Пасха всегда считалась днем особенным - её праздновали до революции, когда большинство живущих в России были глубоко верующими и религиозными. Красили яйца и пекли куличи и во времена СССР. Традиция жила, хотя многие, поздравляя близких словами "Христос воскрес!" не очень понимали, о чём идёт речь.
Алла Баранова
В России дореволюционной Пасха считалась одним из главных праздников. Отмечали её широко и радостно, так же как и Рождество. Страстная неделя в те времена была нерабочей, отмечают историки. Люди могли спокойно молиться и соблюдать строгий пост, готовиться к празднику и духовно, и физически.
Как и перед Рождеством, в магазинах появлялись особые подарки, витрины украшали крашеными яйцами и куличами.
В воспоминаниях конца XIX, начала XX веков, празднование Пасхи описывается ярко и подробно. В Москве вечером страстной субботы жизнь замирала. Стихал городской шум и только к десяти вечера русские люди начинали выходить их дома и двигаться в сторону Кремля, слушать пасхальный благовест.
Вот какой сохранилась московская Пасха в воспоминаниях Александра Куприна:
"Дома, огни, добрый смех, яйца, кулич, пасха, ветчина и две рюмочки сладкого портвейна; глаза слипаются; в доме много народа, поэтому тебе стелют постель на трёх стульях, поставленных рядком; погружаешься в сон, как камень падает в воду. Утром проснулся я, и первое, ещё не осознанное впечатление большой — нет! — огромной радости, которой как будто бы пронизан весь свет: люди, звери, вещи, небо и земля. Побаливает затылок, также спина и ребра, помятые спаньём в неудобном положении на жёсткой подстилке, на своей же кадетской шинельке с медными пуговицами. Но что за беда? Солнце заливает тёплым текучим золотом всю комнату, расплёскиваясь на обойном узоре. Господи! Как ещё велик день впереди, со всеми прелестями каникул и свободы, с невинными чудесами, которые тебя предупредительно ждут на каждом шагу!"
В воспоминаниях писательницы Анастасии Цветаевой главное место занимает пасхальный стол:
"Во дворе раздавались голоса и шаги, и мы, забыв запрет, сон, всё, – кидались навстречу объятьям, пасхе, куличу и подаркам. Бледным золотом апрельских лучей наводненная зала, парадно накрыт стол, треугольник (как елка!) творожной пасхи, боярскими шапками (бобрового меха!) куличи, горшки гиацинтов, густо пахнущих, как только сирень умеет, и таких невероятных окрасок, точно их феерическая розовость, фиолетовость, голубизна.... Ярмарочное цветение крашеных яиц, и огромный, сердоликом (чуть малиновее) окорок ветчины.
Как горели лбы (тайком, нагнувшись под стол, о них разбиваемых крутых яиц), как пряно пахло от ломтей кулича, как пачкались в выковыривании изюминок и цукатов пальцы и как, противной горой, наваливалось пресыщение, когда крошка самого вкусного отказывалась лезть в рот! Каплями янтаря и рубина остатки вин в отставленных рюмках! Новые яйца: стеклянные, каменные, фарфоровые – не считая бренности шоколадных, сахарных".
Подарки на Пасху делали особые - фарфоровые яйца, яйца с сюрпризом. Внутри фарфоровой коробочки могло лежать украшение - серьги или колечко. Заказывали пасхальные яйца с портретом дарителя или получателя (получательницы) подарка.
А уж на столе обязательно стояли церковное вино кагор, куличи, творожная пасха, окорок и безусловно крашеные яйца. У кого-то просто красные, окрашенные в луковой шелухе, у кого-то разноцветные, с наклейками.
Кагор, разведённый водой, давали даже детям.
Кстати, цены на яйца, творог, масло в канун Пасхи взлетали на рынках и в те далёкие времена.
Далеко не все пекли куличи и готовили пасху в те времена сами. Очень многие заказывали деликатесы в кафе или ресторанах.
Писатель Иван Шмелёв в "Лете Господнем" описывает предпасхальные дни так:
"Скоро Пасха! Принесли из амбара «паука», круглую щетку на шестике, — обметать потолки для Пасхи. У Егорова в магазине сняли с окна коробки и поставили карусель с яичками. Я подолгу любуюсь ими: кружатся тихо-тихо, одно за другим, как сон. На золотых колечках, на алых ленточках. Сахарные, атласные…
В булочных — белые колпачки на окнах с буковками — X. В. Даже и наш Воронин, у которого «крысы в квашне ночуют», и тот выставил грязную картонку: "принимаются заказы на куличи и пасхи и греческие бабы"! Бабы?.. И почему-то греческие!".
