Об этом вряд ли расскажут в поликлинике. За десять минут приема врач мало что может узнать о пациенте, а задавая неудобные вопросы – может нарваться на жалобу от тех же родителей! Вот и остается выписывать пилюли, не вспоминая о том, чему учили на дисциплине «Психосоматика»…
АДЕНОИДЫ и ГЛАНДЫ у детей – возможные психологические причины:
– ребенок видит/слышит споры/ссоры в семье;
– блокирует свои эмоции/переживания, не может дать им выхода по причине непонимания/наказания;
– ребенка заставляют есть то, что ему не нравится;
– завышенные, не по возрасту требования к ребёнку;
– ребенок ощущает, что он никому не нужен, не желанен, не любим.
Причем, это ощущение ненужности, нелюбимости может быть именно личным переживанием, не связанным с реальной ситуацией в семье, с отношением родителей к ребенку. И быть даже шлейфом межпоколенческой травмы – тех переживаний, с чем не справились, например, бабушка и прабабушка.
***
Вот реальный случай. При работе со школьником по проблеме постоянно больного горла выявлена установка: «Я должен держать слова внутри себя. Я должен закрыть рот. Мне нельзя выговориться».
Причем ребенка в семье не обижают. Возможно, что климат в семье искусственный, ребенок не может быть собой и говорить, что ощущает. Возможно, мама или папа ведут себя не открыто, не естественно, а ребенок легко это считывает.
Больное горло – это может быть молчаливое обращение к матери, просьба дать больше любви, которая все еще очень необходима.
***
Если с матерью отношения не складываются, то даже у взрослых людей может быть постоянный фарингит. У маленького ребенка может случиться фарингит, если бабушка с мамой не ладят.
Не стоит забывать и про программирование детей, например, вот так: «Не пей холодное – горло заболит!». К сожалению, у ребенка довольно быстро формируется программа, что холод может стать причиной болезни. Так оно и происходит в дальнейшем.
***
Лиз Бурбо в своих книгах указывает о такой возможной эмоциональной блокировке:
«Ребенок, страдающий от этой болезни, обычно очень чувствителен; он может предчувствовать события задолго до того, как они происходят. Очень часто он, сознательно или бессознательно, предугадывает эти события гораздо лучше и раньше заинтересованных или связанных с ними лиц. Например, он может почувствовать, что между родителями что-то не ладится, намного раньше, чем они сами это осознают. Как правило, он старается блокировать эти предчувствия, чтобы не страдать. Он очень неохотно говорит о них с теми, с кем следовало бы поговорить, и предпочитает переживать свои страхи в одиночестве. Перекрытая носоглотка является признаком того, что ребенок скрывает свои мысли или эмоции из страха оказаться непонятым».
***
Частые простуды, которые провоцируют разрастание носоглоточной миндалины, также имеют похожую психосоматику. Но аденоиды могут расти и без частых простуд.
Аденоиды по наследству не передаются, а вот психотип ребенка очень даже может совпадать с психотипом чувствительного родителя, бабушки-дедушки (чувствительного к ругани, критике, со страхом быть нелюбимым, ненужным).
Что же делать?
– Разговаривать с ребенком чаще, говорить, насколько он желанен, любим, хорош, нужен!
– Объяснить, что споры, выяснения отношений – бывают в семье между взрослыми, но в этом он не виноват, его все любят.
– Постараться, чтобы ребёнок не был свидетелем неурядиц в семье.
Также важен здоровый образ жизни: соблюдение режима сна, правильное питание, двигательная активность, прогулки на свежем воздухе…
У любого заболевания могут быть и «выгоды»: человек не выздоравливает, т.к. ему болеть выгодно. Конечно, детишки 3-4 лет больше завязаны на родительские проблемы – собственная «польза» от болезней появляется обычно позже. И вот тогда маленькие хитрецы начинают болеть в расчете на особое сочувствие, вкусняшки и бонусные мультики. Когда они болеют – их любят больше… Поэтому, не стоит превращать болезнь в сплошные приятности, и лекарства должны иметь вид лекарств, а не конфеток и жевательных мишек.
