Найти тему

Летающие мальчики, нетающие девочки. О чем сказки Вениамина Каверина

Одна из сказок Каверина — о девочке Настеньке, хрупкой, доброй, с ангельской внешностью, которая ходит, как летает.  Кадр из фильма «Легкие шаги», 1989 г.
Одна из сказок Каверина — о девочке Настеньке, хрупкой, доброй, с ангельской внешностью, которая ходит, как летает. Кадр из фильма «Легкие шаги», 1989 г.

19 апреля день рождения замечательного писателя Вениамина Каверина (1902-1989), автора знаменитых «Двух капитанов», «Открытой книги», «Перед зеркалом» и т.д.

У Вениамина Александровича есть удивительно красивые и замечательные сказки, о которых мы поговорили с
кандидатом филологических наук Надеждой Ровенко из Петрозаводского государственного университета (Карелия).

40 лет писал сказки

Надежда Виленовна, вам не кажется, что Каверин, по сути, всю жизнь писал сказки?

– Кажется. Каверин и сам говорит о своём творчестве, что, «может быть, он всю жизнь пишет сказки», и яркое этому подтверждение – самый популярный его роман «Два капитана», по структуре представляющий волшебную сказку.

Первая сказка писателя «О Мите и Маше, Веселом трубочисте и Мастере Золотые руки» была опубликована в 1939 году, а в 1979 году он объединяет семь сказочных историй в цикл.

– В чем художественные особенности его сказок?

– Им я посвятила свою диссертацию, которую я писала о сказочном цикле «Ночной Сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году»... Если коротко, то для его сказок характерны психологичность, интертекстуальность, музыкальность, двухадресность, романтическая атмосфера.

Кадр из фильма «Немухинские музыканты», 1981 год.
Кадр из фильма «Немухинские музыканты», 1981 год.

– Вениамин Александрович писал: «Мне всегда хотелось писать сказки и для этого находилось время... Но о том, как пишутся сказки, я не могу рассказать. Вопреки видимой несложности, этим искусством владеют очень немногие, и у меня нет уверенности, что я принадлежу к их числу». Он скромничает?

Летающий мальчик. Сгенерировано нейросетью.
Летающий мальчик. Сгенерировано нейросетью.

– Нет. Как человек и писатель, он предельно честен и требователен к себе. И еще: имея такого друга, как литературовед Юрий Тынянов, защитив кандидатскую диссертацию, он прекрасно владел теорией литературы и, в отличие от многих собратьев по перу, не обманывался в сложности такого, на первый взгляд, простенького жанра, как сказка. В 1990-е годы придумать сказку, чтобы ее читали и взрослые, и дети по всему миру, удалось только Джоан Роулинг (наиболее известна как автор серии романов о Гарри Поттере.Авт.) Вы можете парировать, что это фэнтези, – да, но корни-то сказочные.

Страна Летандия


Можно говорить, что если у Грина есть своя Гринландия, то у Каверина тоже есть своя страна? Где есть города: Немухин, Котома-Дядька, Шабарша и другие. Они разные: «Города бывают сдержанные и хвастливые, вежливые и хамоватые, болтливые и молчаливые, любящие приврать и склонные к скромности и правде. Есть города-карьеристы и города-гуляки».

– Да, у Грина – Гринландия, у Каверина – Летандия, это остров, жители которого умеют летать, что говорит о многом. Именно оттуда прилетает Леня Караскин в сказке «Летающий мальчик». Может быть, в Летандии находится и город Немухин и другие, потому что там живет сказка, а в Мухине ее нет, потому что он за пределами сказочного мира.

У здания библиотеки-музея во Пскове. Фото Марина Сизова
У здания библиотеки-музея во Пскове. Фото Марина Сизова

В сказках Каверина очень много музыки...

– Это одна из особенностей его творчества, и не только сказок. Ваши читатели, надеюсь, помнят, что писатель из музыкальной семьи. Если говорить о сказках, то одна так и называется «Немухинские музыканты», именно здесь живёт Фея музыки, именно здесь случается музыкальное чудо: «весь Немухин зазвучал, как огромный разноцветный оркестр… И немухинцы вспомнили детство, когда они все до одного верили в сказки и были убеждены, что их жизнь непременно будет прекрасной». Во всех сказках или играют на музыкальных инструментах, или поют. Глухота, в том числе и нравственная, свойственна только безнравственным героям Каверина.

