Найти в Дзене

Школа сорок лет назад и сегодня: что-то изменилось?

Было это в 1987-88 уч. году в маленьком районном центре моего детства, куда я вернулась после отработки в вузе сибирского города по распределению, мечтая занять на родине место ассистента в пединституте на кафедре философии. Нас готовили работать именно в вузах.

Однако, несмотря на мой красный диплом крутого университета, в августе ставки на кафедре для меня не оказалось. И мне пришлось год работать учителем истории и обществознания в родной школе. В сентябре меня стали звать на кафедру пединститута, так как ставка появилась, но я обещала директору школы, что год точно отработаю, и не смогла нарушить обещания. Так я попробовала "на зуб" учительский труд! Но меня хватило только на один учебный год, а потом я все же ушла в вуз.

Что меня поразило и не смогло удержать в школе, хотя часть выпускников нашего университета (но не с нашего факультета) там работают?

Наблюдая, как нагружают в современной школе (силой до 28-32 часов) мою дочь, которая работает учителем иностранного языка, я поняла, что за последние 35 лет в школе ничего не изменилось. А ведь столько полезных (и не очень) реформ было осуществлено!

Кстати, я оказалась в школе как раз в период её реформирования, и получала за 32 часа нагрузки 320 рублей. И это были большие деньги! Норковая шапка тогда стоила 300 рублей, а она была почти валютой того времени. Справедливости ради надо сказать, что на заводах уже вовсю развивался хозрасчёт, и мой знакомый хвастался в это же время, что они в бригаде получают по 600 руб. Но и такая зарплата учителя по сравнению со ставкой ассистента в вузе в 120 рублей была очень существенной.

Так вот, мне в родной школе дали нагрузку 32 часа, и ещё классное руководство в выпускном классе, так как бывшая руководитель ушла в декрет.

И Я ПОВОЛОКЛА ЭТОТ ВОЗ ВО ВСЮ СИЛУ СВОЕЙ МОЛОДОЙ ЭНЕРГИИ!

В течение первой четверти сил у меня ещё хватало, а потом они стали резко убывать. Дело в том (и любой педагог меня поймет), что 32 часа при ставке в 18 часов - это огромная нагрузка, которая в конце концов заставляет учителя просто халтурить, хорошо готовясь только к открытым урокам. А про них предупреждают заранее!

Моё положение осложнялось тем, что я была уже замужем и имела годовалую дочь, которую не взяли в ясли, хотя место в них дед нам выбил у себя на заводе: с 1,5 лет можно было тогда отдать ребёнка в ясли.

Ну и кто меня заставлял выходить из декрета? Уже тогда можно было минимум три года сидеть дома с ребёнком, но пособие по уходу за ним было такое мизерное, что я решила выйти на работу, надеясь, что полгода (до февраля, т.е. до 3 четверти, когда дочке исполнится 1,5 года и она пойдёт в ясли) уж как-нибудь продержусь. К слову сказать, я и со вторым ребёнком только 4 месяца была в декрете, но в вузе - это легче, а в школе - жесть!

К чему свелось это "как-нибудь"? Была найдена няня, которая тоже сидела в декрете, и соответственно не могла приходить к нам домой, а дочь надо было возить к ней на квартиру. Как сейчас помню, платила я ей всего 15 рублей в месяц, но дело было не в деньгах!

Дело было в том, что памперсов ещё не существовало и дети писались, просыпаясь по ночам. Как же мы с мужем радовались этому полезному изобретению, когда через несколько лет новорожденный сын благодаря памперсам спал ночью по 8-9 часов. А дочь в тот период времени совсем не давала мне выспаться, а ведь я ещё должна была работать две смены в школе.

https://c8.alamy.com/comp/B94CD2/a-teacher-in-a-history-class-B94CD2.jpg
https://c8.alamy.com/comp/B94CD2/a-teacher-in-a-history-class-B94CD2.jpg

Кроме того, ежедневно уроки мне ставили с 8 утра, и я должна была раным-рано разбудить маленького ребёнка, который тоже плохо выспался к полседьмому утра, как-то его укутать, и отвезти к няне на коляске (или зимой на саночках) примерно за 1,5 километра от нашего дома. Машины у нас тогда не было. Те, кто имели детей, представляют какая это мука. Я буквально взмыленная после такого променада влетала в школу (но не опаздывала!) и начинала вести уроки.

Пока до весны я себя более-менее чувствовала, дети во всех классах от 5-го до 10-го проявляли адекватное поведение, и проблем у меня с ними не возникало. А вот весной, когда мне поставили диагноз "хроническая усталость", 8-е классы, почувствовав мою слабость, уже наглели, и я иногда не могла с ними справиться, призывая на помощь завуча. Я очень похудела, всё время хотелось прилечь, наблюдалось отсутствие аппетита и вообще интереса к жизни. Невропатолог предложила мне уйти на больничный, но завуч, пообещав, что уроки будут ставить в расписании, но вести их необязательно (ну или по самочувствию), уговорила меня не брать больничный. Так я и проваландалась последнюю четверть в том учебном году. До сих пор только добром поминаю того завуча в родной школе! Не дала мне умереть!

