Найти в Дзене
Русский наблюдатель

Царь христовался с солдатами, неделю никто не работал: как русские отмечали Пасху до революции

Оглавление
Фото: Elena Mayorova/Global Look Press
Фото: Elena Mayorova/Global Look Press

Пасха всегда считалась днем особенным - её праздновали до революции, когда большинство живущих в России были глубоко верующими и религиозными. Красили яйца и пекли куличи и во времена СССР. Традиция жила, хотя многие, поздравляя близких словами "Христос воскрес!" не очень понимали, о чём идёт речь.

Алла Баранова

В России дореволюционной Пасха считалась одним из главных праздников. Отмечали её широко и радостно, так же как и Рождество. Страстная неделя в те времена была нерабочей, отмечают историки. Люди могли спокойно молиться и соблюдать строгий пост, готовиться к празднику и духовно, и физически.

Как и перед Рождеством, в магазинах появлялись особые подарки, витрины украшали крашеными яйцами и куличами.

Яйца на рынках перед Пасхой дорожали даже до революции. Фото: Maksim Konstantinov/Global Look Press
Яйца на рынках перед Пасхой дорожали даже до революции. Фото: Maksim Konstantinov/Global Look Press

В воспоминаниях конца XIX, начала XX веков, празднование Пасхи описывается ярко и подробно. В Москве вечером страстной субботы жизнь замирала. Стихал городской шум и только к десяти вечера русские люди начинали выходить их дома и двигаться в сторону Кремля, слушать пасхальный благовест.

Неделя перед Пасхой была нерабочей.
Неделя перед Пасхой была нерабочей.

Вот какой сохранилась московская Пасха в воспоминаниях Александра Куприна:

"Дома, огни, добрый смех, яйца, кулич, пасха, ветчина и две рюмочки сладкого портвейна; глаза слипаются; в доме много народа, поэтому тебе стелют постель на трёх стульях, поставленных рядком; погружаешься в сон, как камень падает в воду. Утром проснулся я, и первое, ещё не осознанное впечатление большой — нет! — огромной радости, которой как будто бы пронизан весь свет: люди, звери, вещи, небо и земля. Побаливает затылок, также спина и ребра, помятые спаньём в неудобном положении на жёсткой подстилке, на своей же кадетской шинельке с медными пуговицами. Но что за беда? Солнце заливает тёплым текучим золотом всю комнату, расплёскиваясь на обойном узоре. Господи! Как ещё велик день впереди, со всеми прелестями каникул и свободы, с невинными чудесами, которые тебя предупредительно ждут на каждом шагу!"

В воспоминаниях писательницы Анастасии Цветаевой главное место занимает пасхальный стол:

"Во дворе раздавались голоса и шаги, и мы, забыв запрет, сон, всё, – кидались навстречу объятьям, пасхе, куличу и подаркам. Бледным золотом апрельских лучей наводненная зала, парадно накрыт стол, треугольник (как елка!) творожной пасхи, боярскими шапками (бобрового меха!) куличи, горшки гиацинтов, густо пахнущих, как только сирень умеет, и таких невероятных окрасок, точно их феерическая розовость, фиолетовость, голубизна.... Ярмарочное цветение крашеных яиц, и огромный, сердоликом (чуть малиновее) окорок ветчины.
Как горели лбы (тайком, нагнувшись под стол, о них разбиваемых крутых яиц), как пряно пахло от ломтей кулича, как пачкались в выковыривании изюминок и цукатов пальцы и как, противной горой, наваливалось пресыщение, когда крошка самого вкусного отказывалась лезть в рот! Каплями янтаря и рубина остатки вин в отставленных рюмках! Новые яйца: стеклянные, каменные, фарфоровые – не считая бренности шоколадных, сахарных".

Подарки на Пасху делали особые - фарфоровые яйца, яйца с сюрпризом. Внутри фарфоровой коробочки могло лежать украшение - серьги или колечко. Заказывали пасхальные яйца с портретом дарителя или получателя (получательницы) подарка.

Пасха в дореволюционной России была одним из главных праздников.
Пасха в дореволюционной России была одним из главных праздников.

А уж на столе обязательно стояли церковное вино кагор, куличи, творожная пасха, окорок и безусловно крашеные яйца. У кого-то просто красные, окрашенные в луковой шелухе, у кого-то разноцветные, с наклейками.

Кагор, разведённый водой, давали даже детям.

Кстати, цены на яйца, творог, масло в канун Пасхи взлетали на рынках и в те далёкие времена.

Далеко не все пекли куличи и готовили пасху в те времена сами. Очень многие заказывали деликатесы в кафе или ресторанах.

Столы на Пасху ломились и у рабочих, и у крестьян.
Столы на Пасху ломились и у рабочих, и у крестьян.

