Найти тему
11,1K подписчиков

Криммер Эдуард Михайлович (1900-1974). Формы "Купава", "Солнце" и "Новгородский".

1,2K прочитали

Здравствуйте. На канале "Порцелиновый фан" в своё время выходила статья, посвящённая одной работе Криммера, созданной в эстетике СТАЛИНСКОГО АМПИРА, а именно сервизу "Золотой букет" от 1954-го года, точнее, его кофейной части, которая и пошла в тираж (см. здесь https://dzen.ru/a/Ymfxpw8wIibKNm_T).

При описании творческой деятельности такого (в хорошем смысле) "синтетического" художника, "человека-оркестра", каковым был Эдуард Михайлович (Менделевич) Криммер, одной статьёй не обойтись. Да и двумя-тремя - тоже. Настолько он был масштабной личностью. Профессионалом высочайшего класса. Начинал как художник-декоратор. Принимал участие в постановках спектаклей. А с 1923-го года, по приезде в Петроград, активно работал как художник-оформитель и иллюстратор в издании "Радуга", в журналах для детей "Ёж" и "Чиж". В этот период он активно сотрудничал с Д.Хармсом, Н. Заболоцким, С.Я. Маршаком, художниками Ю.Васнецовым, В. Лебедевым и др. В 1925-м году он знакомится с К.С. Малевичем и художниками его круга, загорается идеями МОДЕРНИЗМА, делает рисунки и станковые работы в эстетике позднего К.С. Малевича. Отметился он и в области дизайна (в 1923-1939 гг. руководил мебельной модельно-проектировочной мастерской). В "тридцатые" успевает поработать декоратором на "Ленфильме" и на Киевской киностудии.

Во время Войны - в армии, в должности начальника маскировочной службы 8-й авиабазы ВВС Краснознаменного Балтийского фронта.

После Великой Отечественной войны вновь проявляет интерес к книжной графике: делает автолитографии к произведениям русских классиков - А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, создаёт наборы открыток, получивших высокую оценку специалистов.

С 1948-го года работает над дизайном предметов на заводе художественного стекла. Его работы приводят в восторг такого строгого критика и известного скульптора, как В.И. Мухина. Она отзывалась о нём очень тепло.

Но самую большую славу Э.М. Криммер приобрёл, сотрудничая с ЛФЗ. Работать с новым материалом - фарфором - Мастер начал, когда ему исполнилось 50 лет! Но его творческой энергии и опыта хватило на то, чтобы создавать в больших количествах в единицу времени скульптуры, фасоны сервизов и комплектов, формы отдельных предметов, выставочные образцы, государственные заказы и т.д. и т.п. Новые формы "сыпались" из него, как из рога изобилия! Кроме того, многие сервизы на своих новых формах он успевал сам же и расписывать! Он очень легко перешёл в фарфоре в эстетику МИНИМАЛИЗМА (ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМА), поскольку подобные новые формы начинал делать ещё в стекле.

В данной статье будет рассмотрено несколько его фасонов, созданных в "шестидесятые" в эстетике МИНИМАЛИЗМА.

Прежде всего рассмотрим фасон под названием "Купава". Сервиз "Берёзка". 1959. Этот сервиз стал одним из эталонных фарфоровых ансамблей, олицетворяющих "шестидесятые" годы, можно сказать, "классикой" МИНИМАЛИЗМА. Сервиз довольно известный, завоевавший ряд почетных наград на выставках декоративно-прикладного искусства. Интересно и то, что этот сервиз - полностью создание Э.М. Криммера, поскольку он выступил здесь и как скульптор, и как художник.

Вот как писал сам Э.М. Криммер о работе над данным сервизом: "Вероятно, тропические леса великолепны, ледники величественны, но я люблю березовые рощи и порожденную этим родным и скромным пейзажем поэзию и музыку. Меня всегда тянуло к народным источникам, и я перевел это чувство наполненной формы, свойственной народному искусству, на изысканный язык фарфора, материала драгоценного, хрупкого, требующего лаконичного силуэта. Пока я работал над формой, постепенно, как на негативе во время проявления, конкретизировалась тема "березки". Живописец, рисовальщик легко бы изобразил эту тему на холсте или бумаге. Художник фарфора работает в искусстве более условном, где образное начало не должно превалировать над утилитарным. Приходится выбирать из множества элементов пейзажа только одну-две самые выразительные детали, и через них, приводя их в определенное ритмическое состояние, создавать орнаментальный рисунок в соответствии с характером сосуда. Я выбрал такими декоративными элементами пейзажа березовой рощи черточки на бересте, расположив их по сосудам сервиза в прихотливом, но законном ритме, а сам белый фарфор стал белизной березки, и тем самым, обогатил содержание образа." Он подчёркивает, что в данном сервизе он отобразил "народные мотивы", и эти мотивы имеют непосредственное отношение к России, т.е. он прекрасно осознавал, что его Родина - это Россия (он родился на юге Российской империи, в городе кораблестроителей Николаеве), и никоим образом себя от Родины не отделял. Вспоминаются слова М.И. Ножкина из песни: "Я в берёзовые ситцы Нарядил бы белый свет. Я привык тобой гордиться, Без тебя мне счастья нет!