Дочь с февраля взяли в ясельки, но писаться она не перестала, и я продолжала не высыпаться. Хорошо, что детский сад был расположен буквально во дворе нашего дома, что позволяло мне по утрам поспать лишних минут сорок.

Просто шапку снимаю перед теми педагогами, которые десятками лет работают в школе. Я вот не смогла, и дело было не только в вечном недосыпе, а в целом в огромной нагрузке учителя.

----------------------

Продолжаю про свои школьно-педагогические мытарства.

Нагрузка в 32 часа распределялась на пять дней в неделе на обе смены. Кроме истории и обществознания меня ещё уговорили вести предмет "Этика и психология семейной жизни". Что я могла знать за два с небольшим года замужества, и имея годовалую дочь? Тогда было принято на подобных уроках делить учеников на семейные пары и разбирать с ними разные проблемы, возникающие у супругов. Сейчас мне смешно про это вспоминать. 9-е классы тоже вяло на эти эксперименты реагировали.

Уроки шли своим чередом, а между тем очень много времени отнимало классное руководство. У меня был 10 класс, и школьники были моложе меня всего на 7 лет. Это был прекрасный класс со сложившимся коллективом и с отработанными практиками самоуправления (благодаря предыдущему классному руководителю). С ребятами у меня было полное взаимопонимание, а вот с их родителями...

Провести раз в месяц родительское собрание - это было несложно, хотя я часто ощущала своё бессилие, так как родители не могли не видеть моей молодости и неопытности, и поэтому вопросов почти не задавали, приходя на собрания лишь по причине собственной дисциплинированности и порядочности. Не знаю даже, что они думали про меня? Конечно, они обращались ко мне с какими-то мелкими проблемами, но не так, как если бы я была пожилым педагогом, от которого можно получить полноценный педагогический совет. Я была совсем девчонкой и делала много ошибок!

https://www.solidarnost.org/netcat_files/1447/1492/11_3085.jpg
https://www.solidarnost.org/netcat_files/1447/1492/11_3085.jpg

Самый ужасный случай, за который корю себя много лет, с ужасом вспоминая "а что могло быть, если бы...", произошел в тёплую сентябрьскую субботу, когда мы с классом отправились на прогулку в лес к небольшому озеру "на Смолокурку". Все десятые классы тесно общались друг с другом, и с нами увязались и другие ученики с параллели. В общем, собралась довольно большая и слабо управляемая толпа.

Время мы провели весело, а на обратном пути в город путь нам преградил маневровый поезд с вагонами, который долго стоял на путях, что-то пережидая впереди. Мальчишки полезли под вагонами первыми, а за ними, не слушая моих увещеваний, ринулись и девочки. И лишь часть благоразумных учеников пошли обходить состав с хвоста. Поезд подавал сигнал, машинист видимо возмущался, а десятиклассники упорно лезли под вагоны. Я застыла в бессильном ужасе, в голове - ни одной мысли, а машинист не смел тронуть свой поезд и гудел сигналом. В итоге всё закончилось благополучно, но этот случай я помню всю жизнь. Конечно, тогда не было таких строгих правил оформления организованного выхода с детьми за пределы школы: собрались и пошли! Но если какой-то инцидент происходил, всё равно был виноват учитель. И это правильно!

По такому же своевольному решению, не ставя в известность руководство школы, мы с моим классом (и с нами школьники из параллельных классов) поехали в соседний город на выставку нетрадиционного искусства. После выставки все как-то рассеялись по своим делам (у кого бабушка тут живёт, кому что-то купить надо...), и я снова потеряла управление школьниками, успокоившись только на перроне вокзала, когда ни один из них не опоздал к поезду.

ТАКИЕ ИСТОРИИ!

Мои деятельные ученики как-то смогли договориться, привлекая и меня к переговорам, чтобы нам разрешили проводить время в трёхкомнатной квартире, которая была в ведении какого-то детского клуба, возглавляемого малоинициативной женщиной. Она отдала нам ключи от этой квартиры, и школьники с энтузиазмом принялись наводить там порядок, воплощая в жизнь свои креативные идеи. Именно в этой квартире мы с ними устроили "Вечер памяти Владимира Высоцкого", а потом ещё разбор творчества группы "Наутилус-помпилиус", которая только становилась известной в провинции. И много ещё чего!

Но к нам, как водится, стали ходить в гости толпы других школьников, что, естественно, не нравилось жителям этого дома, и в итоге ключ у нас отобрали, не посчитавшись, что дети практически сделали ремонт в этой квартире.

Кроме работы предметником и классным руководителем, в этот год в школе ещё затеяли учительский драмкружок, куда нельзя было не ходить. Мы ставили "Федота-стрельца", и на репетиции приходилось являться в свой единственный воскресный выходной, оставляя ребёнка у родителей. Всё это тоже требовало дополнительных сил и времени! Правда, спектакль на школьной сцене шёл с большим триумфом!

--------------------------

В сентябре следующего года я стала работать в вузе, где уже тоже устанавливались новые нормы времени и распорядок работы преподавателей, но так тяжело, как в школе, мне не было.

Вот если бы учителю платили достойную зарплату за ставку в 18 часов, чтобы он не набирал нагрузку ради выживания, возможно, что-то бы и изменилось в школе. Хотя я понимаю, что это более сложная проблема.