Однажды, проезжая в сотне километров от границы России, Китая и КНДР, мимо небольшого железнодорожного полустанка, наши взгляды зацепились за стоящий на территории потасканный временем гусеничный двухзвенный вездеход ДТ-10 "Витязь", который мы конечно же остановились рассмотреть поближе и сделать несколько фотографий.
Каково же было наше удивление, когда к нам вышел один из работников станции и рассказал, что этот монстр всё ещё на ходу.
Этот всепогодный двухзвенный сочленённый снегоболотоход-транспортёр грузоподъёмностью 10 тонн, был разработан конструкторами В. И. Савельевым и К. С. Осколковым для работы в суровых непроходимых условиях Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири на грунтах с низкой несущей способностью.
Он выпускается с 1982 г. Ишимбайским заводом транспортного машиностроения, ныне именующимся АО Машиностроительная компания "Витязь" и производится по сей день, породив на свет целое семейство сочленённых гусеничных большегрузных вездеходов, в том числе и плавающих.
Здесь же мы встретили самую первую стандартную модификацию этого вездехода, который частенько в народе называют "Монстром" из за его внешнего вида и характеристик. И ведь действительно его размеры впечатляют - шестнадцать метров длины, три метра ширины и более трёх метров высоты при весе в 20 тонн в снаряжённом состоянии.
Сам вездеход представляет собой два отдельных сварных герметичных корпуса, которые соединены в звенья при помощи управляемого узла поворотно-сцепного устройства.
Так в первом звене вездехода расположена кабина на 4 или 7 человек в зависимости от модификации с системами подогрева и вентиляции, моторно-трансмиссионное отделение, а остальную часть занимает кузов в различных исполнениях в т.ч. и с платформой для размещения различного оборудования. ВТорое звено чисто грузовое и также может оснащаться как вариациями кузова, так и платформой для оборудования.
Самая интересная часть это сам узел поворотно-сцепного устройства с гидроцилиндрами вертикального и горизонтального складывания, который управляется из кабины с места механика-водителя и позволяет звеньям вездехода независимо друг от друга поворачиваться как в вертикально и горизонтальной плоскостях, так и в продольно-вертикальной.
Непосредственно гидроцилиндры вертикального складывания оснащены принудительной блокировкой и отвечают за плавность хода, преодоление вертикальных препятствий высотой до полутора метров, а при блокировке позволяют преодолевать рвы шириной до четырёх метров.
Гидроцилиндры горизонтального складывания выполняют роль поворотного устройства платформ и обеспечивают высокую манёвренность.
38,8-литровый многотопливный V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный быстроходный дизельный двигатель В-46 мощностью 710 л.с. с жидкостным охлаждением и центробежным нагнетателем, позволяет двигаться этой махине со скоростью до 40 км/ч.
Для плавного изменения передачи крутящего момента в паре с двигателем работает четырехступенчатая гидромеханическая автоматическая коробка передач с одноступенчатым гидродинамическим трансформатором и блокируемым дифференциалом.
Пока мы рассматривали этого монстра, больше походящего на типичного представителя какого-нибудь кладбища военной техники, к нам подошёл работник станции и рассказал, что этот монстр приехал сюда своим ходом и что после того, как его немного подшаманят, он снова уедет в свои болота.
Так собственно и вышло, ведь когда мы ехали обратно через пару недель, ДТ-10 уже уехал и о его пребывании на месте напоминали лишь следы от траков.
Вот такой суровый ржавый советский и неубиваемый монстр. А на этом всё.
А если вам понравился материал, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал.
Спасибо за просмотр и до новых встреч.