Доротея Бранд. Как стать писателем. Классическое руководство. МИФ, 2020.
Часть 2
Часть 1: https://dzen.ru/a/ZiICueadzzknQa5o
Про гулять и насмотренность мы читали у Кэмерон. Но некоторые упражнения стали для меня открытием в том плане, что к этому, как оказалось, надо также подходить осознанно (я же пришла к этому неосознанно).
Первое. Читать как писатель: анализировать, раскладывать текст на пласты, искать сюжет, фабулу, поворотные пункты, крючки. Проводить полноценный всесторонний анализ текста, анализируя не только внешнюю оболочку, но и подтексты. И понять наконец, что «критик» – это не тот «злодей», который ищет за что бы поругать писателя, но друг его, который помогает даже в плохом тексте найти ценный элемент.
Второе. Соблюдать распорядок дня. Писательство – это не богемный образ жизни, это кропотливое непростое ремесло, и без отдыха и определенных привычек сложно будет отдаться творчеству полностью. Хотя привычка писать регулярно сама скорректирует распорядок.
Третье. Общение с внутренним критиком. Этот монстр не так страшен, если контролировать его. Подходите к оценке своего творчества, как только освоите самые важные привычки по мнению Бранд.
Четвертое. Пропорции и масштаб важны. Не знаете, как перейти от одной сцене к другой? Прочитайте как это выполнено у вашего любимого писателя; посчитайте количество слов до перехода к другой сцене. Возьмите это число за основу и пишите дальше. Тут опять возвращаемся к анализу текста: он важен во всех смыслах, вплоть до запятых. Это важно, особенно, если вы только выстраиваете свой путь писателя.
Пятое. Подражать буквально. Бранд предлагает взять любимый отрывок. Переписать его. Затем попробовать переписать с другими синонимами. Затем, сократив или дополнив. Затем – переписать в другой манере. Так вы и уйдете от подражательства, вытащив из своих чертогов стиль и манеру письма.
Все ее советы и упражнения я опробовала на себе, правда, неосознанно: за годы работы с текстами я сама дошла, что лучше пишется утром; что текст надо читать «свежим» взглядом, откладывая его хотя бы до утра, а лучше – на несколько дней; что своего критика надо «включать» лишь на последней стадии – когда идет шлифовка текста, а не в самом начале, когда активно работает творческое начало. Все эти советы я давала и даю авторам, с текстами которых работаю. Результат важен – собственная книга в руках ценнее всего на свете. Но не менее важен и процесс, который с каждым днем улучшает ваше мастерство.
Вердикт. Это классика. Это надо знать.
Откуда всё пошло. Часть 2
19 апреля 202419 апр 2024
7
2 мин