Курс на Север: чем алтайские виноградари удивили международного эксперта

563 прочитали

Фрагменты моего интервью, данного изданию "Вечерний Барнаул" по итогам конкурса местных вин, проведенного клубом виноградарей "Виктория".

Энтузиасты регионального виноградарства провели в Барнауле конкурс-дегустацию авторских вин. Оценивал их судья международных дегустационных конкурсов, преподаватель школ сомелье Денис Руденко (Москва). Как на Алтае развивается виноградарство, его перспективы и преимущества.

Фрагменты моего интервью, данного изданию "Вечерний Барнаул" по итогам конкурса местных вин, проведенного клубом виноградарей "Виктория".

Другой виноград

Северное виноградарство, к коему относят алтайское, в профессиональных кругах называют экзотикой и даже спустя полвека не особо верят в его перспективы. Вопреки скептикам и суровому сибирскому климату виноградная лоза растёт и плодоносит сегодня практически на каждом приусадебном участке региона. Попытки промышленного виноградарства пока успехом не увенчались, зато садоводы-любители успешно идут по пути освоения этого направления и создают авторские вина с алтайским акцентом.

Денис Руденко много лет исследует северное виноделие, к которым относятся регионы за 50-м градусом северной широты. Если в южном виноградарстве лоза растет как бы сама по себе без лишних усилий, то при северном для ее вызревания необходимо соблюсти массу условий. Здесь короткий вегетационный период, а ягодам нужно провести определённое время на лозе, чтобы в них полноценно сформировались ароматные вещества. Ограничивает сортовое разнообразие и холодная зима, почти все европейские виды обладают морозостойкостью до минус 18. При более низких температурах надземная часть растения отмирает.

Фрагменты моего интервью, данного изданию "Вечерний Барнаул" по итогам конкурса местных вин, проведенного клубом виноградарей "Виктория".-2

— Жёсткая специфика работы в северных условиях — правильный подбор сортов, агротехника, специфическое формирование лозы, укрытие на зиму. По сути, это почти другая работа и другая наука о другом винограде, — отмечает Денис Руденко.

— Приходится прикладывать дополнительные усилия для вызревания лозы – делаем весенний разгон с помощью укрытий, — делится трудностями Елена Костюхина. — 10-20 кустов убережёшь от заморозков, а как быть с гектаром? И ещё одна напасть — мыши зимой забегают под укрытия и уничтожают лозу. Проблема, характерная только для нашего региона.

По этим причинам в российском северном виноделии практически невозможен выход на промышленные масштабы. Это больше удел любительского или по крайней мере фермерского уровня. Денис Руденко припомнил лишь один официальный пример северного виноделия в Самарской области.

— Это дорого, требуется предельное внимание к каждой лозе, — рассказывает эксперт. — На одном гектаре земли можно вырастить от 3 до 8 тысяч лоз — это крохотный надел для винодельни в объёмах выпуска. Даже этот объём земли один человек не способен полноценно обработать, надо привлекать технику. Поэтому северные винодельни — удел фермерских хозяйств, которые могут производить от сотни до тысячи бутылок. Современные селекции позволяют продвинуть зону виноградарства сильно на север, в более холодные регионы. Фермерские хозяйства будут расти, но не будут явлением масс-маркета.

Фрагменты моего интервью, данного изданию "Вечерний Барнаул" по итогам конкурса местных вин, проведенного клубом виноградарей "Виктория".-3

Местный колорит

Возникает вопрос, какой смысл развивать северное виноградарство, если этот процесс требует столько усилий? Среди причин Денис Руденко видит увлеченность потребителя локальным продуктом. В аспектах развития внутреннего туризма региональное виноградарство получает повышенное значение.

— Северное вино и южное — это две разные стороны, — считает эксперт. — В северном меньший градус алкоголя, оно более лёгкое, свежее, кислотное со свежим балансом, чем винодельческие регионы похвастать не могут. Проблема южных виноделов в том, что солнца много, фотосинтез идёт хорошо, и кислота из ягод быстро уходит.

Однако виноградарь Олег Шмаков верит, что при правильном подборе сортов и агротехники на Алтае можно добиться промышленного виноделия. Он занимается виноградарством более 25 лет, испытал более 100 сортов на своём участке.

— Главная сложность, чтобы сохранить лозу, ее надо укрывать на зиму, — поясняет он. — В больших масштабах это сделать проблематично. Однако я был в Казахстане на плантациях регионов, которые по климату почти не отличаются от нашего. Там применяется машинная технология укрытия — плёнка наматывается к трактору, он по ходу движения раскатывает её с траншеи и укрывает лозу. Другой запахивает края плёнки, прижимая к земле. Весной её собирают вручную. Такую технологию можно у нас применить.

Фрагменты моего интервью, данного изданию "Вечерний Барнаул" по итогам конкурса местных вин, проведенного клубом виноградарей "Виктория".-4

По технологии

С 2019 года в Барнауле энтузиасты объединились в клуб любителей виноградарей и виноделов «Виктория». Здесь они делятся секретами выращивания именно винной лозы, устраивают локальные конкурсы-дегустации. Приглашение эксперта такого уровня, как Денис Руденко, барнаульские любители считают новым витком развития алтайского виноделия. По словам председателя клуба Елены Костюхиной, в Барнауле недостаточно настоящих специалистов по качеству вина, которые могли бы профессионально оценить его сильные и слабые стороны, выявить точки развития.

На конкурс-дегустацию десять барнаульских виноделов-любителей представили 30 наименований. Все они получили высокие оценки – от 80 до 86 баллов.

—Обычно в северных регионах я могу похвалить одно вино из семи-восьми, выделяю недостатки по микробиологии, дрожжам, другие недоработки, — комментирует Денис Руденко. — К этому же я готовился собираясь оценивать алтайские вина. Однако Барнаул показал высокий уровень, близкий к Московскому клубу виноградарства. Много хороших интересных вин, которые можно хвалить.

Фрагменты моего интервью, данного изданию "Вечерний Барнаул" по итогам конкурса местных вин, проведенного клубом виноградарей "Виктория".-5

Лучшее красное вино на 86 баллов изготовил Олег Шмаков. Он считает, что секрет успеха в правильном сорте.

— Хороший сорт важнее винодела, — уверен Олег Дмитриевич. — Пять лет назад мне удалось вырастить на участке французский сорт «сира». Его опасались сажать, поскольку у него большой срок вегетации — 150 дней, сумма активных температур не меньше 1800, а в крае 1400-1500. Я посчитал: если в мае начнётся вызревание лозы, то к концу сентября будет 150 дней, и виноград поспеет. К моему удивлению, первые шесть кустов на следующий год дали урожай. Значит, ему на нашей земле понравилось.

Обладатель первого места в категории белых вин, известный виноградарь Виктор Татиевский убежден, что во главе угла точное соблюдение технологии изготовления. Одна ошибка в виноделии на целый год отбрасывает.

— Оценка в 86 баллов — отличный результат, учитывая, что мы работаем на любительском уровне, и в наших широтах мы ограничены сортами. Большинство вин изготавливают из универсальных сортов, это один из признаков северного направления, — говорит Виктор Васильевич.

Оригинал статьи на портале «Вечерний Барнаул» https://barnaul.press/