Светлана дружила с Верой еще со школы. Ее нисколько не смущало, что девочка из бедной семьи. Бедной, это еще громко сказано, просто нищенской. И не потому, что ее родители инвалиды или не было возможности лучше устроить свою жизнь, они вели асоциальный образ жизни.
Первым скатился под откос ее отец. Причину видел в том, что не ценят его на работе, поэтому и стал в конце рабочего дня заливать все это вначале вин.ом, потом тем, что покрепче. Дома были постоянные скандалы, мать Веры старалась куда-нибудь убежать, чтоб не чувствовать на себе кулаки мужа.
Со временем и она нашла свою компанию, в которой были женщины, сбежавшие от зверских разборок своих мужей. Сначала пиво помогало им отвлечься от семейных проблем, потом на столе стали появляться вина, которые проще называть пойлом. Вот мать и забыла, что у нее есть дети.
Вера была старшей в семье, все тяготы легли на ее детские плечи. И Света, окруженная заботой и любовью своих родителей, делилась всем со своей подружкой. Поносит платье неделю, потом жалуется маме, что она точно такое же видела у одноклассницы, надевать его больше не будет. Это был повод принарядить свою подругу.
Было и такое, что выпрашивала у родителей деньги на поход в кино или на посиделки в кафе, а сама покупала продукты для Веры и ее братьев.
Родители Светланы, узнав от соседей, с кем дружит их дочь, были не в восторге, но и сами со временем прониклись жалостью к этим детям. И Вера для них стала чуть ли не второй дочерью.
И на выпускной купили обеим девочкам шикарные платья. Вера была пофигуристей, парни за ней увивались с девятого класса. А Светлана в этом отношении чувствовала себя обделенной. Нравился ей Сережка, красавец из параллельного класса, но он тоже глаз положил на Веру. Ох, как она завидовала своей подруге. Иногда было желание снять с нее свои платья, и посмотрели бы женихи, что из себя представляет эта невеста.
Но воспитание ей это не позволяло. Светлана решила поступать в институт в другом городе, искать там свое счастье, а то рядом с Верой ее никто не замечает. Подруга же осталась дома. Не было у нее возможности продолжать обучение дальше, да с ее трояками путь один – в училище.
Не успела Светлана освоиться на новом месте, как мать ей сообщила, что Верка ступила на ту же дорожку, по которой шли отец с матерью.
- Доченька, да беда еще в том, говорят, что подруга твоя беременна. Вот куда ей рожать? И какой малыш у нее родится, если все делается в пьяном угаре. Ой, жалко девку. Видать, это ты ее держала, а теперь некому. Видела бы ты, во что она превращается. – Светлану это нисколько не удивило, потому что перед отъездом подруга ей хвалилась, со сколькими мужиками она уже переспала.
-Ну что ж, каждый выбирает сам свою дорогу в жизни, - ответила Света маме.
- Это ты верно говоришь. Только вот дети-то почему должны мучиться. Сама же через все это прошла. Слышала, что ее братьями уже опека занимается. Ох, пусть Верка родит и оставит в роддоме. Может, ребенок попадет к хорошим приемным родителям.
Переживала Светлана за подругу, но свой ум в ее голову она не вставит, даже если бы была рядом с ней. А отсюда ей трудно до Веры дозвониться, как потом оказалось, она и телефон свой кнопочный променяла на дозу горячительного.
Домой Света приезжала два раза в год, только на каникулы. Встреч с подругой не искала, она была похожа уже на шестидесятилетнюю старуху. С одноклассниками встречалась часто. Вечера проводили в кафе, школьная дружба не стареет. Однажды к ним прибился Сергей. Оказалось, что они учатся в одном городе, но в разных вузах. И так как они земляки, решили не терять друг друга из вида.
Светлане родители снимали квартиру, а Сергей жил в общежитии. Он часто стал приходить к ней в гости. Особенно парню нравился пирог с капустой, который пекла девушка. И между ними установилась теплая дружба. На следующие каникулы молодые люди ехали уже в одном купе, близких отношений пока не было.
И дома они всегда были рядом. Они гуляли, держась за руки, сидели в скверах на скамейках, обнимались. К окончанию института пришли к мысли, что они обязательно должны пожениться.
Свадьба была скромной, Светлана с Сергеем сами захотели такую. Придерживались поговорки «Счастье любит тишину». И счастье их было почти полным, если не считать, что четыре года в браке, а детей нет. Больше расстраивалась Светлана, муж ее успокаивал, говорил, что рано переживать, у них все впереди.
Однажды Сергей пришел домой, на нем лица не было. Света забеспокоилась, усадила рядом с собой на диван.
