19 апреля – день рождения замечательного писателя Вениамина Каверина (1902-1989), автора знаменитых «Двух капитанов», «Открытой книги», «Перед зеркалом» и т.д.
У Вениамина Александровича есть удивительно красивые и замечательные сказки, о которых мы поговорили с кандидатом филологических наук Надеждой Ровенко из Петрозаводского государственного университета (Карелия).
40 лет писал сказки
– Надежда Виленовна, вам не кажется, что Каверин, по сути, всю жизнь писал сказки?
– Кажется. Каверин и сам говорит о своём творчестве, что, «может быть, он всю жизнь пишет сказки», и яркое этому подтверждение – самый популярный его роман «Два капитана», по структуре представляющий волшебную сказку.
Первая сказка писателя «О Мите и Маше, Веселом трубочисте и Мастере Золотые руки» была опубликована в 1939 году, а в 1979 году он объединяет семь сказочных историй в цикл.
– В чем художественные особенности его сказок?
– Им я посвятила свою диссертацию, которую я писала о сказочном цикле «Ночной Сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году»... Если коротко, то для его сказок характерны психологичность, интертекстуальность, музыкальность, двухадресность, романтическая атмосфера.
– Вениамин Александрович писал: «Мне всегда хотелось писать сказки и для этого находилось время... Но о том, как пишутся сказки, я не могу рассказать. Вопреки видимой несложности, этим искусством владеют очень немногие, и у меня нет уверенности, что я принадлежу к их числу». Он скромничает?
– Нет. Как человек и писатель, он предельно честен и требователен к себе. И еще: имея такого друга, как литературовед Юрий Тынянов, защитив кандидатскую диссертацию, он прекрасно владел теорией литературы и, в отличие от многих собратьев по перу, не обманывался в сложности такого, на первый взгляд, простенького жанра, как сказка. В 1990-е годы придумать сказку, чтобы ее читали и взрослые, и дети по всему миру, удалось только Джоан Роулинг (наиболее известна как автор серии романов о Гарри Поттере. –Авт.) Вы можете парировать, что это фэнтези, – да, но корни-то сказочные.
Страна Летандия
– Можно говорить, что если у Грина есть своя Гринландия, то у Каверина тоже есть своя страна? Где есть города: Немухин, Котома-Дядька, Шабарша и другие. Они разные: «Города бывают сдержанные и хвастливые, вежливые и хамоватые, болтливые и молчаливые, любящие приврать и склонные к скромности и правде. Есть города-карьеристы и города-гуляки».
– Да, у Грина – Гринландия, у Каверина – Летандия, это остров, жители которого умеют летать, что говорит о многом. Именно оттуда прилетает Леня Караскин в сказке «Летающий мальчик». Может быть, в Летандии находится и город Немухин и другие, потому что там живет сказка, а в Мухине ее нет, потому что он за пределами сказочного мира.
–В сказках Каверина очень много музыки...
– Это одна из особенностей его творчества, и не только сказок. Ваши читатели, надеюсь, помнят, что писатель из музыкальной семьи. Если говорить о сказках, то одна так и называется «Немухинские музыканты», именно здесь живёт Фея музыки, именно здесь случается музыкальное чудо: «весь Немухин зазвучал, как огромный разноцветный оркестр… И немухинцы вспомнили детство, когда они все до одного верили в сказки и были убеждены, что их жизнь непременно будет прекрасной». Во всех сказках или играют на музыкальных инструментах, или поют. Глухота, в том числе и нравственная, свойственна только безнравственным героям Каверина.
–Кажется, лишь по одной из сказок – «Немухинским музыкантам» был создан мультфильм (1973) и фильм (1981). Как он вам? И еще были экранизированы «Легкие шаги» в 1989-м. Кажется, что нужно снимать целый сериал?..
– По «Немухинским музыкантам» был создан не совсем мультфильм, больше напоминает диафильм. Фильмам по сказкам Каверина не повезло с режиссерами, я думаю, и с выделенным бюджетом. В них, на мой взгляд, нет главного: сказочной атмосферы, поэтому они прошли мимо целого поколения (я работала в школе в эти годы, поэтому знаю, о чем говорю). Сериал, возможно, кто-то и снимет, если прочитает цикл сказок. «Ночной Сторож…» к этому располагает: он выстроен как приключение: найдешь один предмет, получишь сказочную историю. Сказки Каверина (впрочем, как и всеего творчество) не идеологизированы, в этом их главное достоинство, поэтому, возможно, их не популяризировали ни тогда и не сейчас.
– Как вы думаете, много тех, кто умеет слушать, слышать и видеть чудеса, как фея музыки Варя (Елена Аржаник) из «Немухинских музыкантов»? Или большинство тех, для кого нужен Олег Порфирьевич (Станислав Садальский) со своим барабанным оркестром?