***
Вот что я предложила девчушке 5 лет, которая любит рисовать: Нарисовать АДЕНОИДЫ как она их видит. Расспросила её:
- Какие они, где «живут», что они делают?
- Что с ними случается, когда они «болеют»? Отчего это происходит? Может, они чего-то хотят, когда болеют?
- Что происходит с девочкой, когда Аденоиды болеют? Какой девочка становится? Что ей хочется делать?
- Когда это стало происходить с девочкой и её Аденоидами? С чего началось? (Может, из-за чего-то испугалась, расстроилась, разозлилась…) Конечно, ребёнок может и нафантазировать с три короба. Но любая «фантазия» не возникает на пустом месте… И именно эта «фантазия» подскажет внимательному родителю или специалисту, в каких «взаимоотношениях» ребенок и его болезнь.
И лучше этот рассказ записывать, из него можно потом вытащить связку ассоциаций, которая поможет понять истоки заболевания. Важно: не подсказывать, не корректировать детский рисунок/рассказ исходя из взрослых представлений! Слушать ребёнка, когда он расположен к вам, и в настроении, ни в коем случае не заставляя делиться важной для выздоровления информацией, если он в данный момент не хочет этого делать.
Метафорические карты, фигурки и игрушки могут быть в помощь в таком расследовании: играя и рассказывая – ребенок говорит в конечном счете именно о себе!
5. Когда Аденоиды перестанут болеть – что можно будет делать Девочке, что разрешат врачи и родители? Какой Девочка станет? Что будет хорошего, приятного для неё?!
6. Если получилось обговорить всё это, скорее всего, не за один присест – предлагаем ребёнку договориться с Аденоидами: они становятся здоровыми, красивыми – взамен что-то обещается, как минимум, им даётся новое красивое имя – «Миндалины»! И можно вместе пофантазировать, как эти красивые здоровые Миндалины могут выглядеть, их можно даже нарядить на рисунке в красивые платьица, надеть на них корону или веночек… Для остальных обещаний стоит проявить и родительскую фантазию, а может быть, и щедрость! Обещанные дары – тоже можно нарисовать.
Ребенку должно быть выгодно быть здоровым, а не болеть.
***
Конечно, причин у болезни, как у любого явления, всегда несколько. Но, по крайней мере, стоит попытаться убрать психологическую составляющую – тогда, скорее всего, и хирургия не понадобиться.
И еще: Стоит относиться к болезни не как к врагу, с которым стоит сражаться, а как к подсказке – что-то не так в нашем королевстве… Что-то надо увидеть, пересмотреть к чему-то отношение, что-то наладить… Любой симптом – это задачка, которую надо решить, задачка с подсказкой. И тогда выздоровление реально и надолго!
***
Дополнение для специалистов:
Новая Германская Медицина (доктор Хамер) связывает заболевания миндалин с так называемым «конфликтом куска».
Правая миндалина: невозможность проглотить (получить) пищу или что-то желаемое (например, игрушку, автомобиль, квартиру).
Левая миндалина: невозможность избавиться от чего-то нежелательного.
Биологический смысл: Увеличить количество слизи за счет увеличения роста железы, чтобы улучшить «проглатывание» / «выплевывание куска».
***
Специалисты-родологи отмечают наличие общих симптомов у женщин рода, причем чаще нам созвучны бывают не матери, а их сестры и бабушки. В моем случае это подтверждается пожизненным больным горлом у сестры матери и моими рыхлыми гландами. Около двадцати лет я страдала хронической болью в горле, пока не поменяла в своей жизни многое: отношение к матери, к миру, к себе и к мужчине рядом. Тетя лечилась своими методами и, похоже, её тоже всё-таки отпустило…
И Вам, читатель, здоровья и новых осознаний в психосоматике!
Дьячкова Елена Александровна
психолог, МАК-терапевт, расстановщик
+7 926 231-81-25 WhatsApp, +7 978 076-12-17 Telegram