Кажется, лишь по одной из сказок – «Немухинским музыкантам» был создан мультфильм (1973) и фильм (1981). Как он вам? И еще были экранизированы «Легкие шаги» в 1989-м. Кажется, что нужно снимать целый сериал?..

– По «Немухинским музыкантам» был создан не совсем мультфильм, больше напоминает диафильм. Фильмам по сказкам Каверина не повезло с режиссерами, я думаю, и с выделенным бюджетом. В них, на мой взгляд, нет главного: сказочной атмосферы, поэтому они прошли мимо целого поколения (я работала в школе в эти годы, поэтому знаю, о чем говорю). Сериал, возможно, кто-то и снимет, если прочитает цикл сказок. «Ночной Сторож…» к этому располагает: он выстроен как приключение: найдешь один предмет, получишь сказочную историю. Сказки Каверина (впрочем, как и всеего творчество) не идеологизированы, в этом их главное достоинство, поэтому, возможно, их не популяризировали ни тогда и не сейчас.

Ночного сторожа Немухина играет Вацлав Дворжецкий. Кадр из фильма «Немухинские музыканты», 1981 год.
Ночного сторожа Немухина играет Вацлав Дворжецкий. Кадр из фильма «Немухинские музыканты», 1981 год.

– Как вы думаете, много тех, кто умеет слушать, слышать и видеть чудеса, как фея музыки Варя (Елена Аржаник) из «Немухинских музыкантов»? Или большинство тех, для кого нужен Олег Порфирьевич (Станислав Садальский) со своим барабанным оркестром?

– Тех, кто умеет слушать, слышать и видеть чудеса, всегда было мало, а сегодня и того меньше. В руках Феи музыки и барабанный оркестр зазвучал бы превосходно, но в руках завистливого Олега Порфирьевича он звучит бездарно и опасно, не предвещая ничего хорошего. И в этом барабаны не виноваты.

Директор-злодей получился у Садальского харизматичным. Кадр из фильма «Немухинские музыканты», 1981 год.
Директор-злодей получился у Садальского харизматичным. Кадр из фильма «Немухинские музыканты», 1981 год.

Каверинская девушка – с лёгкими шагами

– Очень интересные женские образы у Вениамина Каверина всегда…Можно говорить о каких-то единых чертах? Какая она, каверинская девушка?

– С легкими шагами и всегда на стороне добра, чего бы ей это не стоило. Как Таня из сказочного цикла, выросшая в Таню из романа «Открытая книга», или как Катя Татаринова из известного романа, или Лиза Тураева из романа «Перед зеркалом».

Учительница Варвара Андреевна слышит цвета и собрала дома оркестр из попугаев — неразлучников, черного фрака, кусочка неба и розового игрушечного пуделя.  Кадр из фильма «Немухинские музыканты», 1981 год.
Учительница Варвара Андреевна слышит цвета и собрала дома оркестр из попугаев — неразлучников, черного фрака, кусочка неба и розового игрушечного пуделя. Кадр из фильма «Немухинские музыканты», 1981 год.

Ваша любимая сказка у Каверина? О чем она?

– Если я скажу, что люблю весь сказочный цикл, – сама себе не поверю. О «Немухинских музыкантах» мы уже многое сказали. В предыдущем ответе я, вероятно, неслучайно вспомнила удивительную сказку «Лёгкие шаги», пусть она будет моей любимой. Сказка о том, как много хороших людей спасают Снегурочку весной от таяния: неживое (снег) становится живым – девочкой Настенькой. Закон каверинских сказок: помогает не волшебство, как мы привыкли, а доброта и любовь обыкновенных людей.

Сказка начинается с того, что в музыкальную школу города Немухина поступила работать настоящая Фея музыки.  Кадр из фильма «Немухинские музыканты», 1981 год.
Сказка начинается с того, что в музыкальную школу города Немухина поступила работать настоящая Фея музыки. Кадр из фильма «Немухинские музыканты», 1981 год.

Когда вы сами познакомились со сказками Каверина?

