Найти тему

Аппарат для изучения экзопланет «Спектр УФ» остался без французских датчиков

НПО Лавочкина взыскало 0.3 млн евро с французского поставщика датчиков Sodern. Датчики предназначались для космического телескопа «Спектр УФ», которому предстоит изучать экзопланеты. Но на освоение космоса это не повлияет.

Снимок телескопа Хаббл в оптическом диапазоне (слева), телескопа Уэбб в инфракрасном спектре (справа), объединенное изображение - в центре. Источник: ESA/Webb, NASA & CSA

Французы хотели в Мюнхен

Контракт между НПО Лавочкина (входит в Роскосмос) и французской фирмой Sodern (ведущий мировой производитель приборов, позволяющих спутникам определять местоположение в космосе) расторгнут Арбитражным судом Московской области. Sodern должна вернуть НПО Лавочкина 340 тысяч евро, но как реально это может быть реализовано – непонятно. Решение вынесено 15 апреля.

Представители Sodern не спорили, что не выполнили обязательства перед НПО Лавочкина, лишь заявляли, что процесс должен проходить не в российском суде, а в Международной торговой палате Мюнхена (так записано в условиях контракта).

Но суд в своем решении указал, что перенос рассмотрения дела на территорию Германии невозможен, поскольку там отсутствуют возможности защиты экономических интересов НПО Лавочкина (входит в санкционные списки США и ЕС). Решение не вступило в силу - у французской стороны есть время на обжалование до 15 мая.

НПО Лавочкина заключила контракт с Sodern на поставку датчиков для космического телескопа «Спектр УФ» в октябре 2021 года. Датчики должны были поступить до 12 февраля 2023 года. Российская компания перечислила французской фирме 340 тысяч евро аванса.

25 февраля 2022 года представители Sodern объявили, что отказываются от своих обязательств, ссылаясь на введенный Евросоюзом запрет на экспорт в Россию товаров двойного назначения. Хотя сам космический аппарат «Спектр УФ» не имеет отношения к оборонной промышленности — у него исключительно научно-исследовательская миссия.

Ситуации со срывом поставок высокотехнологичного оборудования из-за санкций возникают во всех отраслях. Mashnews рассказывал, как авансы с поставщиков безуспешно пытаются взыскать судостроительные компании.

Помимо НПО Лавочкина с Sodern судится Российский космический центр «Прогресс». Отечественное предприятие пытается получить 950 тысяч евро, которые в 2021 году были перечислены на поставку двух летных моделей звездного датчика HYDRA, оптического имитатора звезд, контрольно-испытательной аппаратуры EGSE-AOCS.

СПРАВКА MASHNEWS

Экзопланеты (от греческого «экзо» — «вне», «снаружи») — планеты, находящиеся за пределами Солнечной системы. Первую экзопланету обнаружили в 1992 году и подтвердили ее существование в 1992-м. На данный момент достоверно подтверждено существование 5652 экзопланет в 4162 планетных системах. Количество открытых экзопланет может увеличиться в несколько раз, как только будет налажен запуск космических роботизированных телескопов. Часть таких телескопов уже выведан на орбиту. С помощью телескопов ученые измеряют размеры планет и их состав. Пока не обнаружено ни одной планеты, которая была бы идентична Земле. Компания Sodern специализируется на космическом приборостроении. 90% ее акций владеет ArianeGroup (совместное предприятие Airbus и Safran S.A.), 10% у французской комиссии по альтернативным источникам энергии и атомной энергии. Sodern участвовала в космических миссиях по исследованию Марса, спутников Юпитера, Венеры, Цереры и Луны.
Монополия на ультрафиолет

Оставшийся без французских датчиков аппарат «Спектр УФ» - это третий космический телескоп из семейства «Спектр». Первый аппарат (известен как «Радиоастрон») был запущен в 2011 году и пробыл на орбите семь лет, с его помощью ученые смогли изучить квазары в Крабовидной туманности. Исследования проводились в радиодиапазоне.

Второй аппарат семейства - «Спектр-РГ» - запущен в 2019 году и продолжает изучение звезд Млечного пути.

Третий аппарат - «Спектр-УФ» - должен обеспечить наблюдение в ультрафиолетовом спектре. Его запуск ожидается после 2030 года.

«Исследования экзопланет, а еще точнее атмосфер экзопланет, составляют важное направление научной программы «Спектр-УФ». После завершения работы космического телескопа имени Хаббла (ожидается около 2025-2026 гг.) проект «Спектр-УФ» будет единственной обсерваторией, способной проводить исследования методами спектроскопии высокого разрешения в ультрафиолете вплоть до середины 2040-х годов. В ряде зарубежных СМИ уже заговорили про эту «монополию» на ультрафиолет у России», - рассказал Mashnews директор Института астрономии РАН, доктор физико-математических наук, профессор РАН, заместитель научного руководителя проекта «Спектр-УФ» Михаил Сачков.

Разрыв контракта с Sodern, по словам собеседника редакции, на реализацию проекта не повлиял.

