Педагоги, работающие с детьми с особенностями развития в творческих кружках "музыкально-эстетической" направленности, иногда могут делать для себя довольно неожиданные открытия. Особенно это касается занятий с детьми с ментальными нарушениями.
Это подтверждает опыт работы (мой и моих коллег) в нашем кружковом отделе специализированного социального учреждения для детей с ОВЗ.
И творческие кружки посещают как ребята из дневного отделения (почти "спецсад" для особенных детей любого возраста), так и те дети, которые приезжают в стационары на 3 недели (плюс сопровождающие родители).
Конечно, чаще всего бывает так:
Допустим, попадает довольно тяжеленький (в плане психического здоровья) ребенок на музыкальные занятия. Да-да, именно "попадает"! Не по своей воле (он-то по сути и не соображает, что вокруг него происходит), а потому что в его программе, составленной "умными и компетентными" диагностами, стоят галочки. Да и мама ребенка - ох как настаивает!
А ребенок при этом - боится любых незнакомых (да и знакомых тоже) звуков: пиканья, звона, свистка, дверного скрипа или стука. А уж если где-то у кого-то рядом в телефоне музыка звучит - так несчастное дитё сжимается в комок, затыкает уши и вопит от страха. А может и от боли! Ведь детям с РАС, например, некоторые привычные для нас звуки действительно могут доставлять невыносимую боль, а не просто дискомфорт, который обычный человек может еще как-то вытерпеть.
Думаю, это ощущение можно себе представить. Например, многим из нас дико не нравится звук трения пенопласта по стеклу, или (вот это точно обо мне!) ужасно неприятно, когда кто-то во время еды скрежещет острием вилки по тарелке! Прямо брррр, мороз по коже! Так вот, а у таких детей это ощущение будет сильнее в тысячу раз!
А если этот ребенок еще и практически ничего не понимает, не разговаривает и никак не может "сообщить" о своих пугающих ощущениях - естественно, он будет орать, плакать, трястись, махать руками-ногами или бежать сломя голову неведомо куда, только бы подальше от источника звука.
Собака лает - караван идет
И сколько бы ни билась над этим вопросом наша учитель музыки (о выведении таких ребят с музыкальных занятий из-за сомнений в их пользе), ее предложения и замечания принимают в штыки как начальство, так и родители(!) наших особенных воспитанников.
Видимо, они думают, что задача учителя музыки - переломить природные особенности человека, который вот таким родился! Ага, ага!
Вот пример:
Представим, что у какого-нибудь ребенка аллергия на цитрусовые…
От лекарств - отказываемся сразу, не нужны они нам, это химия. От апельсинов… нетушки! Не будем отказываться! Как же? Раз нам положено за этот курс три бесплатных ведра апельсинов, мы их обязательно заберем и съедим! Будем запихиваться, проталкивать руками-ногами, не жуя, да хоть вместе с цедрой! На завтрак, обед, полдник и ужин! Аааа, еще второй завтрак и второй ужин забыли! Как там с бронзовой лошадью в "Служебном романе" было? Впихнём! Каждый положенный нам апельсин заберем! Ну а то, что дитё - краснеет-бледнеет, давится и коркой покрывается - так это вы, горе-специалисты, правильный подход не нашли. Накося-выкуси!
Страшно и нелепо?
Но ведь с музыкальными занятиями у тяжелых деток дело идет ровно таким же образом! Без преувеличений! Ну вреееедно это!! Детям вредно! В какую стену еще учителю удариться лбом, чтобы доказать это упрямой маме?! Ведь мама всерьез считает, что учитель просто хочет скинуть с себя груз занятий с тяжелым ребенком. Вечный спор, в котором не рождается истина.
Но бывает и по-другому... редко, но бывает!
Славик
Мальчик 3-х с половиной лет(!), ментальные нарушения.
Его собственную речь - ни на диагностике при комиссии, ни в игровой комнате, ни на первом занятии у дефектолога никто не слышал. Разговаривает он или нет - долго оставалось для всех загадкой.
Обращенную речь - понимает частично и не всегда (ибо большую часть времени он пребывает "в себе" и никого вокруг не воспринимает), с простыми заданиями - не справляется. Начинает, пытается… а потом бросает и уходит в себя так глубоко, что не дозовешься, как ни обращайся, ни смотри в глаза, ни жми руку, ни обнимай за плечи.
