Найти тему
SomiСinema

По местам съемок фильма "Москва слезам не верит" | Интересные факты

Москва слезам не верит — советский мелодраматический фильм режиссёра Владимира Меньшова. В 1981 году фильм был удостоен премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и государственной премии СССР. Мировая премьера состоялась 11 февраля 1980 года.

Более подробно по теме можно будет посмотреть ТУТ:

После выхода картины на экран ее создатели сначала получили довольно холодные и даже обидные отзывы как о дешевой мелодраме, эксплуатирующей низменные чувства зрителей. Премия «Оскар» и кассовый успех фильма стали полной неожиданностью для кинематографического руководства и критиков.. Фото листаются:)

После выхода картины на экран ее создатели сначала получили довольно холодные и даже обидные отзывы как о дешевой мелодраме, эксплуатирующей низменные чувства зрителей. Премия «Оскар» и кассовый успех фильма стали полной неожиданностью для кинематографического руководства и критиков.

Режиссер в то время был «невыездным» и отправиться в Америку не мог в принципе. О том, что он получил премию Американской академии киноискусств и наук, Меньшов узнал из программы «Время» 1 апреля и решил, что это шутка.

Вместо него получал золотую статуэтку атташе по вопросам культуры посольства СССР в США. Американцы подмены не заметили, и до сих пор фотографии с церемонии 1981 года с изображением атташе с «Оскаром» подписаны как «Владимир Меньшов». Статуэтку, которая много лет хранилась в «Госкино», в итоге все же отдали режиссеру, но это случилось только в 1989 году.

Посмотрев фильм «Дорогой мой человек», директор картины решил пригласить Алексея Баталова, который принял предложение без энтузиазма: сценарий его не впечатлил, образом героя он не проникся. После премьеры же Гоша стал визитной карточкой Баталова и объектом обожания зрительниц нескольких поколений.

Рязановой ее тихая Тося нравилась, а вот Ирина Муравьева негодовала, увидев свою Людмилу в готовом фильме, и говорила: «Грубая, неотесанная, местами пошлая. Все, что я ненавидела в жизни и в людях, вылезло на экран».

В основу фильма лег сценарий «Дважды солгавшая» Валентина Черных, который был им написан за 19 дней для конкурса сценариев о Москве. Сценарист хотел рассказать о комплексе немосквича, которым страдал и сам.
После переезда в столицу он трудно адаптировался, да еще и познакомился со своей будущей женой, у которой была своя квартира и прописка, в то время как он был студентом и жил в общежитии. Главный герой — женщина, потому что Черных понимал, что именно женская фигура сможет выразить всю драму происходящего.

Когда сценарист Валентин Черных предложил свою работу Меньшову, тот как раз искал материал для нового фильма. Но вначале история его не слишком впечатлила. Молодой режиссер показал текст более опытным коллегам. Те рекомендовали не связываться. И даже супруга режиссера Вера Алентова сочла сценарий полной ерундой.

Но на пробы все же пришла и достойно их отыграла. На момент съемок фильма Вере Алентовой было 37 лет. Ей предстояло сыграть свою героиню в юности, а потом уже в зрелом возрасте — два десятилетия спустя.

Меньшова зацепил в тексте один момент – эпизод с будильником. Когда главная героиня засыпает совсем еще юной девушкой, а просыпается через двадцать лет зрелой, уже состоявшейся женщиной. «Да это же наша с Верой жизнь», – подумал тогда Меньшов. Он считал, что на основе этого эпизода можно выстроить интересную историю. Но Черных дорабатывать текст отказался. Видимо, считал шедевром. «Не нравится – переписывай сам», – заявил он Меньшову.

Владимир Валентинович серьезно изменил первоначальный текст. Главная героиня вместо приема граждан отправилась в клуб знакомств, где ее сватали за «очень ответственного работника главка». Гоша из сварщика превратился в слесаря-интеллигента. В сценарии появилась сюжетная линия с хоккеистом Гуриным. Меньшов добавил момент со Смоктуновским, который «поздновато начинает карьеру». Придумал главный лейтмотив фильма – в 40 лет жизнь только начинается. Переписал некоторые диалоги, добавил новых героев. Многие сцены он сделал более приземленными и нарочито бытовыми. Чтобы все выглядело, как в реальной жизни. В итоге текст увеличился на треть.

Обувь 1958 года, которую нашли для съемок, была в плохом состоянии — кожа загрубела и покоробилась. Чтобы туфли не натирали ноги актрисам, Жанна предложила надеть им белые носки. В Америке эта деталь произвела фурор, в газетах писали: «Русские ввели моду на белые носки!»

Когда рабочий вариант сценария был утвержден, начались долгие и мучительные поиски артистов на ключевые роли. Меньшов очень хотел, чтобы трех героинь-подружек сыграли Маргарита Терехова (Катерина), Анастасия Вертинская (Людмила), Галина Польских (Антонина). Но Терехова уже дала согласие на съемки в «Трех мушкетерах», а предложение молодого режиссера сочла бесперспективным. Вертинская и Польских возмутились, как вообще им могли такое предложить.

От женских ролей также отказались Ирина Купченко, Наталья Андрейченко и другие именитые актрисы. Им это было неинтересно. Те же, кто соглашались, по различным причинам не устраивали то режиссера, то худсовет. На роль Антонины не утвердили, например, Нину Русланову. В итоге одни актрисы обижались на само предложение сниматься в таком «несерьезном» кино. Другие – на то, что им указывали на дверь.

