Трудно не согласиться, что при нынешних стремительных темпах застройки столицы и, зачастую, бездумном сносе ее исторических зданий, все сложнее стало подыскивать подходящие места для натурных съемок о событиях минувших десятилетий. Вот и приходиться воссоздавать исчезнувшие московские дворики и улочки посредством студийных декораций или прибегать к помощи компьютерной графики. Художникам-постановщикам, отвечающим за достоверность исторических реалий, представленных в кадре, нужно обладать немалыми познаниями, связанными с конкретной эпохой. Тут будет нелишне изучить соответствующие справочники, чтобы выбрать для игровых площадок подлинные, не слишком примелькавшиеся объекты. Порой такие усилия с лихвой вознаграждаются достигнутым результатом, и благодарный зритель, захваченный сюжетом, получает возможность полноценного погружения в атмосферу ушедшей эпохи.
Мне, как любителю и , смею надеяться, знатоку Москвы, доставляет огромное наслаждение выезжать в составе киногруппы на освоение очередного малоизвестного заповедного объекта. Так случилось и во время съемок сериала «Дело следователя Никитина» (2012).
Доставшаяся мне роль чиновника от литературы, обуславливалась занятостью на двух объектах и ограничивалась двумя съемочными днями. На первом этапе была использована территория Донского монастыря с прилегающим некрополем.
Здесь мы отсняли условный вход всей процессии в крематорий, а вот для того, чтобы запечатлеть само пространство, где проходил скорбный ритуал, предполагалось отправиться на следующий день в Трубниковский переулок.
Искушенным артистам известно, что съемочный процесс довольно часто предполагает наличие неучтенного свободного времени, когда иные участники предоставлены сами себе. Я всегда стараюсь провести такие моменты с пользой, а уж на территории монастыря было на чем заострить внимание. В детстве, когда здесь размещался филиал музея Архитектуры им. А. В. Щусева, я частенько посещал с отцом здешние места. Навещая прах деда, Василия Николаевича Куприянова, покоящегося в колумбарии Нового Донского кладбища мы не упускали случая заглянуть на старинный московский некрополь.
Помимо надгробий известных личностей, выполненных мастерами своего дела (Мартос, Витали), здесь можно было увидеть сохранившиеся элементы демонтированных Триумфальных ворот и горельефы с уничтоженного в 1931 году Храма Христа Спасителя.
На уцелевших фрагментах упомянутых ворот, лежащих на земле, выделялся горельеф «Изгнание французов». При ближайшем рассмотрении мне показалось, что фигуры участников битвы несколько деформированы. Отец, похвалив за наблюдательность, объяснил причину данного «дефекта». Такой прием применяется в тех случаях, когда скульптура предназначена для размещения на большой высоте и восприятия ее снизу.
Память сохранила название данного сюжета по версии моего отца – «Поверженный галл». На мой взгляд такое определение точнее отображает метафоричную стилистику произведения.
Бродя меж древними могилами, я обратил внимание на обновленные памятники героям войны 1812 года. Акцию провели в ознаменования двухсотлетнего юбилея. Невольно подумалось, что напрасно не указал на могиле отца факт его активного участия в Великой Отечественной войне. Возможно в далеком будущем это способствовало бы ее сохранности на долгие годы.
Сегодня любознательные посетители монастыря могут встретить «свежие» могилы с перенесенными из-за рубежа останками руководителей Белого движения: Антона Ивановича Деникина и Владимира Оскаровича Каппеля. При всей помпезности самого мемориала и внушительности списка учредителей, режет глаз досадная безграмотность именной надписи на плите у первого фигуранта. Не удосужились члены высокой учредительной комиссии внимательно оглядеться по сторонам и увидеть, что в прежние времена на памятнике полагалось писать имя, т.е. раб Божий такой-то, а уж затем шла фамилия. Поскольку Антон Иванович целиком принадлежит к иной эпохе, то правила очередности следовало бы соблюдать соответствующие. Владимиру Оскаровичу «повезло» больше. И хотя памятник у него скромнее, зато все остальное выполнено грамотно, в христианских традициях.
Посещая Дом Остроухова в Трубниках, где располагается государственный литературный музей им. В.И. Даля, я не раз проходя мимо громады дома 19, даже не предполагал, что когда-нибудь окажусь внутри, а именно в знаменитых Голицынских подвалах. Благодаря съемкам возникла возможность попасть под своды гигантского подземелья (3000 кв. м) ,изначально предназначенного для выдержки качественных вин в дореволюционной России.
Впечатление от масштабов потрясает! Остается с радостью возблагодарить судьбу за очередной повод расширить свои познания и кругозор.
Видимо, мое пребывание в кадре было настолько органичным и убедительным, что режиссер фильма Валерий Усков задействовал моего героя еще в одной сцене. Поминки по усопшему снимали в подлинной профессорской квартире на Моховой.
Воистину , новые открытия порой даруются нам словно свыше. Надеюсь, что новые подарки не заставят себя ждать.