Но если что-то рядом с ним громко упадет, или дверь скрипнет, или кто-то неожиданно чихнёт - Славик дернется, а потом нахмурится и заревёт.
А если кто-то другой рядом с ним громко плачет или ругается - он сразу подхватывает общее настроение и тоже начинает истошно вопить, пытаясь их перекричать.
В общем, вот такой мальчик!
И, естественно, у учителя музыки были огромные сомнения, стоит ли брать его к себе в кружок. Начальство, конечно же, обязало "брать ВСЕХ, а потом разберемся". Ну и, как всегда, мама настаивала:
- Возьмите! Обязательно возьмите! Вот вам крест - не пожалеете! Он у меня не просто музыку любит, он поёт! Всё поёт! Любую песню вам споёт!
Ну да, конечно. Наша учитель за 44 года стажа немало таких "вокалистов" повидала! Кричат "ыыы" или "ууу", а маме кажется, что он арию Ленского поет. Но, раз начальство велит - надо брать!
Но для приличия она спросила маму:
- А какую музыку Слава слушает? Какие песенки поёт?
- Ой, да всё он поёт, - отвечает мама, - какие песни мы с мужем дома или в машине слушаем, такие и поёт.
Ааа, вот это уже интересно!
Подозреваю, что в первый момент учительница подумала, что он просто подвывает и качается, пока любая песня звучит. Так ведь тоже некоторые ребята делают. Ну а у родителей сразу появляется мысль о том, что ребенок - поёт и даже танцует!
Или… если Слава действительно может перепеть весь родительский плейлист, то жуть как интересно, что там могут слушать мамка с папкой в машине! Обычные, нормальные сельские работяги возраста 40 с небольшим лет. Шансон? Попсу? Рэпчик? Или непонятные треки от кого-то из современной плеяды "звезд", где у 100 человек один и тот же голос (и внешность, кстати, но сейчас не суть)?
Два веселых гуся
Когда Слава пришел на музыкальное занятие, он, как и ожидала учитель, словами не поздоровался. Но без сопротивлений сел на стульчик рядом с другими ребятами.
Когда она пела детям песенку "Жили у бабуси два веселых гуся", было понятно, что Слава эту песенку не знает. Но, тем не менее, он с интересом наблюдал, иногда ритмично хлопал, улыбался. Потом, в припевах, подпевал на концах строчек: "… у-си!"
Ну отличный же результат! Даже получше, чем у других ребят из его подгруппы.
Учитель музыки - довольна:
- Не знаю, что и где он там поёт, но в одном мама точно не обманула! В том, что не пожалею, что ребенка взяла.
И я - тоже взяла
И все взяли. Ибо не взять нельзя!
А вот на "тихих" занятиях, как я уже говорила, Славик в основном "уходит в себя". И ни-че-гошеньки не делает. Просто мирно сидит и молчит. И всё.
Но бывают у него неожиданные "минуты озарения", которые приходят к нему сами, ни с того ни с сего! И тогда он будто бы превращается совсем в другого человека. Взгляд - оживает, сам Славик начинает шевелить руками и ногами (просто шевелить, а не выполнять задание), а главное… громко, чётко (для своего возраста прямо браво), внятно напевать:
- Тополиный пух жара июль...
или
- Мальчик хочет в Тамбов…
или
- Забирай меня скорей, увози за сто морей...
и много-много других!
В общем, обычные песенки, как раз времен юности его родителей (поколения моей старшей сестры). Всё честно и красиво. Без пошлостей. И, самое удивительное, Славик без ошибок и довольно чисто интонируя, пропевает по памяти целые припевы! И ему это нравится!
Да и ничего, что рисунок не рисует и поделку не лепит! Зато как интересно бывает с ним на занятии! Иногда даже с коллегой в "угадайку" играем Славкиными стараниями.
Ну всё-то лучше, чем носиться по кабинету за детьми и закрывать руками углы или заворачивать свои ноги "пожарным" одеялом, чтобы чей-то разбушевавшийся ребеночек не вцепился и не разорвал последние колготки (ибо до зарплаты уже нет денег на новые).
А тут - песни, игры, позитив! И, опять же, социализация, которую пихают здесь в каждую деятельность.
В общем… бывают такие детки. В обычной жизни - практически не разговаривают, не пользуются речью при взаимодействии с людьми, но зато поют! С отличной артикуляцией и интонацией! Ух как!
Желаю дорогим читателям хорошего настроения, от которого тоже захочется петь!