– Тех, кто умеет слушать, слышать и видеть чудеса, всегда было мало, а сегодня и того меньше. В руках Феи музыки и барабанный оркестр зазвучал бы превосходно, но в руках завистливого Олега Порфирьевича он звучит бездарно и опасно, не предвещая ничего хорошего. И в этом барабаны не виноваты.
Каверинская девушка – с лёгкими шагами
– Очень интересные женские образы у Вениамина Каверина всегда…Можно говорить о каких-то единых чертах? Какая она, каверинская девушка?
– С легкими шагами и всегда на стороне добра, чего бы ей это не стоило. Как Таня из сказочного цикла, выросшая в Таню из романа «Открытая книга», или как Катя Татаринова из известного романа, или Лиза Тураева из романа «Перед зеркалом».
– Ваша любимая сказка у Каверина? О чем она?
– Если я скажу, что люблю весь сказочный цикл, – сама себе не поверю. О «Немухинских музыкантах» мы уже многое сказали. В предыдущем ответе я, вероятно, неслучайно вспомнила удивительную сказку «Лёгкие шаги», пусть она будет моей любимой. Сказка о том, как много хороших людей спасают Снегурочку весной от таяния: неживое (снег) становится живым – девочкой Настенькой. Закон каверинских сказок: помогает не волшебство, как мы привыкли, а доброта и любовь обыкновенных людей.
– Когда вы сами познакомились со сказками Каверина?
– Стыдно признаться, но только тогда, когда решила поступать в заочную аспирантуру. Это случилось не сразу после окончания университета. Были уже 90-е годы прошлого века, нужно было постараться остаться собой, не превратиться в «тётку», чего я очень боялась, и самый любимый мой научный руководитель – профессор Евгений Михайлович Неёлов – предложил мне заняться сказками Каверина, которых я не знала. Годы работы с ними стали моим вторым университетом. Не было денег, зато были сказки.
Всегда – романтик
– Книги Каверина актуальны сейчас?
– Да, только надо, чтобы их читали. Лелею надежду, что наше интервью вызовет у кого-нибудь интерес к его книгам. Вдруг мамы-папы, учителя литературы захотят почитать его сказки, сразу оговорюсь, что некоторые можно читать или рекомендовать дошкольникам, другие – школьникам, третьи – подросткам. «Два капитана» считаются романом для юношества. Выбирающим биологию и медицину нужно бы прочитать «Открытую книги» и так далее. Для читающих и любящих мемуарную прозу – это «Эпилог». Спокойный честный итог всей жизни перед самим собой, поэтому глупо врать, преувеличивать и геройствовать.
– Чем вас привлекает Каверин?
– Тем, что у него добро побеждает зло, как и должно быть, и не только в сказках. В моем любимом произведении – романе в письмах «Перед зеркалом», конец совсем не сказочный, увы. Это пронзительная история о любви героев, попавших в страшное колесо истории. Но любовь, честь, верность, порядочность зависят только от самого человека.
– Для кого он писал эти сказки? Для взрослых? Или для детей?
– И для детей, и для взрослых. Я уже говорила о двухадресности, она характерна для всей детской литературы как века прошлого, так и нынешнего. Цикл «Ночной Сторож…» одновременно публикуется и в «детском», и во «взрослом» издательствах. «Лёгкие шаги», например, невольно ассоциируются с «Легким дыханием» Ивана Бунина, но только у взрослого читателя, ребенок еще не может знать этого рассказа. Поэтому взрослый глубже воспринимает простой, на первый взгляд, сюжет. И не только в этой сказке.
– Поздний Каверин тоже остается романтиком? И не теряет веру? Есть еще города, где нужны сказочники и чудеса?
– Сказочники и чудеса нужны всегда и всем, снова напомню о феномене книг Джоан Роулинг. Судя по сказочному циклу, поздний Каверин – тот же молодой романтик, который в 1923 году (!) создает фантастические рассказы и повести. Герой его книг – тоже романтик, и для всех его произведений характерно романтическое начало. Важнейшей чертой творчества Вениамина Каверина стало неприятие зла и ненависть к несправедливости, отсюда жизнеутверждающий пафос всех его произведений, а без веры это невозможно.
Досье
Надежда Виленовна Ровенко родилась в Архангельской области.
Окончила историко-филологический факультет Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ), работала учителем русского языка и литературы в школах Карелии и г. Петрозаводска, методистом по литературе в Институте повышения квалификация учителей РК.
В 2007 году защитила кандидатскую диссертацию.
С 2008 года работает в ПетрГУ начальником отдела объединенной редакции научных журналов.
Научные интересы: детская литература и детское чтение, русская литературная сказка ХХ века, современная русская литература.
Автор текста: Марина Сизова