Теорий развития ребенка – много! Очень много.
Но на самом же деле по факту мы знаем про детей не так уж много. Если коротко, то можно воспользоваться словами нейробиолога Стива Петерсена:
«не воспитывайте своих детей в чулане, не морите их голодом и не бейте их по голове сковородой».
(Bruer, John T., (1999) The myth of the first three years, New York: The Free Press)
Вот, например, современные неопровергнутые данные нейронаук, которые известны нам сейчас:
- опыт (особенно ранний опыт в первые годы жизни) создает архитектуру головного мозга;
- есть некое взаимодействие между генами и средой – человек не запрограммирован жестко заранее, но также и не представляет собой «чистый лист». И то, и другое отчасти присутствует;
- нейропластичность мозга с возрастом снижается;
- крайне неблагоприятная обстановка в первые 3 года жизни затрудняет развитие;
- стабильные, отзывчивые отношения + безопасная и поддерживающая среда + хорошее питание – способствуют развитию мозга, смягчают воздействие плохого обращения, приводят к улучшению поведения, успеваемости и здоровья.
(Shonkoff, JP and Phillips, DA (eds). 2000 From Neurons to Neighbourhoods: The science of early child development, National Academy Press, Washington, DC.)
Самые интересные находки XX века с экспериментальным подтверждением:
- Д. Стерн: существуют невербальные и вербальные «танцы» между опекунами и младенцами на основании взгляда, прикосновения и позитивных словесных выражений, таких как воркование.
- Т. Филд: существуют личные взаимодействия матерей и младенцев, во время которых младенцы сопоставляли свой опыт с опытом тех, кто за ними ухаживал.
- М. Эйнсворт: младенцы, уверенные в своих отношениях с опекунами, демонстрируют хорошую саморегуляцию эмоций при разлуке и воссоединении.
- М. Льюис: основные первичные эмоции, такие как радость, интерес, печаль и гнев, проявляются с рождения, а вторичные эмоции такие, как стыд и вина, появляются на втором году жизни.
- Д. Каган: чувства, аффекты и эмоции младенцев регулируются индивидуальными унаследованными чертами темперамента, такими как поведенческая заторможенность, и эти черты темперамента сохраняются в той или иной форме в более позднем детстве, подростковом и взрослом возрасте.
НА ЭТОМ ПОКА ВСЁ!
Причем важно учитывать, что есть очень много сложностей в изучении младенцев.
- Они не говорят.
- Большая часть исследований до второй половины XX века (именно это база многих учебников) – это наблюдение. А это довольно неточный и субъективный метод. Например, как можно наверняка понять, уверенны ли младенцы в своих отношениях с опекунами или нет? Как «измерить» хорошую и плохую саморегуляцию эмоций при разлуке и воссоединении?
- Не всегда ясно, обусловлены ли изменения в развитии мозга ребенка окружающей средой или генетикой, или какими-либо биологическими факторами? Или влияет в данном конкретном случае и то, и другое?
В общем, четкой ясности – мало.
Но при этом есть огромная куууууууууча различных теорий развития ребенка. Теорий, которые ничем конкретным не доказаны и не подтверждены.
З. Фрейд, Э. Эриксон, Д. Боулби, А. Гезелл, У. Бронфенбреннер, Ж. Пиаже, М. Монтессори, Г. Гарнер, Л. Выготский, А. Бандура, Б. Скиннер, Л. Кольберг, Р. Коулз, К. Гиллиан и многие другие специалисты каждый выдвигали какую-то свою теорию развития ребенка. Это ни плохо, ни хорошо, но важно не забывать, что это просто их мнение, их взгляд на то, как правильно растить детей.
- Например, Джон Уотсон в работе «Психологический уход за ребенком» отмечал некоторые условия, которые помогут воспитать физически и психологически здоровых детей. Это были:
- жесткий режим дня,
- специальная комната для ребенка, в которой его можно было бы оградить от воздействия неподходящих стимулов,
- дозированное проявление нежности и любви, чтобы избежать ощущения вседозволенности у детей.
Д. Уотсон писал о ребенке, как о «живом кусочке мяса, способном давать небольшое число простых реакций». И «идеальный» ребенок по Д. Уотсону – это «ребенок, который никогда не плачет, кроме тех случаев, когда испытывает действительную боль, который умеет всецело заниматься работой или игрой, который быстро выучивается самостоятельно преодолевать маленькие трудности, а не бежит за помощью к взрослым, который своевременно вырабатывает и закрепляет здоровые навыки для преодоления жизненных невзгод и трудностей, обладает социальными навыками, которые делают для взрослых приятным совместное пребывание с ним, охотно бывает со взрослыми, не претендуя на специальное внимание к нему, есть то, что предложат, отдыхает, когда приходит время».
