Отправляясь к озеру Байкал в наши планы входил пеший поход по Кругобайкальской железной дороге (КБЖД).
Прогулку можно начать с двух сторон: из Слюдянки на автобусе до Култука или из Листвянки на пароме через Ангару. Мы добирались из Листвянки. Паром доставил нас в порт Байкал - небольшой посёлок с красивой природой и всего несколькими магазинами.
Рядом с вокзалом стоит старинный паровоз "Лебедь" или "Лебедянка", так его называли в народе. Когда-то это была массовая модель и такие паровозы курсировали по всей стране. Спроектирован "Лебедь" был во время Великой Отечественной войны и носил официальное название «Победа».
Следующим пунктом в нашем маршруте было подняться к Камню желаний и полюбоваться на Байкал с высоты.
Отсюда видно и старые заброшенные суда, которые называют "кладбищем кораблей". Название не совсем уместное, на мой взгляд. В порт ещё заходят корабли, рядом со старыми поржавевшими стоят и действующие.
От Камня желаний ведёт тропинка до старинного маяка, когда-то он стоял на берегу и его свет был виден на дальнем расстоянии. Позже его перенесли. Сейчас он не работает, просто интересная локация)
Долго в порту Байкал задерживаться не планировали. Спустившись с маяка поспешили к вокзалу. Из порта Байкал по КБЖД ходят электрички "Мотаня" и "Нерпочка". Расписание не удобное, самое позднее отправление около трёх часов дня. Так как приехали ближе к обеду, а хотелось ещё и по посёлку прогуляться, на последнюю электричку мы опоздали. Следующая отправлялась под утро.
Думая, как нам поступить, узнали, что в здание вокзала есть гостиница, цены в районе 2500 руб. за номер. Однако терять время и сидеть в гостинице было неохота, как и ждать утреннюю электричку. Решили прогуляться пешком до места первой ночевки.
Останавливаться на КБЖД можно не везде, а только в отведенных для кемпинга местах. Ниже расскажу, как мы на собственном опыте убедились, что важно разбивать лагерь, именно в предназначенных для этого местах.
Сперва немного о правилах посещения КБЖД. Туристам необходимо оформить специальное разрешение. Получить его можно на официальном сайте Прибайкальского национального парка. Там же есть таблица с указанием класса пожароопасности выбранного места, если он выше 2 - готовить на костре, углях запрещено.
При оформлении просят указать, где вы остановитесь, если с ночевкой. Варианты: турбаза или палатка. Тех, кто с палаткой попросят выбрать места стоянок, и указать, где именно в каких числах будете находиться. По стоимости на человека в сутки выходит: 200 руб. за посещение заповедника и 100 руб. за ночевку с палаткой.
Разрешение лучше распечатать или скачать на телефон. Связь и интернет ловят плохо. Мы всё оформили, но никто это разрешение не спрашивал. Зато спокойно отдыхали, зная, что ничего не нарушаем.
Пока шли от поселка до места ночевки, видели хорошие песчаные пляжи. В итоге они оказались лучшими, а расположены в самом начале, буквально в паре километров от порта Байкал. Пожалели, что не остановились и пошли дальше. В итоге лагерь разбили на неровном, каменистом месте)
На следующее утро отправились дальше. От станции "Серебряный ключ" спустились к роднику набрать воды.
Питьевой воды здесь предостаточно. В Байкал впадает огромное количество маленьких рек и ручейков, каждые метров 500 наверно. Местные жители сказали, что пить можно почти отовсюду и даже из Байкала, но мы не решились)
Гуляя по КБЖД встречаешь множество тоннелей. Нас они не впечатлили. Больше удивила разность погоды и то, как она меняется от тоннеля к тоннелю . Сначала солнечно, затем погружаешься в темноту, а на другом конце пасмурно и ужасно ветрено и так далее. Погода везде разная.
К вечеру дошли до нашего второго кемпинга, там уже стояла пара палаток. Решили поискать более уединенное место и, заглянув за скалу, увидели маленький пляж, похожий на морскую бухту, на нём никого не было. Единственное, добраться до него можно было только обогнув скалу по пояс в воде. Подняв рюкзаки над головой мы пошли покорять этот дикий пляж. Расположились, поставили палатки. В планах было провести здесь пару дней. В первый день всё было хорошо. На второй, с утра, заметили, что полоска песка значительно сузилась. Поначалу списали на ветер и поднявшиеся из-за него волны. К обеду, пока готовили, обратили внимание, что вода уже очень близко к палатке. Нас это испугало и мы стали экстренно эвакуироваться с этого места)
Волны хлестали во все стороны, глубина уже была не по пояс, еле выбрались. Заночевали рядом с другими палатками, где не стали оставаться поначалу. На третий день, перед уходом решили полюбопытствовать, как там наша бухта, заглянули за скалу и не увидели пляжа, его полностью скрыло водой.
Если кто-то любит уединение также, как и мы, будьте осторожны. На Байкале в бухты лучше не забираться. Хорошо еще, что вовремя спохватились и вода прибыла днём. Почему-то об этом нигде не предупреждают, про опасность медведей везде пишут, а про поднятия уровня воды никакой информации.
Кстати, о медведях: перед поездкой на Байкал нас ими пугали, в интернете тоже много пишут о встречах с косолапыми. К счастью, не сталкивались, но начитавшись страшилок таскали с собой большой перцовый баллон из охотничьего магазина. Медведи, скорее всего, выходят к железной дороги весной в поисках пищи после спячки. Летом мы их не видно.
Выбирались с КБЖД на электричке. Собрав палатку, дошли до ближайшей станции и отправились в Слюдянку.
По дороге обменивались впечатлениями и сошлись во мнении, что сам Байкал и посёлок-порт оказались интереснее, чем КБЖД, от неё мы ожидали немного большего.
Байкал произвел неожиданно мощное впечатление. Мне даже сложно называть его озером, скорее море. Горы вокруг, бушующие волны, флора и фауна, которая не встречается больше нигде.
Поселок Байкал запомнился своей ретро атмосферой, спокойствием, ощущением какой-то заброшенности, оторванности от основного мира, но в хорошем смысле. Время здесь, как будто остановилось. И на КБЖД и в посёлке туристов мало, любителям тишины и природы точно сюда.
Читайте также:
Абхазия. Гагра, Пицунда, Новый Афон, Сухум, Рица, Ткуарчал, Акармара.
Узбекистан. Ташкент, Ходжикент, Самарканд, Хива, Маргилан, Наманган.
Байкал. Листвянка, Слюдянка, Ольхон, КБЖД