягодный куст.
Многие перевезли свои дома в Балахту и в другие незатопляемые сёла поближе к родственникам или знакомым, получили государственные квартиры. Решившим перевезти дома своими силами руководители стройки, по возможности, выделяли освободившийся транспорт, кто-то умудрялся привлечь трактор, кто-то обходился конной тягой.
Пожалуй, самым морально сложным моментом был перенос останков из захоронений. В 1962 году в зону затопления прибыли могильщики: они извлекали из могил гробы с останками и перевозили на новые кладбища. Эта работа была высокооплачиваемой, но и одной из самых трудных. Многие не выдерживали, уходили, их сменяли другие. И всё-таки ко времени подхода воды перенести все кладбища не успели… Вообще для переселенцев самыми трудными за всю их жизнь были 60-е годы. Ведь среди людей были и такие, кто не верил в приход воды до последнего дня. И когда она уже близко подступала к деревенским домам, некоторых приходилось переселять насильно, а их строения сжигать.
ПИКОВЫЕ ГОДЫ
На 1964–1967 годы пришёлся самый пик строительных работ. Общая численность населения Приморска тогда доходила до пяти тысяч человек. В декабре 1968 года плановое строительство Приморска было завершено, но некоторые объекты достраивались ещё какое-то время силами местных строителей.
Особенно трудно пережили переселенцы весну и осень первых лет. Размеченные улицы изрыты траншеями, по обочинам – штабеля стройматериалов, за колёсами и ногами тянется тяжёлая глина. Трудно было и строителям. К зиме 1963 года достроили два первых восьмиквартирных дома на улице Пролетарской напротив пекарни. Плотники и отделочники быстро утеплили дома, и к зиме вся молодёжь из палаток была переселена в эти дома. Немного позже рядом построили временную баньку.
В 1964 году сдали в эксплуатацию Приморскую среднюю школу. К тому времени были построены и ещё достраивались жилые дома – одноквартирные для рабочих ХПП, двухквартирные – для сотрудников нефтебазы, кирпичные двухквартирные – для совхозных рабочих.
Так как строительство самых важных социальных объектов в новом посёлке – школы, больницы – отставало по срокам, то для этого временно задействовали домики «на земле». В двухквартирном доме по улице Маяковского открылась начальная школа, в одноквартирном по Карла Маркса – медпункт. Стационарное отделение больницы было размещено в помещении будущего КБО по улице Даурской. На ту же улицу переехали библиотека и клуб, который в дальнейшем стал жилым двухквартирным домом. На поляне, напротив КБО, молодёжь быстренько соорудила временную танцплощадку. Так улица Даурская на какое-то время стала центральной улицей нового посёлка.
Строительство новых населённых пунктов особо контролировало правительство. Краевые и районные комиссии одна за другой наведывались на новостройки. Сроки возведения жилья, социальных объектов, производственных, животноводческих помещений и другой инфраструктуры были очень короткими – по новому пятилетнему плану развития народного хозяйства страны.
Как ни поджимали установленные сроки, уложиться в них было невозможно по многим причинам. Ещё начиная с 1959 года, некоторые стройматериалы завозились баржами по Енисею и разгружались на берег при помощи кранов и лебёдок у сёл Даурское и Острог. Не всегда самые первоочередные материалы – кирпич, брус, шифер и другие – поступали централизованным завозом. Как ни старались снабженцы ускорить строительство жизненно важных объектов, по многим причинам не получалось. Одна из главных – нехватка стройматериалов. В основном грузовые машины ЗИС и ГАЗ-53 ходили за ними из Приморска в Ужур, железная дорога имела там перевалочную базу стройматериалов, оттуда же возили и лиственный брус, предназначенный для нижних венцов домов.
В одиночку машины не ходили в дальний рейс. Из Приморска выезжали в 6 часов утра, возвращались ночью, а больше и ночевали в дороге. Иногда в таких рейсах водители проводили по трое суток, так как весной и осенью земляные в то время дороги были непреодолимыми. Приходилось местами объезжать глубокие промоины по полям. В зимнее время открытое поле переметало так, что из машины не видно было впереди идущего трактора, который пробивал для неё же дорогу.
Ещё один с трудом преодолеваемый участок пути был в районе Малой Тумны, вначале подъёма в сторону Приморска: машины по несколько часов буксовали на одном километре, где колёса утопали в промоинах. Довезя до Приморска стройматериалы, автомобиль не всякий раз мог подойти к нужному объекту для разгрузки всё по той же причине: сугробы, ямы, колдобины. Разгружались там, куда можно было подъехать. Строители своими силами перетаскивали материал к объекту. На всё это уходило очень много незапланированного времени.
Среди строителей были и такие, кто ехал на стройку за длинным рублём, но, оглядевшись, находил другой способ заработать эти рубли. Охранять горы стройматериалов было некому, поэтому многое попросту растаскивалось или обменивалось на выпивку.
Продолжение следует: https://dzen.ru/a/ZiMwKdOYaU6E8evy