(Д. Уотсон, «Психологический уход за ребенком», с.9)
Есть среди разных таких теорий и кое-что общее. Чаще всего, различные такие теории:
- придерживаются идеи «все от родителей». А чаще всего – «мать во всем виновата».
- запугивают: если родители совершат какую-то ошибку в маленьком возрасте ребенка – это обязательно будет иметь какой-то негативный эффект на всю его будущую жизнь.
Например:
- З. Фрейд выделял оральную стадию развития (от рождения до 18 месяцев) и анальную стадию (от 18 месяцев до 3 лет). Он утверждал: если были проблемы с оральной стадией в маленьком возрасте, то будут орально-зависимые проблемы во взрослом возрасте, например, курение. Если в детстве были проблемы с анальной стадией, то во взрослом возрасте это выльется в анальноудерживающие или анальноизгоняющие проблемы, например, чистоплотность или неряшливость.
- Э. Эриксон выделял стадию развития от рождения до 18 месяцев (младенец развивает чувство безопасности и учится доверять опекунам) и стадию развития от 18 месяцев до 3 лет (младенец обретает чувство независимости). И если у человека в детстве была проблема на любой из стадий, то у него разовьется кризис идентичности, который затронет его позже в жизни.
- Д. Боулби первым начал говорить про способ связи между близкими людьми (особенно детьми и родителями). В итоге он пришел к выводам, что опыт раннего детства может определить, вырастет ли ребенок со значительными проблемами психического здоровья – у младенцев, испытывающих постоянные перерывы в своем опыте привязанности к своим основным опекунам, во взрослом возрасте может наблюдаться значительный эмоциональный, социальный и когнитивный дефицит.
- Ж. Пиаже утверждал, что интеллектуальное развитие контролирует все остальные аспекты развития. Он выделял сенсомоторную стадию (от рождения до 2 лет), в которую дети развивают понимание мира с помощью своих 5 чувств. И утверждал, что ребенок должен освоить один этап, прежде чем он сможет перейти к следующему этапу. Если у ребенка не получится пройти определенный этап развития, то он не сможет до конца реализовать заложенный в нем потенциал.
Теория привязанности
На примере этой теории можно увидеть опять же очень наглядно, что ни одна теория сама как таковая – это ни хорошо, ни плохо! Важно понимать, близка ли она Вам лично? Помогает ли какая-то теория Вам в родительских непростых буднях или только лишь вгоняет в чувство вины?
Классическая теория привязанности началась с Д. Боулби. И да, действительно, до него никто не говорил о способах связи между близкими людьми. Он же первым обратил внимание на то, что младенцы формируют рабочую модель понимания себя, других людей и мира в целом на основе отношений, которые они имеют с тем, кто за ними ухаживает в детстве.
При этом важно отметить:
- Взгляды самого Д. Боулби со временем менялись. Например, в 1953 г. в своих работах он пишет:
«нет никаких сомнений в том, что длительная депривация материнской заботы у маленького ребенка имеет серьезное влияние на его характер и всю его будущую жизнь. Это, по форме, то же самое, что эффект краснухи при беременности или недостаток витамина Д в младенчестве».
А буквально через 3 года в 1956г. он же пишет уже следующее:
«утверждения о том, что дети, имеющие опыт институализации или испытывающие другие похожие формы привации в детстве, обычно приобретают психопатические черты или безэмоциональный склад личности – неверны».
В своих более ранних работах Д. Боулби писал именно про роль матери в жизни ребенка, а в более поздних работах – он уже пишет про опекуна.
- Есть огромное количество разных исследователей, которые изучали теорию привязанности и привносили каждый что-то авторское: Лоренц, Винникот, Харлоу, Ференци, Боулби, Гринберг, Фонаги, Эйнсворт, Мейн, Криттенден, Бриш, Бейм, Сигел, Ньюфелд.
Например, Мери Мейн ввела термин дезорганизованной привязанности.
Но в 2017 году она выпустила большую статью, общий смысл которой: «похоже, мы ошиблись, и не все так просто с дезорганизованной привязанностью. Возможно, ее вообще не существует».
- Есть как последователи, так и те, кто критикует теорию привязанности Ньюфелда.
Теория о существовании монотропии
Монотропия – идея о том, что именно мать – это ключевая фигура, и именно она должна заботиться о ребенке, у ребенка должна обязательно быть мать.
Есть данные за существование монотропии:
- Исследования Харлоу с обезьянами (1958 г).
- Bifulco и др. в 1992 г. изучали 250 женщин, которые потеряли матерей до того, как им исполнилось 17 лет.