– Стыдно признаться, но только тогда, когда решила поступать в заочную аспирантуру. Это случилось не сразу после окончания университета. Были уже 90-е годы прошлого века, нужно было постараться остаться собой, не превратиться в «тётку», чего я очень боялась, и самый любимый мой научный руководитель – профессор Евгений Михайлович Неёлов – предложил мне заняться сказками Каверина, которых я не знала. Годы работы с ними стали моим вторым университетом. Не было денег, зато были сказки.

Действие фильма происходит в сказочном городе Немухине, где захватившие власть «мудрейшие» отменили доброту, сказки и чудеса.
Действие фильма происходит в сказочном городе Немухине, где захватившие власть «мудрейшие» отменили доброту, сказки и чудеса.

Всегда – романтик

Книги Каверина актуальны сейчас?

– Да, только надо, чтобы их читали. Лелею надежду, что наше интервью вызовет у кого-нибудь интерес к его книгам. Вдруг мамы-папы, учителя литературы захотят почитать его сказки, сразу оговорюсь, что некоторые можно читать или рекомендовать дошкольникам, другие – школьникам, третьи – подросткам. «Два капитана» считаются романом для юношества. Выбирающим биологию и медицину нужно бы прочитать «Открытую книги» и так далее. Для читающих и любящих мемуарную прозу – это «Эпилог». Спокойный честный итог всей жизни перед самим собой, поэтому глупо врать, преувеличивать и геройствовать.

Чем вас привлекает Каверин?

– Тем, что у него добро побеждает зло, как и должно быть, и не только в сказках. В моем любимом произведении – романе в письмах «Перед зеркалом», конец совсем не сказочный, увы. Это пронзительная история о любви героев, попавших в страшное колесо истории. Но любовь, честь, верность, порядочность зависят только от самого человека.

К Лешему в сказках Каверина обязательно надо обращаться: «Салфет вашей милости». Кадр из фильма «Немухинские музыканты», 1981 год.
К Лешему в сказках Каверина обязательно надо обращаться: «Салфет вашей милости». Кадр из фильма «Немухинские музыканты», 1981 год.

Для кого он писал эти сказки? Для взрослых? Или для детей?

– И для детей, и для взрослых. Я уже говорила о двухадресности, она характерна для всей детской литературы как века прошлого, так и нынешнего. Цикл «Ночной Сторож…» одновременно публикуется и в «детском», и во «взрослом» издательствах. «Лёгкие шаги», например, невольно ассоциируются с «Легким дыханием» Ивана Бунина, но только у взрослого читателя, ребенок еще не может знать этого рассказа. Поэтому взрослый глубже воспринимает простой, на первый взгляд, сюжет. И не только в этой сказке.

Поздний Каверин тоже остается романтиком? И не теряет веру? Есть еще города, где нужны сказочники и чудеса?

– Сказочники и чудеса нужны всегда и всем, снова напомню о феномене книг Джоан Роулинг. Судя по сказочному циклу, поздний Каверин – тот же молодой романтик, который в 1923 году (!) создает фантастические рассказы и повести. Герой его книг – тоже романтик, и для всех его произведений характерно романтическое начало. Важнейшей чертой творчества Вениамина Каверина стало неприятие зла и ненависть к несправедливости, отсюда жизнеутверждающий пафос всех его произведений, а без веры это невозможно.

Сувениры из псковского музея. Фото: Марина Сизова
Сувениры из псковского музея. Фото: Марина Сизова

Досье
Надежда Виленовна Ровенко родилась в Архангельской области.

Окончила историко-филологический факультет Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ), работала учителем русского языка и литературы в школах Карелии и г. Петрозаводска, методистом по литературе в Институте повышения квалификация учителей РК.

Надежда Виленовна Ровенко. 
Фото предоставлено Петрозаводским государственным университетом.
Надежда Виленовна Ровенко. Фото предоставлено Петрозаводским государственным университетом.

В 2007 году защитила кандидатскую диссертацию.

С 2008 года работает в ПетрГУ начальником отдела объединенной редакции научных журналов.

Научные интересы: детская литература и детское чтение, русская литературная сказка ХХ века, современная русская литература.

Автор текста: Марина Сизова