Сколько бы горожане не боролись за велодоступность в Казани - ничего не решается. Из-за этого велосипеды и не пользуются спросом. Куда удобнее другой способ передвижения, позиционируемый как городской. А именно - самокат.
Велосипеды актуальны всегда, но именно в теплое время года они приобретают особую популярность. Уже 28 и 29 апреля состоится долгожданное событие для всех велолюбителей: открытие летнего сезона. Его проводит велосообщество KazVel при поддержке Дирекции парков и скверов Казани.
Ничего для велолюбителей
Для владельцев и любителей этого вида транспорта открытие сезона — очередная попытка высказать недовольства, которых накопилось не мало. Долгие годы активисты стараются «докричаться» до властей города.
- Велоинфраструктура в Казани не развита совсем. То, что есть я бы назвал дизайнерским подходом, чтобы было красиво и туристы порадовались. У нас работает такой подход в городе, когда дорожки пытаются «впихнуть» при реконструкции дорог, либо на набережной, где велодорожки нужны, поскольку поток очень большой, - поделился Тимур Апелов, урбанист, велоактивист, автор телеграм-канала о велопешеходных маршрутах Kazan Tracks.
Такой формат велосипедистов не устраивает, поскольку маршруты нельзя назвать безопасными. Большинству приходится выезжать на проезжую часть. По словам велоактивиста и создателя сообщества KazVel Алексея Оносова, самые проблемные места Казани — спальные районы. Из-за этого проехать через весь город на велосипеде безопасно невозможно.
- Самые некомфортные районы, там где есть магистрали, которые находятся на уровне земли и развязки. Это Проспект Победы и Универсиады. Они не подходящие для велосипедов, - отметил Апелов.
Собеседники рассказали, что существует два подхода к езде на этом виде транспорта. Можно передвигаться по проезжей части, как это предписано в ПДД, либо по тротуарам. Вторым способом пользуются обычно новички, поскольку курсировать среди автомобилей страшно и крайне небезопасно. Такой вариант Апелов прозвал «ускоренным пешеходом», поскольку велосипедист на тротуаре является гостем и обязан пропускать остальных участников «движения». То же самое происходит и на дороге, где любители двухколесного транспорта ради собственной безопасности обязаны подстраиваться под машины. Спикер добавил, что сам он использует два подхода: на проезжей части ездит только там, где достаточно места с правой стороны, а на тротуаре - с очень маленькой скоростью.
По словам велоактивиста Булата Шамсутдинова, существующие маршруты очень разрознены и между собой никак не связаны. К примеру, есть путь от Черного озера до Кремля, но дальше некуда — тупик. Такого же мнения придерживается и велоактивист, автор телеграм-канала «Лесник» Роман Старов. Самый проблемный отрезок города — между улицей Пушкина и Кремлем. В комфортном режиме нельзя проехать по улицам Право и Лево-Булачная, Габдуллы Тукая и Московской, поскольку на тротуарах большой поток людей.
- Самая скандальная дорожка на улице Большая Красная, где в дневное время не проехать, потому что там постоянно стоят автомобили. От неё нет никакой пользы. Ездить там можно только после восьми вечера. На всем протяжении маршрут идет по правой стороне улицы, а ближе к Кремлю надо тебе перестраиваться по диагонали через перекресток на левую сторону, - отметил Шамсутдинов.
За прошлой год не было создано ни одной правильной велодорожки, утверждает Апелов. Дороги для СИМ (средства индивидуальной мобильности, в число которых входят велосипеды, самокаты и так далее) должны отделяться от тротуаров не только с помощью краски, но и других элементов бордюром, газоном или кустами. Если этого нет, то тогда происходит ущемление пешеходов.
По словам Старова, развитие инфраструктуры важно не только для любителей СИМ, но и для курьеров, поскольку доставка развивается семимильными шагами и становится все более актуальной. Самым лучшим примером велополосы является дорожка на набережной Кабана, поскольку она отделена физическими объектами от пешеходной дорожки.
- Я недавно проехался по новой дорожке на мосту на улице Назарбаева и она вызывает смех, потому что она просто начерчена и переходит в какой-то момент на пешеходную, - рассказал собеседник.
«Если город хочет изменений, то условия будут»
Оносов поделился, что ещё в 2020 году были разговоры о создании велопроката с китайскими моделями, но идея была отвергнута.
- Я тогда сказал, что Казань не готова к прокатным велосипедам. Они не пользуются популярностью. Если ты на своём велосипеде, который купил и точно знаешь, что хочешь им пользоваться, то сталкиваешься с непониманием, где лучше всего ездить. С прокатным история ещё хуже, потому что ты не знаешь как ездить. Это и так сложно, а тут ещё и велосипед проблемный, поэтому испытывается двойной дискомфорт, - отметил Оносов.
Эксперт считает, что велосипед - это больше про свободу и скорость. Но условий в городе для этого нет. Шамсутдинов добавляет, если бы кто-нибудь из представителей власти любил езду на велосипеде, то он пропагандировал СИМ и занимался благоустройством инфраструктуры. К слову, истинным примером велосипедного города активисты назвали Иннополис.
- Если город хочет изменений, то условия будут. Сама инфраструктура рождает велосипедистов. Во Франции во времена ковида всем сказали, что можно передвигаться по улицам только на велосипедах, поскольку таким образом невозможно заразиться. Власти города нарисовали полосы для того, чтобы показать людям, что ездить на велосипедах можно. И жители начали это делать. Теперь этими дорожками пользуются постоянно, - рассказал Оносов.
Велосипеды пропагандируют в большинстве случаев как средство передвижения на природе. В этом плане ему противопоставляется самокат, который считается уже городским видом транспорта, хотя подразделять эти средства индивидуальной мобильности велосипедисты не любят - всё это одно и то же. По их словам, причина любви жителей к самокатам — большая маневренность, высокая скорость и хороший разгон. Сомнительный плюс самокатов и в том, что на них физически возможно ездить вдвоем, хотя по правилам такая практика запрещена. Сделать то же самое на велосипеде невозможно.
- Никому не нравится крутить педали. Всем нравится на кнопочку нажимать и ехать. Если бы у нас были электровелосипеды, у которых намного больше преимуществ, чем у самоката. Например, можно ездить по проезжей части, - отметил Апелов.
Спрос рождает предложение, поэтому по улицам города разбросаны самокаты, инфраструктура для которых также не проработана. Однако ради привлечения новых пользователей компании готовы на многое. В МТС Юрент рассказали, что в рамках «Года безопасного самоката» нанесут парковочную разметку. В Казани работа начнётся в конце апреля. Парковочная разметка позволяет пользователям понять, где можно припарковать самокат, и поспособствует порядку на тротуарах. К тому же сами кикшеринги не против развития велодорожек, которыми активно пользуются и любители покрутить педали и те, кто хочет прокатиться с ветерком, ничего при этом не делая.
- Велополосы - чуть более сложный проект в плане согласования и затрат. Но мы готовы инвестировать в инфраструктуру городов, - рассказали в компании.
К слову, число поездок в столице Татарстана на самокате в 2023 году, по сравнению с 2022-м, увеличилось на 40%. При этом более чем в 80% случаев самокаты используются не для прогулок, а в качестве транспорта, чтобы добраться из одной точки города в другую, например, от остановки общественного транспорта - до работы, из офиса - домой.
Автор материала: Алина Камалютдинова