Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Тяжёлый случай

Бывают случаи в практике, когда кажется, что вы "застряли", причём оба: и клиент, и терапевт. Ну вот же: клиент понимает, что хочет, терапевт в замешательстве, ведь делай, что хочешь и оно будет, рассуждает абсолютно логично, и в то же время наивно он, однако результата нет. Делай то, что приведёт к тому, что хочешь, и, собственно, конец. Конец терапии. И начало счастливой жизни.

Но ни начала счастливой жизни не случается, ни конца терапии, а есть недоумение, недовольство и злость. Что же нужно клиенту? Всё ведь понятно! - думает терапевт. Это какой-то обман! - задумывается клиент. Меня не понимают, меня не слышат..

А дело всё в том, возможно, что звучит этот запрос, если прислушаться, не "Я хочу...", а "Мне надо..." или просто "Надо.." (мне уже столько лет! Пора (в значении "надо") быть замужем, мужем, матерью, миллионером и т.д.), "Должна же уже быть...машина, квартира, карьера, (нужное подчеркнуть)!").

В таких случаях важно проверить: эта потребность и этот запрос принадлежат клиенту или он притащил их извне. Потому как, если эта не его потребность и не его запрос, то и удовлетворять то он её и над запросом трудиться будет с какого рожна (зачёркнуто) чего бы вдруг?

И тут, конечно, терапевт не в силах заставить клиента захотеть не свою потребность удовлетворять, как бы тот его ни убеждал, что это именно то, что приведёт его к счастью. А что же может терапевт? Помочь осознать, что этот запрос не клиента запрос, а "проглоченный" и не усвоенный (возможно) интроект. Ниже приведу слова Дейва Манна ("100 вопросов про гештальт"), они просто объясняют, что такое интроект:

"В двух словах интроекция может быть описана как проглатывание сообщений, поступающих из окружающего мира. Появлением в гештальте эта идея обязана благодаря интересу Перлза к дентальной агрессии. Когда у ребёнка прорезаются зубы, возрастает его возможность выбирать, так как теперь он может прожевывать твердую пищу, а не только поглощать жидкую. Однако этой появившейся возможности выбора требуется внешняя поддержка. Если ребёнка принуждают есть, процесс выбирания подавляется и ребёнок приучается глотать всё, что ему ни предложат, без разбора. Это относится не только к физическому кормлению - степень нашего «прожевывания» информации и сообщений внешнего мира сказывается на нашем присутствии в мире.

При интроекции, когда человек принимает, не задавая вопросов, отношение, черту характера или способ существования, это приводит к созданию внутреннего свода правил, написанного в модальности долженствований, обязательств, абсолютов. Таких сообщений очень много вокруг нас: в раннем детстве, в школе, в религии, в культуре. Ими пропитан воздух, которым мы дышим и земля, по которой мы ходим.

Они появляются из четких утверждений, таких как «Мальчики не плачут», «Никогда не сердись», (и, я думаю, что вы множество таких вспомните и назовёте сами*) мы можем знать их авторов или просто воспринимать их из воздуха. В ответ на интроецированные утверждения человек будет чувствовать, как правило, неосознанно, что его вынуждают соответствовать этим внутренним правилам; и, вероятно, ему будет некомфортно идти против них.

Работая, нельзя забывать, - пишет Д. Манн, - что изначально интроекция является необходимым для развития манёвром, обеспечивающим безопасность или приятие, и наилучшим из возможных способов творческого приспособления к окружающему миру в данный момент. В этом смысле перед нами подлинный человеческий творческий гений, энергия, возможно, ограниченная, но демонстрирующая творческий потенциал индивида.

Интроекция, сама по себе ни хороша, ни плоха. Она есть часть процесса познания; иногда нам нужно пересмотреть то, чему мы научились, но сначала нам надо принять это знание, и часто это означает, просто проглотить его, с тем, чтобы усвоить позднее. Когда мы впервые учимся смотреть направо и налево перед тем, как переходить улицу, не имеет значения, становится это правило интроектом нет! Интроекты позволяют нам перенимать значимые социальные социальные правила и функционировать внутри различных социальных систем".

Задача терапевта, таким образом, помочь в распознавании автоматических реакций клиента и формировании у него нового опыта.

Предлагаю также упражнение, которое может быть полезно для распознавания инроектов (из того же источника).

Упражнение

Подумайте о своём детстве. Какие послания или инструкции были частью вашей повседневной жизни? Какие послания вы получали касательно вашего тела, честности, морали, пола? Теперь подумайте, каким из этих инструкций вы следуете по сей день. Выбрали ли вы их свободно, будучи взрослым человеком, или среди них есть такие, которым вы просто следуете, не задавая вопросов?

Многие проблемы коренятся в убеждениях человека относительно того, как он должен жить, убеждениях, которые никогда не вызывали у него вопросов. Человек продолжает жить свою жизнь так как ему кто-то предписал, теперь уже предписывая это сам себе и, дальше следующим поколениям.

*прим.моё

Автор: Колотилина Виктория Васильевна
Психолог, Супервизор

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru