Любопытный документ встретила в интернете. Он 2008 года, но сам факт. Итак, на факультете философии, отделении культурологии Высшей школы экономики существовал, а может и существует, курс "История эзотерических учений", и хотя это факультатив, похвально, конечно. Я, имея юридическое образование, конечно, проходила и философию, и культурологию, социологию, логику и прочее. Но не эзотерику))
Эзотерика — учение о скрытой мистической сути (предначертании) судьбы объектов Мира (и человека), закодированной в сверх глубинах индивидуального (и коллективного) бессознательного; объект её изучения — процессы, происходящие во Вселенной, синхронно отражающиеся в глубинах человеческой души.
Вообще же эзотерика всегда являлась тайным знанием. Сейчас это слово приобрело ярко выраженную отрицательную коннотацию, пренебрежительную. а люди теперь делят себя на здравомыслящих и эзотериков, то есть не здравомыслящих. Следуя за таким основным течением, преподаватель факультатива ВШЭ Носачев П.Г. и разработал пояснительную записку к слушателям курса "История эзотерических учений". Читаем. (выделено мной)
Пояснительная записка
Курс «История эзотерических учений» призван познакомить студентов с обширным полем знаний и теорий, которое представляет собой эзотерическая культура. Курс должен показать, сколь глубоко отдельные части эзотеризма и весь комплекс эзотерических знаний вплетен в культуру. В процессе изучения курса студенты должны понять основные принципы формирования комплекса эзотерических знаний и научиться отличать различные формы и виды эзотеризма. Они должны осознавать, что в корне данного явления лежит потребность человека в иррациональном, которая зачастую, в особенности в Новое время, оставалась неудовлетворенной. Поэтому сам по себе феномен эзотеризма мог являться источником вдохновения для важных явлений культуры, таких, например, как поэзия Йейтса и Блейка, проза Борхеса и Пелевина, картины Босха и Брейгеля.
Представляется наиболее очевидным рассматривать феномен эзотеризма как возникновение некоей системы ответов на вызовы, которые в те или иные моменты истории ставят перед человеком время и культура. Безусловно, в основе своей эти ответы не несли положительного смысла, ибо чаще всего были некоей девиацией, направленной как от здорового религиозного, так и от рационального осмыслений. Эзотеризм постоянно на протяжении всей истории культуры пытался ответить на вечные вопросы, мучавшие человека. Это особенно ярко видно уже в раннем периоде его существования в герметизме и гнозисе. В дальнейшем такая картина будет, лишь несколько меняясь, в формальном виде сохраняться в течение всей истории вплоть до сего дня. Поэтому наилучшим представляется рассмотрение истории эзотеризма, начиная от его корней, которые лежат в ином постижении различных явлений культуры и выстраивают свою дальнейшую генеалогию на основе иррационализма. Таким образом за отправную точку каждой темы в данном курсе берется положительная основа, предоставляемая самой культурой, а дальнейшее ее переосмысление через призму эзотерических концепций рассматривается как переосмысление изначальной данности.
Сам процесс преподавание курса связан с рядом проблем, вызванных особой спецификой предмета изучения. Эзотеризм обладает немалой притягательной силой, и зачастую у студента может возникнуть интерес к отдельным частям данного курса, не связанный с ознакомительными научными целями его преподавания. Во избежание таких случаев курс надлежит излагать особым образом, выстраивая преподавание по методологии, исключающей подобные реакции. Преподавание в рамках данной программы строится на основе теорий выдвинутых итальянским философом-семиотиком Умберто Эко. В основе подхода этого философа стоит утверждение об отсутствии за герметической (в данном случае такое наименование можно отнести ко всем эзотерическим идеологемам) тайной онтологического измерения. При такой трактовке весь эзотеризм воспринимается как девиация на пути развития культуры, девиация, порожденная особым культурным процессом, который Эко именует сверхинтерпретацией. В результате этого процесса на основе существующих в культуре нарративов создаются новые реальности, реальности эзотерические. Всегда создание таких реальностей сопряжено с идеей герметической тайны, эзотерики стараются выстроить все свои системы вокруг некоей тайны, превосходящей все знаемое человеком, и эта тайна, якобы, должна дать человеку ответы на все его вопросы. Этот ореол таинственности и придает эзотерикам ощущение своей исключительности, выделенности из всей окружающей серой массы. Именно это так сильно и соблазняет внешнего человека, вселяет в него надежду на все объясняющий ответ, таящийся в глубине эзотерических нарративов. По теории Эко весь комплекс эзотерических знаний возник в результате неверного процесса интерпретации определенных явлений в культуре (в данном случае неверный значит чрезмерно усложняющий процесс истолкования). И как следствие такого неверного истолкования можно рассматривать и появление эзотерической тайны, которая с необходимостью должна предавать данному истолкованию смысл, но придать она его не может, потому что, согласно теории Эко, ее не существует. Весь эзотеризм в данном случае строится вокруг пустого места. Как кажется, использование такой методологии лишает эзотеризм основных его притягательных характеристик и делает возможным его изучение со строгой культурологической позиции. Также такой подход дает возможность для студентов подойти к изучаемому предмету с критической точки зрения, в то же самое время не перечеркивая его значимость. Ведь само изучения данного феномена представляется нужным и важным, ибо именно он сформировал и формирует до сих пор многие особенности культуры общества.
😂😂 это шедевр, товарищи.
Тайн не существует. Эзотеризм пустое место. Эзотерики демоны, соблазняют человека и он идет за ними, как ослик за морковкой, в надежде получить ответ о бытии и сознании, кои тайна. Но тайн в этом мире нет, если считаете, что есть, обратитесь к Умберто Эко, он вам пояснит. Над чем бьются ученые?? Тайн-то нет. Вот квантовые физики пытаются постичь феномен сознания, об этом следующая моя статья, но они, дурачки недалекие, просто не читали Умберто Эко, пыжатся они на пустом месте, какая космология, какая квантовая физика, нет тайн в этом мире. 🤦♀️
Другой вопрос, что там дальше список того, что будет на курсе изучаться, и там и Блаватская и Гурджиев, а это конечно так себе пример эзотеризма, это немного о другом пример. Так что, конечно, молодые ищущие студенческие умы надо осаживать. И критически относиться к любому изучаемому предмету надо, я только за. Но вот скажите, как ученые появятся, с вот такими пояснениями к курсу, откуда появятся свободомыслие, широта взглядов, которые и являются необходимыми попутчиками в любом исследовании и открытии? Не будет ничего этого, если учить таким образом.