Пасхальные традиции в семье последнего русского Царя
В семье Николая II Пасха считалась одним из самых любимых праздников. Отмечали её широко и торжественно.
После литургии всё семейство собиралось в Малахитовой гостиной на праздничную трапезу.
Праздновали всю Пасхальную неделю. Вот воспоминания Анны Вырубовой, фрейлины и ближайшей подруги Императрицы Александры Фёдоровны:
"В светлое Христово Воскресенье в продолжение двух часов Их Величества христосовались, Государь с нижними чинами охраны, полиции, конвоя, команды яхты «Штандарт» и т.д. Императрица — с детьми местных школ… На нашей последней общей Божественной Службе в Крыму, сердце Государыни было настолько слабо, что ей было очень тяжело, как поклониться, так и встать с колен. Маленький Алексей трогательно нежно помогал и поддерживал свою мать. В белом платье, с вуалью Государыня была очаровательной, хотя и была тогда слегка худой и выглядела слабой."
Нередко на Пасху Царь Николай II с семьёй уезжал в Крым, в Ливадию. В праздник в большой праздничный зал превращался весь Ливадийский дворец. Здесь угощали всех, кто входил в дом, столы ломились от угощений днём и ночью. И все гости получали в подарок заказанные специально заказанные яйца.
Соблюдалась в царской семье и традиция поздравлять поцелуями, христосоваться (обмен троекратными поцелуями). Рассказывают, что где бы ни праздновал Пасху император, он христосовался со своими солдатами. За три дня он успевал обменяться поцелуями 10 тысячами человек. И каждый получал в подарок расписное яйцо.
Самой печальной была последняя в жизни Николая II пасха 1918 года. Праздновала её семья последнего императора России более печальной была последняя Пасха в жизни Императорской семьи в доме Ипатьева в Екатеринбурге.
День был морозным и пасмурным. Вот как сам Николай II описывал этот день:
"По просьбе Боткина (семейного врача Романовых) к нам впустили священника и дьякона в 8 час. Они отслужили заутреню скоро и хорошо; большое было утешение помолиться хоть в такой обстановке и услышать "Христос Воскресе"... Утром похристосовались между собою и за чаем ели кулич и красные яйца, пасхи не могли достать".
Советская Пасха и луковая шелуха
В довоенные времена празднование Пасхи было под строгим запретом. Людей, которые ходили на Всенощную, брали на заметку, осуждали, могли с работы выгнать, а то и вовсе подвести под уголовную статью. Чуть легче стало после Великой Отечественной войны. Людей уже не так жёстко контролировали и ограничивали.
Правда, во времена Хрущёва тех, кого увидели на Крестном ходу или на Всенощной брали на заметку. Их прорабатывали, воспитывали. Но тюрьма всё-таки верующим уже не грозила.
Во времена Брежнева преследования прекратились. Люди открыто красили яйца, пекли куличи, поздравляли друг друга. В магазинах даже появились кекс "Весенний" и творожная масса с изюмом. Несмотря на стыдливое название, все понимали - это настоящий пасхальный кулич и аналог творожной пасхи. А красили яйца луковой шелухой. Перетягивали резинками, прикрепляли к скорлупе листики петрушки, находили способы украсить главный атрибут праздника. Куличи пекли во всех возможных формах - кастрюльках, керамических кружках, жестяных банках от болгарских консервов. И праздновали Пасху, хотя молодёжь уже не очень и понимала, что именно празднует.
Пост, конечно, мало кто соблюдал, но всё равно "разговеться" было очень приятно и весело.
Почему классический цвет пасхальных яиц - красный?
По преданию, традиция красить на Пасху яйца связана с именем Марии Магдалины. Когда святая пришла с проповедью в Рим, она обратилась со словами "Христос Воскресе" к императору Тиверию.
Тиверий же усомнился в воскресении Христа и воскликнул, что никто не может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. И в этот момент случилось чудо: скорлупа яйца покраснела.
С тех пор христиане красят на Пасху яйца.