- Radke-Yarrow в 1985 г. обнаружил, что 52% детей, чьи матери страдали от депрессии, имели ненадежную привязанность. Эта цифры выросла до 80%, когда это происходило в условиях бедности (Lyons-Ruth, 1988).
И есть данные против существования монотропии:
- Shaffer&Emerson (1964) отметили, что специфическая привязанность проявлялась примерно в 8 месяцев, но вскоре после этого младенцы привязывались и к другим людям. К 18 месяцам немногие (13%) привязаны только к одному человеку, у некоторых было 5 и более привязанностей.
- Майкл Риттер (1972) указывает, что некоторые маркеры привязанности проявлялись и для других фигур привязанности – отцов, братьев и сестер, сверстников и даже неодушевленных предметов.
- Weisner&Gallimore (1977): матери являются единственными заботящимися взрослыми в очень небольшой проценте человеческих сообществ, часто в уходе за детьми участвует несколько людей, таких как родственники и друзья.
- Van Ijzendoorn&Tavecchio (1987): утверждают, что стабильная и постоянная сеть взрослых может обеспечить надлежащий уход, и что этот уход может даже иметь преимущества по сравнению с системой, в которой только мать должна удовлетворять все потребности ребенка.
- Shaffer (1990): дети лучше развиваются с матерью, которая счастлива на своей работе, чем с матерью, которая расстраивается, оставаясь дома.
Перинатальная психология
Интересные моменты:
- Есть значительные различия между отечественной и международной школами перинатальной психологии. В отечественной школе перинатальная психология – это раздел клинической психологии, изучающий значение психических факторов, связанных с зачатием, осложнениями во время беременности, родов, раннего послеродового периода, и занимающийся разработкой профилактических и коррекционных средств воздействия на систему «мать-дитя» (И.В. Добряков «Перинатальная психология»).
В международной же школе перинатальная психология фокусируется на периоде от желания забеременеть до 1-го жизни ребенка. Здесь больше понимания, что, похоже, в это время семьи очень уязвимы, и им нужна помощь и забота (Perinatal Psychology: A Field with an Impressive Pastand an Exciting Future Amy Wenzel The Oxford Handbook of Perinatal Psychology).
- Отечественная психология во многом ссылается на так называемые «матрицы Грофа».
Матрицы Грофа — это псевдонаучная теория, которая утверждает, что переживания младенца при рождении определяют его характер, темперамент и поступки.
Многие родители слышали о таком предположении: если ребенок рожден путем кесарева сечения, то он не прошел какой-то необходимый опыт, и в будущем этому ребенку "придет капец".
Как С. Гроф разработал свои матрицы?
Он экспериментировал со взрослыми людьми и использовал ЛСД. Взрослые пациенты галлюционировали и в галлюцинациях они якобы вспоминали то, как они чувствовали себя в утробе матери, в момент рождения и после. Далее он пробовал практиковать ЛСД-терапию, чтобы «исправить» чей-то перинатальный опыт. Но эта идея провалилась – пациенты приходили к психозу.
В общем, теорий множество. И все эти разнообразные теории дают отличную почву для формирования огромного рынка различных услуг – от планирования беременности до всестороннего развития малыша. Консультанты по сну, консультанты по слингоношению, по ГВ и прикорму, консультанты по материнству, различные практики, женские круги, курсы, подготовка к родам, грудничковое плаванье, массажи, книжки, карточки, пальчиковые краски, развивашки, детские сады с определенным «уклоном»…
Все это – ни плохо, ни хорошо! Моя мысль в том, что это не столь обязательно для поголовно всех детей нашей планеты.
Я консультант по детскому сну. И в своей работе я очень часто встречаюсь с чувством вины родителей:
«Нашей дочке уже 2 года, а мы все еще ее качаем, наверно, это неправильно, и стоит уже приучать к самостоятельности? Качать до школы что ли ее будем?»
«Моему сыну уже 6 лет, а все еще не засыпает самостоятельно, в чем наша ошибка? Так до армии от мамки и будет зависеть!»
«Я не люблю развивашки, пальчиковые краски и игры с пластилином. Не занимаюсь развитием своей малышки, что ж я за мать такая..»
«У меня было экстренное КС, до сих пор чувствую вину, что не справилась, не смогла, сама не родила, и ребенка измучила».
Часто в работе с мамами мне хочется сказать: дорогие! Милые! Вас УЖЕ достаточно. Вы можете растить своих детей так, как ВЫ этого хотите.
Пусть нашим девизом будет – Я МАМА, Я ТАК ВИЖУ !
С развивающими карточками или без
С грудничковым плаваньем или без
С пустышкой или без
С совместным сном или без
С ГВ или без
С массажами, ранним развитием, укачиваниями или без
С вагинальными родами или без
ВЫ – УЖЕ ЛУЧШИЕ !