Министр безопасности Аргентины Патрисия Буллрич выступила с обвинениями в адрес Чили и Боливии, обвинив их в том, что на их территориях действуют проиранские военизированные группировки, в частности, ливанская «Хезболла». Министр заявила, что в Боливии находятся сотни членов Сил «Кудс», одного из пяти подразделений иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР).
Впрочем, досталось от Буллрич не только чилийцам и боливийцам. По её словам, боевики «Хезболлы», о присутствии которых в свободной зоне Игуасу на границе Аргентины, Бразилии и Парагвая известно много лет, «также были замечены в последнее время … в Сан-Паулу, Бразилия, и несколько недель назад в Перу».
Это прозвучало особенно громко на фоне того, что недавно аргентинский суд признал Иран и «Хезболлу» виновными во взрывах в Буэнос-Айресе в 1992 и 1994 гг., унёсших множество жизней.
В Аргентине, являющейся союзником Израиля, в связи с ирано-израильским конфликтом создан «комитет действия», и Буллрич, объявляя о присутствии старого врага на территориях соседних стран, предупредила, что «сегодня в Аргентине включены все оповещения». Она пообещала проверить, не присутствуют ли на аргентинской территории «люди, не говорящие по-испански и имеющие боливийские паспорта».
Заявления Буллрич вызвали волну негодования в Боливии и Чили. «Мы отрицаем и категорически отвергаем тот факт, что Боливия защищает людей, сея террор, нестабильность и беспокойство внутри своей границы… Эти обвинения не имеют ни доказательств, ни документации, ни каких-либо оснований, и Боливия с обеспокоенностью наблюдает за кампанией, стремящейся вызвать конфронтацию между государствами, правительствами и народами Латинской Америки», - говорится в заявлении МИД Боливии.
Президент Чили Габриэль Борич заявил, что направит в Буэнос-Айрес ноту протеста в связи с утверждениями Буллрич. Он потребовал у аргентинки представить доказательства через МИД. «Чрезвычайно важно, чтобы власти несли ответственность за свои заявления и утверждения… Чили не укрывает никаких террористических группировок», - сказал он.
О присутствии «Хезболле» в свободной зоне Игуасу известно с 1980-х гг.: группировка выстроила там целую коммерческую империю. В 2000-х «Хезболла» наладила связи с тогдашним президентом Венесуэлы Уго Чавесом. Испанская газета El País в 2013 г. писала, что на венесуэльском острове Маргарита действует тренировочная база «Хезболлы». Разведки латиноамериканских стран и ЦРУ США расследовали связи (незаконное отмывание денег и финансирование терроризма) «Хезболлы» с партизанским движением FARC в Колумбии и мексиканскими наркокартелями. В 2021 г. власти Колумбии заявили о раскрытии заговора членов «Хезболла», а в Бразилии двое членов «Хезболлы» в ноябре 2023 г. были арестованы за подготовку террористического акта.
Так что обвинить Буллрич в провокации и раздувании истерии на пустом месте довольно трудно. В конце концов, теракты 1992 и 1994 г. в Буэнос-Айресе действительно имели место, и никого, кроме «Хезболлы», в них не обвиняли ни в Аргентине, ни в какой-либо другой стране.
Однако вряд ли «Хезболла» представляет серьёзную угрозу для Аргентины. За ливанскими общинами и шиитскими центрами в Аргентине и Бразилии внимательно следят спецслужбы. Да и вряд ли в современных условиях Тегеран захочет взрывать ситуацию в далёкой Латинской Америке – у него хватает проблем поближе.
Конечно, Буллрич, как министр безопасности, беспокоится по поводу присутствия «Хезболлы» в регионе. Но всё же представляется, что столь резкие выпады против Чили и Боливии, с упоминанием Бразилии, имеет политическую подоплёку. В этих трёх странах у власти стоят левые правительства, с которыми у Буэнос-Айреса отношения как минимум не тёплые.
Вообще в последнее время отношения между левыми и правыми правительствами в Латинской Америке серьёзно обострились. Президентом Миллем левые пугают, как Сатаной, сальвадорца Букеле обзывают фашистом, а после вторжения эквадорских полицейских в посольство Мексики они обрушились и на президента этой страны Нобоа. Зато для правой оппозиции, особенно сильной в Бразилии, Чили и Колумбии, тройка Милей-Букеле-Нобоа – лидеры, на которых ориентируются, которых постоянно цитируют, портреты которых несут на митингах. Соответственно, атакуя «Хезболлу» и Иран, Милей и Буллрич косвенно нападают на своих соотечественников - перонистов и марксистов.
Если мексиканец Обрадор и колумбиец Петро (бразилец Лула и венесуэлец Мадуро менее активны) пытаются возглавить латиноамериканских левых, то дуэт Милей-Буллрич стараются стать вождями правых в масштабе всего региона. И опасения в адрес «Хезболлы» вполне вписываются в эту стратегию.