Внимание! Прежде, чем читать дальше, прочтите Необходимое предуведомление.
Я решил поделиться моими личными впечатлениями об истории религии. Как это часто бывает в истории, я не обременяю себя доказательствами, а просто излагаю сложившееся мнение.
Мне очень нравится Станислав Дробышевский как популяризатор науки, в которой я совсем не силён. Особенно когда его речь длится не более 25 минут:-)
Но вот здесь
я с ним не согласен.
Религия основана на неизбежном стремлении человека понимать, почему что-то происходит так, а не иначе. Это стремление — одно из эволюционных преимуществ человека, отличающее его от животных. Так что религия и наука растут из одного корня.
На ранней стадии развития человеческого общества за неимением научных подходов и данных придумываются какие-то другие объяснения.
Человек на примере себя и своих близких обнаружил, что всякому действию предшествует желание его осуществить. То есть действие является следствием воли к нему. Отсюда, если река вышла из берегов, то это потому, что такова была её воля. Приписывание объектам природы их собственной воли называется аниматизмом. У меня есть пример проявления аниматизма на ранней стадии развития отдельного человека в наше время.
Итак, первичные религиозные представления уже сформированы и имеют место в головах людей. Следующая стадия развития религии — анимизм. Это когда появляются дриады, наяды и другие более или менее антропоморфные идеальные существа, отвечающие за существование и благополучие вверенных им природных объектов. Если верить Я.Э. Голосовкеру (Сказания о титанах) к ним же относятся и классические древнегреческие титаны.
Политеизм. Появляются боги. Борются с титанами и побеждают их. Боги уже не ассоциируются с отдельными реками, камнями и горами, а отвечают за те или иные аспекты человеческой жизни. За мир и войну; секс, любовь и брак; алкоголь и пиры; мореплавание, путешествия и торговлю, и т.д. Правда, гром небесный по прежнему объясняется тем, что Перун ездит на пи эр квадрате. Появляются правила, как и что делать правильно и неправильно. Это не отменяет океанид и многих других титанов, но они попадают в подчинённое положение.
Следующая стадия развития религии — монотеизм.
Как правило, в монотеистических религиях прослеживается наследие политеистического прошлого. В именах архангелов с разнообразными своими сферами влияния прослеживается окончание -эль (-ил), которое означает "бог". Это же слово во множественном числе — Элохим ("боги") — служит одним из имен Единственного, предводителя всех архангелов. Здесь мы ведём речь об иудаизме и его наследниках. Цитата из статьи Википедии:
Современный иудаизм является строго монотеистической религией, в которой отрицается существование каких-либо сил, неподконтрольных Творцу, а тем более существование других богов. Однако считается, что на ранних этапах своей истории религия евреев имела форму монолатрии, а монотеизм начал оформляться только в VI в. до н. э., после возвращения евреев из Вавилонского пленения. Монотеистичный иудаизм впоследствии послужил основой для возникновения христианства и ислама.
Наследие политеистических представлений просматривается не в Троице, а в поклонении богоматери, всевозможным святым, могилам Учителей веры и т.п.
В христианстве замечаются следы совсем уж древнего культа мёртвых предков.
Тем не менее, монотеистические религии агрессивно настроены по отношению к предшествующим формам, а не только к современным другим вероучениям. Бывшие наяды и дриады становятся нечистой силой. Единый занимает позицию бога-добра (добро, само собой, только по отношению к своим последователям, но это другая тема), а ответственность за всё зло возлагается на потерпевшего поражение бога Светоносца.
Возникновение монотеизма в юмористической форме представлено мной там.
Параллельно с развитием монотеизма происходит бурный рост науки. Наука отбирает у религии функцию отвечать на вопрос почему: происхождение молнии и грома, причины пожаров и наводнений, происхождение видов и многое другое из естественных наук. В зоне ответственности религии остается только поведение человека. Правила отношений между людьми (мораль) и их оценка. Об этом у меня будет отдельная статья.
Угасание религиозности. Оно заключается вовсе не в росте процента рьяных атеистов, а в снижении заинтересованности в религиозных представлениях среди людей, традиционно причисляющихся к той или иной конфессии. Или в появлении все большего числа людей, считающих себя верующими, но не имеющими отношения к церковным организациям.
И в том, и в другом случае может наблюдаться избирательное исполнение ритуалов без переживания их сакрального смысла. Например, в пост поедание паровой осетрины или других вкусняшек, на упаковке которых написано "Можно в пост".