- Давай, выкладывай, что у тебя случилось на работе. – Дня три назад муж ей сказал, что его обещали повысить в должности. Она думала, что его повышение сорвалось, а речь пошла совершенно о другом.
- Свет, у меня есть дочка, Верка ее родила. Сегодня мать сообщила, что Маринку хотят удочерить. – Такой неприятности она никогда не ждала. На одном дыхании выпалила.
- Какая дочь? Ты в своем уме? И кто мог придумать такую чушь? Кого там только не перебывало. Верка мне сама перечисляла своих мужиков.
- Свет, я у нее был первым, так получилось. Увлекся одно время я ей. Как-то она меня встретила и сказала, что родила от меня дочку. Я, конечно, не верил. А мать сегодня ездила в приют, видела девочку, очень на меня похожа. Сказала, что нет никаких сомнений. Даже на плече такое же родимое пятно, как у меня.
- И что ты надумал?
- Надо забрать Марину… - Светлане ничего не оставалось, как закричать на мужа.
- А меня ты спросил, нужна ли мне чужая дочь?
- Свет, давай съездим и посмотрим, а потом уже будем решать.
- Нечего тут решать. Ей восемь лет, не меньше. Возьмем мы этого зверька и что дальше? Я буду ползать перед ней на четвереньках, чтоб добиться ее расположения? – Но умоляющие глаза мужа заставили ее согласиться поехать и посмотреть.
К ним вывели Марину, без содрогания на девочку невозможно было смотреть. Она стояла перед ними в платье не по росту, худая, бледная. Больше шести лет Марине не дашь. Но взгляд ее – просто уничтожающий, на них она смотрела с не скрывающимся презрением.
Светлане девочка совсем не понравилась, искоса наблюдала за поведением мужа. Он подошел к дочке, пытался ее прижать к себе, но девочка его оттолкнула. В душе у женщины появилась радость: дочь не приняла своего отца, это уже плюс в ее копилочку.
- Сереж, давай оставим все, как есть, - и тут муж, как ястреб, налетел на нее.
- Сама не можешь родить, поэтому молчи. А дочь свою я не отдам в приемную семью. Не нужна тебе Марина, собирай свои вещи и уходи! – Уходить? Как уходить? Сам же говорил, что у них все впереди, дети будут обязательно, а сейчас упрекает, что она не может родить?
И куда уходить, к кому? Вряд ли ей в жизни встретится еще такой мужчина, который всегда о ней заботится, бережет ее. Все до копейки несет в дом, не имеет вредных привычек. Да любая женщина захочет видеть такого мужчину своим мужем. Придется ей смириться с решением Сергея. Любит Сережу, просто обязана пусть не полюбить, но хорошо относиться к его девочке.
Вместе они прошли процедуру удочерения. Светлане показалось, что Марина чуточку стала добрее, но внутри нее все равно сидел зверек.
Привезли ее домой, в этот же день пробежались по магазинам, чтоб приодеть девочку. Еле заставили залезть в ванну, она упиралась. Светлана одна с ней не справлялась. Сергей посчитал, что он мужчина, девочка его будет стесняться.
- Уйди, я сама помоюсь, - прошипела ей Марина. Светлана вышла из ванной, прислонилась к двери и представила, что ее ожидает впереди. Ох, и намается она с этим ребенком. После купания посадили за стол. Девочка от всего отказалась, взяла два ломтика колбасы, сунула их себе в рот и скрылась в родительской спальне.
- Видишь, Марина сама облюбовала себе комнату, значит, там и будет жить, мы перейдем на диван. Запомни, если обидишь дочку, спуску я тебе не дам, дело может дойти до развода.
- А как со школой? Кто ее будет водить?
- Не твое дело, я уже со всеми договорился. Буду утром отвозить сам, потом до вечера Марина будет заниматься в продленке. Вечером буду сам забирать.
- Сереж, почему все ты? Девочка ко мне тоже должна привыкать. Мы же с ней должны подружиться.
- Не лезь пока туда, куда тебя не просят. Твое дело обстирывать, кормить Марину. – В такие минуты Светлана запиралась в спальне и ревела. Потом выходила, и думала уже иначе. Любовь дело такое – сказал муж, что надо так делать, приходилось с ним соглашаться, деваться некуда.
Изменения в Сергее Светлана почувствовала сразу после появления Марины. Если раньше, возвращаясь с работы, он всегда целовал свою любимую женщину, а сейчас будто боялся к ней прикоснуться, чтоб не вызвать ревность у дочери. И спать ложился только после того, когда уснет его дочь…
Вот и разделилась их жизнь на до и после. А после стало жить невыносимо. В данный момент ей отводилась роль прислуги. Если не так посмотрит на девочку, тут же в ее адрес летело: «Я папе все расскажу…» А уж когда Маринка полпачки соли высыпала в щи, такого она не смогла вытерпеть. Девочка выскочила за дверь с воплями, что мачеха ее ненавидит, бьет, в угол ставит ни за что.
