Самое распространённое заблуждение, с которым я сталкиваюсь при работе с клиентскими запросами про гнев, состоит в том, что злость -это ужасная эмоция и что злиться- плохо.
Начнем с того, что не существует плохих или хороших эмоций. Эмоции бывают позитивно и негативно окрашенные, приятные и неприятные, созидательные и разрушительные.
НО. Во многом ,такая характеристика, зависит от степени интенсивности переживаемой эмоции.
То есть , если вы слишком долго копите раздражение, то однажды оно перерастет в ярость, а это уже другой масштаб последствий.
В то время как, вовремя и адресно проговаривая свое недовольство, шансов сохранить доброжелательные отношения гораздо больше.
Почему нам часто бывает так сложно выражать свою злость?
Из-за недостаточности верных сведений о ней.
Во многих семьях детям в моменты проявления агрессии , говорят, что так себя ведут плохие мальчики и девочки. Родители нередко воспринимают злость ребенка по отношению к ним, как угрозу авторитета. Регуляция поведения детей происходит через стыд и подкрепляется словами и действиями , которые носят характер отвержения:
«Что губы дуешь?!»
«Ты ещё попереговаривайся с матерью?»
«Иди-ка ты в угол и подумай хорошенько над своим поведением»
«Я не собираюсь терпеть твои капризы!»
«Будешь истерики закатывать, оставлю дома!»
«Ты старше своего брата, должен быть умнее, а не нападать на него!»
Стыд, загоняет нас в ощущение изоляции и способствует неверных выводам о себе: Я-ошибка, Я-плохой, Я –дефектный и тд.
Таким образом мы начинаем избегать проявления злости. Ведь следом за ней придет стыд и много внутренней критики.
Как быть?
Для начала реабилитируем репутацию гнева.
Посыл стоящий за злостью звучит так: «Твои внутренние или внешние границы были нарушены, необходима активизация ресурсов для защиты»
Получается , что задача злости , способствовать вашей безопасности.
А теперь пошагово учимся дружить со своей злостью:
1. Учимся отслеживать сигналы слабой интенсивности: раздражение , негодование, недовольство. Это позволит вам , до того как вас «понесут сандалии», понять что пошло не так.
2. Убедитесь , что верно поняли , то что произошло. Если надо, переспросите.
3. Убедившись дайте обратную связь, тому кто нарушил ваши границы, о том, что вам это не нравится/ не подходит.
4. В диалоге стремитесь к договоренности. Конфликт -это повод поговорить, а не поругаться.
И помните, что даже в белом костюме, вы будете отбрасывать тень. Ваша злость , не делает вас плохим, злым, бессердечным человеком, если это не угрожает жизни и здоровью других людей.
Автор: Анна Попова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru