Найти тему
ВЕДОМОСТИ

Дорога в облака: как бизнес переносит данные в ЦОД

Вместе с эрой цифровизации началась эра перехода компаний на облачные сервисы и инфраструктуру центров обработки данных. Дело в том, что данных у бизнеса стало так много, что хранить и обрабатывать их самостоятельно стало проблематично. Поэтому стали появляться компании, решающие эту задачу, способные оркестрировать оборудование, гибко подключать дополнительные мощности. О том, как бизнес сегодня решает подобные задачи, на конференции Cloud.ru, говорили руководитель домена «ИТ для ИТ» «М.Видео-Эльдорадо» Ярослав Иссинский, руководитель управления облачных решений и SDM «Магнит» Дмитрий Поднебенный и руководитель управления эксплуатации и IТ-инфраструктуры одного из крупнейших сервисов доставки продуктов Илья Кочнев.

Разные пути в облако

У каждой компании путь в облако свой, говорит Иссинский. «Нас [в облака] привела архитектура. Дело в том, что у нас как у представителей ритейла, долгое время значительная часть продаж приходилась на классические магазины, а ковид поменял множество факторов, и онлайн-продажи стали занимать значимую часть из нашего оборота», – говорит он. В онлайн-продажах трафик достаточно скачкообразный и может изменяться, поясняет Иссинский: если маркетологи осуществили какую-то очень серьезную акцию, то трафик компании может увеличиться в два или в пять раз. После таких «скачков» центр разработки компании принял решение, что все новые сервисы под онлайн будут писаться в микросервисной архитектуре. Она лучше всего себя показывает в публичном облаке, потому что там есть возможность автоматического масштабирования и платить нужно только за то, что имеешь.

История взаимодействия с облаками ритейлера «Магнит» началась более пяти лет назад, рассказал Поднебенный. На тот момент у ритейлера было облако от Microsoft, потому что тогда на российском рынке еще не было хорошо развитых PaaS-площадок, поясняет он. «Около трех лет назад мы начали развивать партнерство уже с российскими площадками. Сейчас мы работаем с Cloud.ru и другим крупным облачным провайдером», – пояснил Поднебенный.

По словам Кочнева, компания практически всегда была полностью облачной. «На заре создания это были локальные серверы, но последние пять лет компания живет полностью в облаках. Более того, в последние годы мы развиваем мультиоблачный подход и живем поверх нескольких облаков одновременно», – рассказывает он.

Мультиклаудность как основа

По словам Кочнева, держать инфраструктуру в двух различных облаках дорого, так как у компании все равно возникают неизбежные расходы на то, чтобы сопровождать различные облачные решения в двух провайдерах. «Вы будете вынуждены строить некую прослойку между облачной инфраструктурой и вашим условным разработчиком внутри, который уже делает продукт. Это то, что мы называем у себя внутри платформой. Она позволяет нам абстрагировать продукт от конкретного облака и полагаться на нее для того, чтобы строить мультиклауд», – рассказывает он.

По его словам, чтобы принять мультиклауд и «пойти» в эту историю, компании нужно дорасти до момента, когда риски полного простоя и недоступности облачного провайдера превысят стоимость от поддержки. «И здесь вы должны опираться на то, как это повлияет на ваш бизнес, чтобы принять обоснованное решение», – добавляет Кочнев.

Второе облако нужно для того, чтобы повысить надежность, соглашается с Кочневым Иссинский. Однако, помимо этого, вторым фактором, который может сподвигнуть компанию на во второе облако – это цена. «В каком-то из облачных провайдеров некое решение может оказаться значительно дороже или не устраивать вас по качеству. В таком случае использование двух облаков может оказаться вполне оправданным», – уточняет Иссинский.

Попытки внутреннего сопротивления облакам

По словам Поднебенного, в «Магните» сопротивление облакам было преодолено намного раньше, чем, например в банковском секторе. В банковских организациях сопротивление было очень сильным, во-первых, за счет специфики данных и требований ЦБ, поясняет он. Во-вторых, продолжает Поднебенный, тот период сопровождался некоторыми заблуждениями насчет облачной площадки, страхов по поводу передачи данных, опасений, в том числе, IT-руководства о том, что они теряют контроль над своей инфраструктурой, потому что она перемещается в облако. Со временем это видение трансформировалось, и сейчас люди уже больше доверяют облачным площадкам, уточняет он. «Компания, которая сейчас не смотрит в сторону облачных технологий, теряет конкурентное преимущество в сравнении с остальным рынком», – считает Поднебенный.

При этом по словам Иссинского, если бы облаков не было, в принципе, то «мы бы просто начали разворачивать свое». «Сейчас, если вы посмотрите на крупные российские компании с собственной инфраструктурой, то они по сути пришли к тому, что делают свое внутреннее облако», – заключил Кочнев.

Гибридные облака

Помимо этого, на параллельной сессии конференции, спикеры обсудили, насколько компании готовы строить гибридную модель бизнеса, когда часть программного обеспечения развертывается на серверах компании, а часть – выносится в облачную инфраструктуру.

Использование облаков подойдет не для всех данных. Часть производственных данных подпадает под требования безопасности к критической информационной инфраструктуре, а часть – через месяц становится неактуальной и делает инфраструктуру излишне дорогой.

Спикеры пришли к общему мнению, что за мультигибридными облаками будущее. Естественно, они должны быть сертифицированы и аттестованы под требования регуляторов. Первый шаг к созданию такого облака – вынесение резервных копий данных в облако, что позволит обезопасить инфраструктуру от потери информации.