По итогам кинопроб Антониной стала Раиса Рязанова. А Людмилой – Ирина Муравьева. Меньшов увидел ее в каком-то телеспектакле. И понял: вот она, его идеальная Людмила. Муравьева очень серьезно подошла к роли и работала на съемках с полной самоотдачей. Но увидела готовый фильм – и очень обиделась. Ее собственная героиня ей категорически не понравилась. Получилась грубой и вульгарной. Но когда актриса стала получать восторженные письма со своей страны, то обида быстро забылась.

 Ул. Фотиевой, 6, Москва
Ул. Фотиевой, 6, Москва

Дольше всего искали актрису на роль Катерины. Когда поиски зашли в тупик, Меньшов предложил пройти кинопробы своей жене. Вера Алентова была не в восторге от этой идеи, но не стала подводить мужа. В итоге стопроцентно попала в образ.

Проблемы были с подбором актеров на роли Гоши и женатого бойфренда Екатерины. Гошей могли стать Олег Ефремов и Виталий Соломин. Однако они не устроили режиссера. А бойфрендом – Вячеслав Тихонов. Но «Штирлица» возмутило подобное предложение. Зато охотно согласился Олег Табаков, несмотря на то, что был очень занят в «Трех мушкетерах».

По сценарию Гоше было сорок лет. Баталов же был значительно старше. И актера решили омолодить. Режиссер принес на съемки накладку, в которой однажды снимался сам. Реквизит подошел Баталову идеально.

В роли дочери Катерины режиссер с самого начала видел только Наталью Вавилову, сыгравшую в его дебютной работе «Розыгрыш». Разумеется, девушка согласилась сниматься. Но тут воспротивились ее родители. Отец Вавиловой был дипломатом и хотел, чтобы дочь получила нормальное образование, сделала хорошую карьеру, а не забивала себе голову всякой ерундой. Поменять свое решение его убедил Алексей Баталов. Известный артист просто явился к Вавиловым домой и пообщался с ними за семейным столом.

Почти целиком убрали любовные сцены Веры Алентовой и Олега Табакова, а также сократили разговор Гоши и Николая, который в оригинале выглядел так:

«- Что происходит в мире?

— Стабильности нет. Террористы опять захватили самолет компании „Эйр Франс“».

Но во избежание международных проблем название авиакомпании убрали.

Когда полностью готовый фильм посмотрел худсовет, то потребовал удалить несколько крамольных с точки зрения чиновников сцен. В окончательную версию не вошли несколько нескромных эпизодов с участием Алентовой и Табакова. Были вырезаны бытовые сцены с участием Натальи Вавиловой. В корзину отправилась большая часть истории Гурина и Людмилы – эпизоды, где герои были счастливы, а хоккеист находился на пике славы. Под нож пошло много сцен, где герои шутили и выпивали. Итоговая версия кинокартины стала короче на час.

По легенде, тогдашний президент США Рональд Рейган перед встречей с Михаилом Горбачевым посмотрел фильм Меньшова несколько раз. Пытался понять нашу загадочную русскую душу. Но, судя по всему, ничего он так и не понял.

На шашлыки компания уезжает в район села Петрово-Дальнее. На заднем плане виден берег будущей "рублевки".

Роли хулиганов исполняли настоящие спортсмены-самбисты. Один из них не рассчитал силу удара и случайно повредил Баталову кадык.

После драки с хулиганами Гоша и Александра идут по Тверскому бульвару мимо Московского Художественного академического театра имени М. Горького.

«Москва слезам не верит» - это подарок старой эпохи всем нам, такой душевный, искренний и настоящий. Статус ВСЕНАРОДНЫЙ он заслужил по праву. Яркие судьбы и сильные характеры, любимая киноповесть способна научить и молодое поколение, хоть оно и довольно остро реагирует на определенные элементы из прошлого. Горько осознавать, что многих из создателей уже нет на этом свете, но дело их продолжает жить в наших сердцах, радуя с голубых экранов, привнося в жизненную действительность щепотку волшебства.

Спасибо за внимание!

==============================

*💊Нужна консультация врача-эндокринолога? Вам сюда💊:* https://www.instagram.com/dr.disomova/

==============================

*Поддержать канал*💰:

⚠ *Тиньков 2200 7001 4953 6475*

⚠ *Сбер 2202 2020 5927 3767*

https://www.donationalerts.com/r/somicinema

==============================

Другие выпуски географии кино смотри здесь:

👉https://www.youtube.com/playlist?list=PL26rgndbBwRV17qiZfDoYI1Z0aAxW6qZe

👉https://rutube.ru/plst/28030/

👉https://vk.com/video/playlist/-225054725_3

👉https://dzen.ru/suite/774eae98-321e-4537-b254-f8458ff56d7d?share_to=link

👉https://www.instagram.com/xsomicx/

==============================

Места съемок➡️: https://yandex.ru/maps/?um=constructor%3A13628e9d88bd289d33ab448f650d71dbb7b0663e7f78348dfe568c6f0939d1bc&source=constructorLink

==============================

#меньшов #москва #мосфильм #москваслезамневерит #баталов #поместамсъемок #прогулкино #somicinema #географиякино #москвавкино #лимита #москванесразустроилась #оскар #гоша