Соседушкам только попадись на язык. Они стали девочку успокаивать, одаривать конфетами. Тетя Галя обняла Маринку и завела в свою квартиру. Там и просидела девочка до прихода отца.
Этот скандал был последней каплей в чаше терпения Светланы. Она не слушала, в чем упрекал ее муж. Женщина решила, что она все бросает и едет к маме. Обиднее всего было то, что все верили лживой девчонке, а не взрослой женщине, которая во всем старалась угождать этой лгунье и проказнице. И какая она ей мачеха? Света ей приемная мать. И от кого же она могла услышать это слово?
Света укладывала свои вещи в чемодан, муж сидел на диване, не поднимая на нее глаз, а маленький зверек подглядывал, глазки его светились не детской радостью, а той, когда человек одерживает победу.
- Тебя подвезти до вокзала, - услышала Светлана равнодушный голос мужа.
- Нет, спасибо, сама доберусь. – И она уехала, оставив любимого человека, который променял ее на дочку. И пальцем не пошевелил, чтоб подружить своих девочек.
Когда дочка с чемоданом вошла в дом, Тамара Львовна обратила внимание на глаза дочери. Они были, как у побитой собаки. Вот где сжалось материнское сердце. Свою кровиночку всегда жалко, и она обрушилась на зятя. Досталось и девочке. Потом женщина схватилась за голову и поняла, что девочка ни в чем не виновата.
- Маринка же тебе почти родственница. Это же дочка твоей подружки, о которой ты всегда заботилась. В тяжелых условиях она росла. Ведь в интернате за жизнь надо бороться. Много она там насмотрелась.
- Мам, я все это прекрасно понимаю. Но мне кажется, что Сережка сам возводит между нами баррикаду. Он показывает дочке, что с тех пор, как она у нас появилась, я для него стала никем. Он мне за эти полгода ни одного ласкового слова не сказал. Он ведь своим видом показывает свое пренебрежение ко мне. Нет, я так жить больше не могу.
- Но по глазам же вижу, что любишь Сережу, что тебе очень тяжело. Тут надо вопрос решать по-другому.
- По-другому не получится, по-моему, я беременная, всю дорогу меня мутило от запахов.
- Тем более надо вернуться к мужу.
- Я только приехала, а ты меня уже выгоняешь.
- Сережка должен знать, что он во второй раз станет отцом, не надо его лишать такой радости.
- Мне кажется он уже рад, кроме дочери его ничто не интересует. А ты смотри, не вылети с языком. Чтоб ни одна живая душа не знала, что я беременна.
Светлана старалась не попадаться на глаза свекрови. С каждым днем она все реже вспоминала о муже, думала только о том, кто растет у нее под сердцем. Случайно столкнулась с Фаиной Андреевной, та подозрительно к ней приглядывалась. Потом подняла нос кверху и, не поздоровавшись, прошла мимо. Всем понятно, о чем думала свекровь.
Сноха еще не разведена с мужем, а живет с другим мужиком, раз беременна. Каждый волен думать так, как ему хочется. Когда сватья перестала звонить Тамаре Львовне, женщина все поняла. И стала с дочерью солидарна. Малыш, а это родился мальчик, будет только их.
Они еще не старые, помогут дочери поднять его на ноги. Садик полностью был на дедушке, прогулки на себя брала бабушка, а Светлана работала почти без выходных, чтоб у ее сынишки было все, чтоб он ни в чем не знал отказа.
Однажды услышала, что Сергей вернулся в город со своей дочкой. Та уже стала почти невестой, такая же рослая, как отец. Светлана все это слушала без сожаления. Ни один мускул не дрогнул на ее лице. Они с мужем каждый выбрал свою дорогу. Сергей посвятил свою жизнь дочери, чуть не прыгал до потолка, когда добился ее расположения.
Светлана всю себя без остатка отдает сыну, который в этом году пойдет в первый класс. Дед водит внука в учебный центр на подготовку. Гордится потрясающими способностями Арсения.
А вот Маринка… Светлана изредка интересовалась у знакомых жизнью своего мужа.
- Свет, вовремя ты от них сбежала. Не зря говорят, яблоко от яблони… Маринка уже кавалеров домой водит, когда отец с бабушкой на работе.
- Чему тут удивляться. Ее воспитанием никто не занимался. Отец только потакал ей, чтоб доченька его любила. А гены… их не выбросишь.