Писатель Иван Шмелёв в "Лете Господнем" описывает предпасхальные дни так:

"Скоро Пасха! Принесли из амбара «паука», круглую щетку на шестике, — обметать потолки для Пасхи. У Егорова в магазине сняли с окна коробки и поставили карусель с яичками. Я подолгу любуюсь ими: кружатся тихо-тихо, одно за другим, как сон. На золотых колечках, на алых ленточках. Сахарные, атласные…
В булочных — белые колпачки на окнах с буковками — X. В. Даже и наш Воронин, у которого «крысы в квашне ночуют», и тот выставил грязную картонку: "принимаются заказы на куличи и пасхи и греческие бабы"! Бабы?.. И почему-то греческие!".

Пасхальные традиции в семье последнего русского Царя

В семье Николая II Пасха считалась одним из самых любимых праздников. Отмечали её широко и торжественно.

После литургии всё семейство собиралось в Малахитовой гостиной на праздничную трапезу.

Где бы ни праздновал Пасху Император, он христосовался со своими солдатами.
Где бы ни праздновал Пасху Император, он христосовался со своими солдатами.

Праздновали всю Пасхальную неделю. Вот воспоминания Анны Вырубовой, фрейлины и ближайшей подруги Императрицы Александры Фёдоровны:

"В светлое Христово Воскресенье в продолжение двух часов Их Величества христосовались, Государь с нижними чинами охраны, полиции, конвоя, команды яхты «Штандарт» и т.д. Императрица — с детьми местных школ… На нашей последней общей Божественной Службе в Крыму, сердце Государыни было настолько слабо, что ей было очень тяжело, как поклониться, так и встать с колен. Маленький Алексей трогательно нежно помогал и поддерживал свою мать. В белом платье, с вуалью Государыня была очаровательной, хотя и была тогда слегка худой и выглядела слабой."

Нередко на Пасху Царь Николай II с семьёй уезжал в Крым, в Ливадию. В праздник в большой праздничный зал превращался весь Ливадийский дворец. Здесь угощали всех, кто входил в дом, столы ломились от угощений днём и ночью. И все гости получали в подарок заказанные специально заказанные яйца.

Соблюдалась в царской семье и традиция поздравлять поцелуями, христосоваться (обмен троекратными поцелуями). Рассказывают, что где бы ни праздновал Пасху император, он христосовался со своими солдатами. За три дня он успевал обменяться поцелуями 10 тысячами человек. И каждый получал в подарок расписное яйцо.

Самой печальной была последняя в жизни Николая II пасха 1918 года. Праздновала её семья последнего императора России более печальной была последняя Пасха в жизни Императорской семьи в доме Ипатьева в Екатеринбурге.

Семья Николая II отметила последнюю Пасху в Ипатьевском доме в Екатеринбурге. Фото: Anton Belitsky/Global Look Press
Семья Николая II отметила последнюю Пасху в Ипатьевском доме в Екатеринбурге. Фото: Anton Belitsky/Global Look Press

День был морозным и пасмурным. Вот как сам Николай II описывал этот день:

"По просьбе Боткина (семейного врача Романовых) к нам впустили священника и дьякона в 8 час. Они отслужили заутреню скоро и хорошо; большое было утешение помолиться хоть в такой обстановке и услышать "Христос Воскресе"... Утром похристосовались между собою и за чаем ели кулич и красные яйца, пасхи не могли достать".

Советская Пасха и луковая шелуха

В довоенные времена празднование Пасхи было под строгим запретом. Людей, которые ходили на Всенощную, брали на заметку, осуждали, могли с работы выгнать, а то и вовсе подвести под уголовную статью. Чуть легче стало после Великой Отечественной войны. Людей уже не так жёстко контролировали и ограничивали.

Правда, во времена Хрущёва тех, кого увидели на Крестном ходу или на Всенощной брали на заметку. Их прорабатывали, воспитывали. Но тюрьма всё-таки верующим уже не грозила.

После революции празднование Пасхи было под строгим запретом. Людей, которые ходили на Всенощную и красили яйца, брали на заметку, осуждали, могли с работы выгнать.
После революции празднование Пасхи было под строгим запретом. Людей, которые ходили на Всенощную и красили яйца, брали на заметку, осуждали, могли с работы выгнать.

Во времена Брежнева преследования прекратились. Люди открыто красили яйца, пекли куличи, поздравляли друг друга. В магазинах даже появились кекс "Весенний" и творожная масса с изюмом. Несмотря на стыдливое название, все понимали - это настоящий пасхальный кулич и аналог творожной пасхи. А красили яйца луковой шелухой. Перетягивали резинками, прикрепляли к скорлупе листики петрушки, находили способы украсить главный атрибут праздника. Куличи пекли во всех возможных формах - кастрюльках, керамических кружках, жестяных банках от болгарских консервов. И праздновали Пасху, хотя молодёжь уже не очень и понимала, что именно празднует.

Пост, конечно, мало кто соблюдал, но всё равно "разговеться" было очень приятно и весело.

Почему классический цвет пасхальных яиц - красный?

По преданию, традиция красить на Пасху яйца связана с именем Марии Магдалины. Когда святая пришла с проповедью в Рим, она обратилась со словами "Христос Воскресе" к императору Тиверию.

Тиверий же усомнился в воскресении Христа и воскликнул, что никто не может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. И в этот момент случилось чудо: скорлупа яйца покраснела.

С тех пор христиане красят на Пасху яйца.