«Работы по проекту «Спектр-УФ» идут в соответствии с утвержденными планами, вопросы импортозамещения решены. Если бы были какие-то сложности, мы бы об этом знали. Соответственно, мы не ожидаем никаких осложнений для проекта в связи с расторжением, о котором вы говорите», - подчеркнул Михаил Сачков.

Институт астрономии занимается разработкой комплекса научной аппаратуры проекта «Спектр-УФ», а сам аппарат создается в НПО Лавочкина. Mashnews обратился в НПО Лавочкина с запросом о том, как ситуация со срывом поставок Sodern повлияла на создание аппарата.

-2

Без кооперации

Срок сдачи «Спектра-УФ» уже корректировался несколько раз. Изначально аппарат планировалось запустить в 2021 году, затем из-за сложностей с финансированием его сдвинули на три года, а затем перенесли на период после 2030 года. Без конкретики.

«И это тоже под сомнением из-за финансовых проблем. Если «Спектр-УФ» и будет запущен, то его данные будут малоинтересны», - сказал в беседе с Mashnews глава Института космической политики Иван Моисеев, ссылаясь на то, что в других странах ведутся аналогичные разработки.

Тем не менее, эксперт подчеркнул, что пока говорить о технических характеристиках аппарата преждевременно. «До 2030 года многое в приборном оснащении изменится», - дал свой прогноз Иван Моисеев.

«Спектр-УФ» задумывался как международный проект. И в начале двухтысячных, когда его концепция только продумывалась, в комитет по разработке вошли также Аргентина, Великобритания, Германия, Израиль, Индия, Италия, Китай, Мексика, Нидерланды, Польша, Украина, Франция, ЮАР. Сейчас, судя по всему, контакты в сфере международного сотрудничества по проекту выстраиваются заново. Так, в октябре 2023 года ТАСС сообщал, что рассматривается возможность установки на «Спектре УФ» второго телескопа — китайского.

Схема с двумя телескопами уже была реализована на аппарате «Спектр-РГ». Там установлены два телескопа, российский ART-XC и немецкий — eROSITA. Однако в 2022 году Германия свой телескоп отключила.

Сокращение числа стран-партнеров влечет за собой срыв поставок аппаратуры, которая была изначально предусмотрена проектом.

«Когда нет гербовой, пишут на простой». Когда нет хорошей аппаратуры, можно сделать свою и или купить, там где это возможно. Но эта аппаратура будут дороже, ее создание займет больше времени и будет иметь худшие характеристики», - констатировал Иван Моисеев.

Генеральный директор аэрокосмической корпорации «Новый космос» Антон Алексеев проявляет больший оптимизм. В беседе с Mashnews эксперт допустил, что из-за разрывов проектов кооперации с рядом европейских стран может возникнуть отставание от графика. Но это время может быть использовано для создания собственной электронно-компонентной базы.

«Если мы способны будем создавать собственные и при этом лучшие в мире аппараты такого типа - наши технологии во многих сферах, гражданского и негражданского назначения будут также передовыми. Для создания телескопа нужна не только совершенная электроника, но и передовые оптические решения, новейшие наработки по материалам, а в случае космического телескопа - также встает огромный ряд технологических вопросов, в том числе возможности выведения таких устройств на орбиту», - отметил Антон Алексеев.

Что покажет «Спектр-УВ»

«Уже известно о потенциальных 5000+ экзопланет в различном удалении от Земли. Ключевую роль в этом поиске определяет количество и качество телескопов на Земле и на орбите Земли. Наши ученые также находят кандидатов на экзопланеты на базе имеющихся возможностей, а также благодаря межстрановым проектам», - объясняет Антон Алексеев..

Сейчас наши телескопы только во второй десятке самых больших, говорит он. «Орбитального аналога James Webb у нас тоже нет. Конечно, все такие проекты стоят очень дорого, но, уверен, при наличии фокуса на такой задаче, мы могли бы создать собственную сеть крупнейших телескопов», - считает Алексеев.

«Спектр УВ» направлен не на поиск экзопланет, аппарат сможет изучать уже выявленные объекты.

«Ультрафиолетовая область спектра недоступна для наблюдения наземными телескопами из-за поглощения атмосферой Земли. Именно поэтому необходимо запускать в космос дорогие и сложные аппараты, такие как телескоп имени Хаббла или проект «Спектр-УФ». Это и обеспечивает уникальность этих миссий. Соответственно, вклад в исследование экзопланет аппаратурой «Спектр-УФ» мы ожидаем весьма определяющим для следующего десятилетия», - подчеркивает Михаил Сачков.

Исследования экзопланет многогранны. Михаил Сачков обратил внимание на то, что в части открытия новых экзопланет успехи российских астрономов скромные, но ненулевые, аппаратура для этих задач разрабатывается.

В сфере исследований ранее открытых экзопланет эксперт назвал место России вполне конкурентным, а в области моделирования атмосфер таких объектов — лидирующим. «Спектр-УВ» должен упрочить позиции российских ученых в части изучения экзопланет и дать мировому астрономическому сообществу новые данные о том, может ли еще в каком-то уголке Вселенной появиться жизнь.