А вот и вазочка с названием "Берёзовый ситец". 1960-е. К форме "Купава" отношения не имеет, зато это практически перефраз строчки из той самой песни. Хотя на сайте "Эрмитажа" вазочка атрибутирована 1959-м годом, по общей эстетике она более позднего времени, да и песня "Я люблю тебя, Россия" впервые была исполнена в 1969-м году, так что "1959" - скорее всего, просто описка.

Ваза 46,3 см. "Берёзовый ситец". Автор формы и росписи Криммер Э.М.
Ваза 46,3 см. "Берёзовый ситец". Автор формы и росписи Криммер Э.М.

Ещё один сервиз на форме "Купава", созданный в том же, 1959-ом, году, где Криммер выступил и как скульптор, и как создатель рисунка росписи, называется "Прошу пожаловать", где в чуть шутливом виде представлены блюда русской кухни - словно иллюстрации к детской книге 1920-х годов или к книге о вкусной и здоровой пище. Здесь чувствуется опыт работы Э.М. Криммера в книжной графике. Он просто фонтанирует новыми сюжетами и новой эстетикой!

Следующий сервиз на форме "Купава" - сервиз "Утро" с росписью от Л.И. Григорьевой. 1961.

Ещё один сервиз в форме "Купава" от Э.М. Криммера и росписи Л.И. Григорьевой называется "Народный". 1962. Он уже был представлен в статье о творчестве Л.И. Григорьевой в "шестидесятые" годы.

"Зимушка-зима". 1962. Благодаря росписи от гениального А.В. Воробьёвского, этот сервиз остаётся вне времени, он всегда будет моден и актуален.

Форма "Солнце" - не просто редкая... Чайно-кофейный сервиз "Солнечный день" (1961) был рассмотрен на заседании художественного совета завода 15-го декабря 1961-го года. В обсуждении сервиза высказывались мнения, что он современен, выразителен, не может не вызвать большой интерес и "заслуживает высокого одобрения"; "это пример высокого использования национальных русских традиций" и удача художника, которого можно поздравить. В целом смелые решения автора в области формы и росписи были поддержаны членами совета. Сервиз был принят, но, несмотря на преобладание хороших отзывов, после голосования не был одобрен (за - 7, против - 8). Все эта ситуация напомнила мне частые интриги при защите разнообразных диссертаций в СССР - когда к тебе благосклонны критики, не едят с потрохами оппоненты, все хвалят тебя в глаза, кивают, выслушивая твои аргументы, а при закрытом голосовании заваливают чёрными шарами. Эта такая зависть бездарей к таланту: каждый в отдельности - "За", а все вместе - "Против".

Сервиз экспонировался в "белом" варианте (форма "Солнце") на Осенней выставке произведений ленинградских художников (1962). Хочется призвать современных руководителей ИФЗ: у вас же в руках - шедевр, берите форму и делайте!

В 1960-м году Криммер делает формы для комплекта "Новгородский". Он включал в себя доливной и заварочный чайники и (необязательно) поднос.

1978. И вновь роспись А.В. Воробьёвского завораживает!

В галерее ниже представлены ещё несколько предметов разных лет из комплекта "Новгородский". Первыми двумя фото идёт комплект "Злотогривый конь". Это итог пересмотра эстетики Псковско-новгородской домонгольской архитектуры в форме плюс стилизованная под "народную" роспись. В целом всё это напоминает РАННИЙ МОДЕРН с его исканиями "ушедшей красоты" в том числе в неорусской стилистике.

Надеюсь, данная статья будет полезна любителям фарфора, особенно тем, кто хочет знать названия тех или иных форм и фасонов. Это первая, но далеко не последняя статья, посвящённая творчеству Мастера.

Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. При желании, если хотите с чем-то поспорить, уточнить или высказать своё мнение - пишите комментарии. Вежливость приветствуется. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!