Найти тему
дневник ролевика

Степной джунгарский калантарь - в чем отличия от русского?

Калантарь (или колонтарь, или калантырь) - общеупотребительное сейчас название кольчато-пластинчатого доспеха, состоящего из квадратных или просто прямоугольных пластин, вплетенных в кольчужное или панцирное полотно так, чтобы пластины не перекрывали друг друга. Не заходили внахлест, в отличие от бахтерца и юшмана.

Термин "колонтарь" ввел в оборот знаменитый товарищ Висковатов, обозначив им вот такой доспех:

Справа - колонтарь, слева - бехтерец. Из "Исторического описания одежды и вооружения..." Висковатова, Ч. 1, 1841 год
Справа - колонтарь, слева - бехтерец. Из "Исторического описания одежды и вооружения..." Висковатова, Ч. 1, 1841 год

Тем не менее упоминания в источниках о русских колонтарях редки, и не позволяют сделать выводов о конструкции этого доспеха. Калантари упоминаются в "Задонщине", но только в списке XV века, 1470-х гг. (т. е. отнюдь не современном Куликовской битве) - «Кони ржуть на Москве, бубны бьють на Коломне, трубы трубят в Серпухове, звенить слава по всей земли русськой, чюдно стязи стоять у Дону великого… светяться калантыри злачены».

Также обладание "калантырем злаченым" приписывается Иоанну Грозному в Казанской истории 60-х годов XVI века. Все, больше калантарей в русских источниках нет. Во всяком случае, в те периоды, когда вооружение русских воинов начало худо-бедно регулироваться и регламентироваться, калантари в описях оружия, в списках, с чем должны являться на сборы поместные дворяне, и т. д., и т. п., отсутствуют.

Бехтерцы (бахтерцы) есть. Юшманы (юмшаны) есть, хотя и нечасты. Колонтарей нет.

В Государственном историческом музее в Москве хранится единственный доспех, атрибутированный как русский колонтарь - вот он:

-2

Но, как говорится, есть нюанс... По Висковатову, калантарь не имел рукавов, и должен был застегиваться на плечах и с боков, как современный бронежилет. Тогда как колонтарь из ГИМа, по сути, является цельнокроеной кольчугой безо всяких застежек вообще, надевавшейся через голову, как рубаха. У нее есть длинные рукава до локтя и кольчужный же воротник. Кольца, кому интересно, круглого сечения, собранные "на гвоздь" - т. е. это именно что классическое кольчужное полотно.

Как видите, конструкция калантаря из ГИМа и конструкция калантаря из "Описания..." Висковатова очень сильно различается. Даже формой пластин. На основании этого некоторые исследователи считают, что "колонтарь Висковатова" не имеет отношения к колонтарю из ГИМа (тем более что висковатовский должен был храниться в Оружейной палате - но сейчас его там нет). В любом случае, больше калантарей, атрибутированных именно как русские, в музеях нашей страны нет в принципе.

Но есть кое-что иное...)

-3

Вот это - азиатский, предположительно джунгарский, колонтарь XVII-XVIII века, из Музея археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета (МАЭС ТГУ), имени В.М. Флоринского. Вот он как раз - конструкции "жилет", а не рубашка без разрезов. На фото выше он просто надет на кольчугу с рукавами, поэтому кажется, что он имеет рукава - на самом деле это не так.

Данный конкретный джунгарский колонтарь имеет осевой разрез по центру корпуса, где располагаются застежки-"замочки" (большая часть их, к сожалению, утрачена). Застежки идут сверху вниз примерно до солнечного сплетения.

-4

Кольца круглого сечения. На пластинах орнамент из вдавленных квадратов - сравните, кстати, с русским колонтарем, предположительно гораздо более древним:

-5

У него они, наоборот, выпуклые.

И самое интересное - у степного колонтаря есть "запах", прикрывающий низ живота:

-6

У человека, сидящего в седле, нижние полы подобного доспеха, если на них нет застежек (а здесь их конструктивно, изначально нет) неизбежно будут расходиться, открывая живот. А если застежки сделать до самого низа живота - будет не так удобно. Нижние края пластин могут врезаться в верхнюю часть бедра. Нафиг надо?))

Поэтому присобачили дополнительную лопасть, закрывающую низ живота и при этом не мешающую сидеть в седле. Профит!)

Основные источники:

1. Л.А. Бобров, Ю.И. Ожередов, "ДОСПЕХ ВОИНА ДЖАМСАРАНА. ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЙ ПАНЦИРЬ-«КУЯК» ИЗ СОБРАНИЯ МАЭС ТГУ"

2. Л.А. Бобров, "КАЛАНТЫРЬ И «КАЛАНТАРЬ». К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ «АУТЕНТИЧНЫХ» И «ОРУЖИЕВЕДЧЕСКИХ» ТЕРМИНОВ В СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ"