Вы все видели этих родителей, у которых ребенок в 2 года считает, в 3 - читает, в 4 - поступает в ближайший к детскому саду университет. Число таких детей и таких родителей в эпоху культивирования успешного успеха в социальных сетях растет с каждым годом. Кроме того, истерию о раннем развитии подогревают врачи с их "нормами", маркетологи и мама-блогеры, показывающие своих не по годам развитых детей и торгующих курсами.
Поэтому все чаще случаются ситуации, когда ребенок едва появляется на свет, а на него уже вешают ярлык "отстающий в развитии", если он не считает в уме к годику. Родители готовы на всё, лишь бы их чадо заговорило на трех языках и играло на музыкальных инструментах с пеленок.
Насколько это нормально и как стремление к успешному успеху отражается на детях и взрослых? Об этом и поговорим.
Автор статьи не так давно стал отцом и теперь делится своими буднями в телеграм-канале. В том числе о том, как занимается развитием дочери. Там много личного, много общения, полезные покупки и анонсы новых статей. Присоединяйся!
Делаем ставку на отличников
Давайте начистоту: большинство родителей хотят, чтобы их дети были лучшими. Мы стремимся дать им максимум возможностей. И это нормально. Кто не мечтает о том, чтобы его ребенок был следующим Эйнштейном или Моцартом? Отсюда и бум индустрии раннего развития. Чем раньше начать, тем больше шансов вырастить гения, не так ли?
Но за этой навязчивой идеей скрывается токсичная правда - мы попросту эксплуатируем детей. Вместо того, чтобы позволить им наслаждаться беззаботным детством, мы забиваем им головы знаниями и навыками не по возрасту, в отчаянной попытке взрастить лидирующего лидера.
Но давайте на секунду остановимся и разберемся - а что же на самом деле подразумевается под ранним развитием? Это вовсе не означает навязывание детям взрослых знаний и мучений с зубрежкой.
Истинное раннее развитие - это создание благоприятных условий для естественного роста способностей малыша. Оно опирается на любознательность, игру и безусловную поддержку ребенка. Его цель - максимально раскрыть природный потенциал, а не гнаться за застывшими рамками и нормативами.
Ключ к правильному раннему развитию - следование врожденным интересам и темпу ребенка. Не стоит принуждать неготовый ум к чрезмерным нагрузкам.
Адские муки для малышей
Представьте себе, что вы - двухлетний ребенок. Вы едва начали познавать окружающий мир, развивать моторику и осваивать речь. И тут вас сажают за первые в жизни учебники. Вместо того, чтобы играть и познавать мир через собственные открытия, вы должны зубрить алфавит, цифры и слова.
Не дождавшись, когда ваш неокрепший ум будет к этому готов, вас нагружают обязательными уроками и курсами. Ваше детство проходит в кабинетах умных дядей и теть, заставляющих вас концентрироваться на занятиях часами напролет.
Не удивительно, что все больше детей страдают от стресса, тревоги и перегрузки.
Детей нужно обучать. Но делать это безумными темпами - верх жестокости. Малыши должны сами диктовать скорость усвоения знаний, а не быть заложниками амбиций своих родителей. Каждый ребенок уникален, и пытаться вогнать всех в одни рамки - значит, лишить их индивидуальности.
Безумный мир родителей
Но самое пугающее происходит с родителями. Они превращаются в одержимых фанатиков, помешанных на раннем развитии отпрысков. Не веря собственным глазам, взрослые не признают, что их трехлетний малыш способен лишь на ограниченное количество навыков и знаний.
В результате родители принуждают детей заниматься много часов подряд, игнорируя их желания, рассеянность или неспособность концентрироваться длительное время. Они осыпают упреками тех, кто не тянет невероятную нагрузку, обвиняя в лени и глупости. Разве это не ужасно - отказывать ребенку в любви только за то, что он не соответствует их нереалистичным ожиданиям?
Детки в клетке
Но хуже всего то, что сейчас вырастили целое поколение "ранних пташек", забитых знаниями, но лишенных детства. Взрослые сформировали армию роботов, натасканных на получение высоких баллов, но эмоционально озлобленных. Многие из них не знают простых детских радостей - свободной игры, фантазии, спонтанности.
Вместо этого с малых лет их приучали к рутине, дисциплине и постоянному давлению необходимости доказывать свою ценность. Из них воспитали ранних ботаников, покорных исполнителей чужой воли.
Развивайтесь правильно
Это "правильно" для каждого свое. Каждый ребенок развивается в своем темпе и в своих сферах, которые интересны ему, а не родителям. Но есть и общие принципы, описанные в десятках книг.
Пойте, рисуйте, танцуйте, стройте, экспериментируйте, изобретайте. Дайте вашему ребенку свободно проявлять любопытство, активно задействуя все пять чувств. Хвалите его стремление к открытиям, не ругайте за ошибки.
Не забывайте и об отдыхе. Детский мозг требует передышек, время на расслабление и самостоятельные игры тоже крайне важно. Обязательно выделяйте часы свободного времени в дневном расписании, позвольте фантазии и креативности хозяйничать без присмотра.
Конечно, в разумных пределах можно включать и специальные развивающие занятия - музыку, рисование, изучение языков. Но ребенок должен принимать эти занятия. При малейших признаках стресса - откажитесь от чрезмерных требований.
Моя дочь позже сверстников поползла, позже встала у опоры, позже пошла сама. Стоило ли мне её из-за этого меньше любить? Стоило ли пичкать таблетками и стимуляторами? Нет, мы позволили ей развиваться самостоятельно, лишь добавив немного физической нагрузки. Причем выбрали ту, что приятна ей самой - это был бассейн. И отказались от многочисленных курсов массажа, от которых Ева была не в восторге.
Заставляем ли мы сейчас ее учить новые слова? Мучаем ли какими-то занятиями? Нет. Просто играем в те игры, которые ей по возрасту. И она от этого счастлива. Пусть и говорит пока всего несколько слов.
Расскажите, что вы думаете о раннем развитии. Планируете или учить детей счету и чтению до первого класса?
Еще интересные статьи: