Найти тему

Спектакль «Собачье сердце».

Спектакль «Собачье сердце» в МТЮЗ. Режиссер Антон Федоров. 

Инсценировка Антона Федорова сильно отличается от ставшей хрестоматийной трактовки, представленной в фильме Бортко по пьесе Булгакова. Профессор Преображенский в фильме - непререкаемый авторитет, и все симпатии на его стороне. 

В этой постановке профессора даже трудно назвать словом «ученый». Но и у Булгакова Филипп Филиппович не миляга, скажем прямо, и далек от идеалиазации.

Он ведет себя вызывающе, как царь и бог. И новая власть на его стороне.  Даже Швондер напуган связями профессора и смотрится бледно. Во время звонка профессора партийному босу, домоуправитель утыкается лицом в пол от страха. А профессор своему покровителю прямо наотмашь: «Ваша операция отменяется. Вы умрете. Все умрут, а я останусь». И Швондеру: «Вас хотят. Вас сейчас будут…». 

Сцена из спектакля "Собачье сердце". Фото автора.
Сцена из спектакля "Собачье сердце". Фото автора.

С другой стороны, он все делает по инерции, как заведенный. Основные черты его поведения - барство, цинизм и усталость. Борменталя он так наставляет: «Не читай ничего». Отношение его к прислуге высокомерно :  Зина и Варвара стоят, пока профессор и Борменталь едят. Зина ест из тарелки стоя, у буфета, украдкой. Девушке профессор швыряет деньги на трамвай прямо на пол. При этом профессор с ней в отношениях, и  это в порядке вещей. Отказать она ему не может, заискивает и лебезит. А он ей перед операцией: «Раздевайтесь, ой, переодевайтесь». 

На операции цинизм и абсурд поведения профессора зашкаливает. Впечатление, что он действует по принципу: будь что будет, авось кривая вывезет. Его речь - апофеоз абсурда. Например, он говорит Борменталю: «Нам нужно уложиться в 9 минут. Часы есть? Нет? Вот и хорошо». А сразу после операции: «А что это вы присобачили здесь? А, помню».

Все этого нет в тексте Булгакова, но Федоров создает свой текст поверх булгаковского , словно приоткрывая сознание современного интеллигента, раскрепощенного во всех смыслах. Мы буквально слышим его внутреннюю речь. Профессор обнаруживает явную неспособность ни к какому научному труду, ни к практической работе, да и интеллигентом назвать его трудно. Все за него делает доктор Борменталь.

В этой трактовке Борменталь тоже никакой не интеллигент. Он - ученик, помощник. Доктор обязан профессору и жаждет славы,  ограниченный и самовлюбленный человек. И ген насилия у доктора Борменталя есть, как у Шарикова. За то, что Шариков покусится на Зинину честь, он будет долго избивать Шарикова ногами. 

Сцена из спектакля "Собачье сердце". Фото автора.
Сцена из спектакля "Собачье сердце". Фото автора.

Сразу после операции профессор самоустраняется. Он демонстрирует полное отчуждение и неприязнь к своему созданию. Конечно, Шариков временами ужасен. Но акценты режиссера меняют к нему отношение. Шарикова любят Зина и Дарья Петровна. «Пошел!», - кричат они ему как своему ребенку, когда он научился ходить. А он и похож на взрослеющего ребенка. Профессор же гонит его от себя. 

В версии Федорова Шариков - молодой человек, а профессор по возрасту мог бы быть его отцом. Но профессор отмахивается от него. Все легло на Зину, Дарью Петровну и доктора Борменталя, который подвергает Шарикова палочной дисциплине.

Сцена из спектакля "Собачье сердце". Фото автора.
Сцена из спектакля "Собачье сердце". Фото автора.

У Федорова еще сильнее подчеркнута вина профессора. Он ему хоть и не отец, но создатель. И профессор этой ответственности не выдержал. В спектакле очевидно, что Шарикову не хватило любви. Когда его избивает ногами доктор Борменталь, он протягивает руку Профессору как отцу со словами: « Папа, папа!». И как трогательно это показано в сцене  перед последней операцией по возвращению Шарикова в собачье тело.  Он опять зовет его: «Папа, а где папа?». При всех выходках Шарикова, которые он как взрослеющий подросток совершает, а он еще только учится быть человеком, ему не с кого брать пример. И он копирует профессора и Борменталя. 

Сцена из спектакля "Собачье сердце". Фото автора.
Сцена из спектакля "Собачье сердце". Фото автора.

Отношения отца и сына - это библейская тема. Федоров, снижая через иронию пафос темы, показывает, что уход профессора в себя, его брезгливое отношение к плодам своей работы и к живому существу - это результат коррозии внутри этого человека, бывшего интеллигента.

В спектакле на этом сделан акцент с самого начала через сценографию. Стены комнаты с дырами, с сеном на полу, стоптанной детской обувью, с рваными обоями и выходом на улицу. А в лифте, который ведет прямо из квартиры на улицу, транслируется кинопленка, показывающая виды современной улицы. Время в спектакле отменено. Действие происходит и в прошлом и в настоящем.

Мир вещей на сцене - это еще и широкий контекст для игры художника в театр. Театральность бросается в глаза, швы наружу, профессор переговаривается с рабочими, речь актеров не всегда внятная. Ироничность повествования, которая невероятно подключает зал, не отменяет важности темы о человеческом в человеке.

Мир не восстановлен в доме профессора с уходом Шарикова. Прощание и уход Шарикова через зал после операции очень пронзителен: он говорит о ценности любого человека, о чем в квартире Преображенского позабыли. Шариков, мужественно воспринимая свою судьбу, выглядит достойнее, чем профессор и его помощник. Какая горькая ирония о человеке!

Практически на протяжении всего спектакля звучит музыка Александра Николаевича Скрябина.

Для меня это скорбь по добру, по тому нравственному закону, утрата которого чувствуется в спектакле как главная случившаяся с профессором метаморфоза, а вовсе не операция.

Работа актеров прекрасны! Особенно актера Игоря Гордина и Андрея Максимова! 

Браво режиссеру!!! 

#булгаков #собачьесердце #мтюз #федоров