- Ох, и родит она ему скоро, - Настя головой качала, жалея Сергея. – Вот что значит, слепая любовь отца.- Сергей в свою очередь никогда не упускал из вида жизнь своей жены. Он догадывался, что Арсений его сын, но спросить Свету об этом напрямую, стеснялся. Как говорят, между ними была река, а вот лодки, которая смогла бы соединить берега, не было.
Мать Сергея была недовольна снохой, что в трудную минуту бросила ее сына, до сих пор не верит, что Арсений ее внук. Тамара Львовна тоже обижена на зятя, нет бы ухватиться за жену, вернуть ее назад, он ее променял, еще неизвестно, кем станет его дочь. Но предпосылки, что она пойдет по следам матери, проявляются, причем, уже очень ярко.
Было такое, что Маринка сбежала с уроков, чтоб покататься на мотоцикле с парнем с соседнего двора, за малым делом не разбились, упали в лужу, вода и грязь смягчили удар.
Поставили Маринку сначала на внутришкольный учет, а потом и в ПДН. Каждый месяц отец с ней, с классным руководителем ходили к инспектору. В общем, Сергей пожинает плоды своего воспитания. Несколько раз порывался обратиться за помощью к Светлане. Она же женщина, должна же доступно объяснить, что бывает с людьми, которые оступаются. А вот с теми, кто намеренно решил повторить путь своей матери…
Сергей однажды все-таки решился на разговор со Светланой на нейтральной территории. Он встретит ее после работы, пригласит в кафе, где никто не будет мешать их разговору.
Как оказалось, он опоздал. У Светланы рабочий день уже закончился. Проходив мимо кафе, заметил жену, которая сидела в обществе мужчин и умирала со смеха. Пойти и устроить скандал… Кто он такой. Его статус только в паспорте у жены, на самом-то деле скоро будет десять лет, как они даже не соседи, просто чужие люди.
Нет, надо приходить к одному концу. Он дождется, пока его жена накрасуется в обществе мужчин, а потом он серьезно с ней поговорит. Выведет, так сказать, ее на чистую воду. Все-таки с Арсением тоже надо что-то решать.
- Был бы мой, давно бы стребовала алименты. Нет, пора развестись, и каждому начать новую жизнь, - решил Сергей.
Светлана вышла из кафе под ручку с мужчиной, а второй постоянно хваталась за живот.
- Ты думаешь, твоя жена поверит, что мы любовники? Не смеши. У любовниц краски на лице с полкилограмма, а я даже губнушкой не пользуюсь.
- Да это я, может, слизал ее с твоих губ. Светка, но давай серьезно. Но должен я отучить жену, мне надоело, что она мне в пример всех мужчин ставит. Вот она сейчас выйдет из салона, а ты повисни на мне. Может, тогда поймет, что потеряет меня.
- Леха, ты бы с этой просьбой обратился с Нинке, она помоложе, и опыта общения с мужчинами у нее больше. А у меня за всю жизнь один, и то уже не помню, когда это было…
Верить или не верить тому, что слышит мужчина? Его жена чиста, как стеклышко, не будет же перед мужиками она себе цену набивать. Этим качеством Светлана никогда не отличалась. Сергей подождал, пока компания разошлась и пошел наперерез жене, которая спешила на остановку.
- Свет, не торопись, я на машине, подвезу. – Женщина повернула голову, на секунду ее задержала и продолжила свое движение. Неужели не узнала? Быть такого не может? Пришлось прибавить шаг и догнать жену. – Нам надо поговорить.
- Разве? А я думала, что мы с тобой теперь встретимся только на свадьбе сына? Что стряслось? Любимая доченька репутацию твою подмочила? Извини, это не ко мне, есть другие службы, которые тебе смогут помочь. – Светлана спешила на остановку, на ходу бросая свои реплики. Сергей перешел на бег и схватил жену за руку.
- Давай серьезно говорить. Сколько мы будем друг от друга бегать? Мы с тобой еще женаты. – Светлана пошевелила плечами, словно расправила их.
- Женатые живут вместе. А мы с тобой уже чужие. Я-то ладно, че.рт со мной. А сын? Арсений чем перед тобой провинился? Что родился без тебя? В то время мы с сыном были тебе не нужны… А как жареный петух клюнул тебя, вспомнил о жене, чтоб поплакаться на ее плече? Опоздал, дружок. Нам с сыном прекрасно живется, мы о тебе даже и не вспоминаем. Так что до свадьбы сына. Раньше ко мне можешь не подходить.
- Света…
- Прости, я все сказала, десять раз не повторяю.
Кто прав, кто виноват, не нам судить. А то, что родные люди со временем могут стать чужими, почувствовала на себе.