Аннотация.
Статья посвящена анализу поведенческих паттернов. Представлен развернутый клинический случай. В клиническом кейсе представлен модифицированный избегающе-отвергающий тип межличностной модели отношений и опыт
психотерапевтической работы с ним.
Введение:
Рождаясь с набором уникальных 5-ти чувств, младенец лишен какого-либо критического опыта оценки чего-либо и планового восприятия, в целом. Мы формируем свою базу, как правило, по личному опыту, набивая шишки, и делая выводы,
формируя типовые ответные реакции. В 1933 году американский психолог Гордон Уиллард Олпорт описал паттерн поведения как шаблон действий и реакций, который строится на стереотипном представлении ситуации и возможных действий.
Безусловно, мы применяем намного больше паттернов ежедневно, чем мы сами о них думаем, причем делаем это, как сознательно, так и бессознательно.
В частности, это и сложившиеся словесные паттерны, то есть это речевые приемы (готовые фразы, реакции на те или иные вопросы и высказывания), которые мы используем в речи. Также, мы активно прибегаем к паттернам мышления, сложившимся мыслительным шаблонам, в частности убеждениям или обобщениям. Как быть индивиду, если его паттерн, или модель восприятия сложилась с детства по аналогии с моделью восприятия в семье, которая была у родителей? Или, как быть, и оценить модель мужского или женского поведения, если одного из родителей не было, и ребенок рос под наблюдением и под восприятием одного типа, женского. Вариант, когда папа ушел из семьи, и классической мужской модели – даже в качестве примера, у ребенка просто не было. А мать внушала дочери, что все мужчины непостоянны, верить нельзя, все мужики – полигамны и «счастья в жизни» – она не видала, и «за что мне – всё это»?! В детстве шаблоны зачастую просто копируются практически в неизменном виде. Поэтому часто говорят, что лучшее воспитание ребенка – это демонстрация ему тех или иных особенностей поведения на примере. Когда мы становимся старше, наши модели поведения усложняются, модифицируются, чтобы «вписаться» в наш личный характер. Поведенческие стереотипы могут формироваться с детства, и модифицироваться со временем в течение жизни, формируя в том числе, и модель поведения в отношениях.
По мнению Олпорта, само появление поведенческих шаблонов вызвано стремлением человеческого мозга к упрощению и ускорению
когнитивных процессов, поэтому для экономии времени он просто выбирает линию поведения, подходящую к той или иной ситуации, что в дальнейшем формирует поведение в отношениях. В 1980 г. стали проводиться исследования моделей отношений, привязанностей
у взрослых людей (M. Ainsworth, J. Bowlby,
K. Bartholomew, R. Bornstein, K. Brennan, N. Collins, BJ.A. Simpson и т.д.). В отечественной психологии подобные работы начались относительно недавно, в начале 2000-х годов, и до сих пор остаются
специфичными, разрозненными (В.О. Аникина, Е.О. Смирнова, Р. Радева, С. Калмыкова).
Материалы и методы:
Материалом является типовая сложившаяся реакция индивида – паттерн, выявленный в ходе психологической сессии.
В основе: психоаналитический метод с клиническим кейсом. Одной из задач было, на примере клинического кейса, разобрать дисфункциональный поведенческий паттерн. В данном кейсе представлен модифицированный избегающе-отвергающий тип межличностной
модели отношений. Методологическим основанием выступали: идея Дж. Боулби о существовании различных стилей привязанности; подход С. Хейзен и Ф. Шейвер, заключающийся в существовании влияния детского стиля привязанности на формирование взрослого стиля привязанности; наиболее теоретически обоснованный подход к определению взрослой
привязанности К. Бартоломью и Л. Горовиц, который предполагает существование четырех стилей привязанности взрослого: надёжный,
боязливый (робкий), тревожный (озабоченный), избегающе-отвергающий.
Результаты и их обсуждение:
На клинической сессии разбирали сформировавшуюся модель поведения, которая по запросу была обозначена самой клиенткой как:
«Я – Самка богомола».
Довольно необычный вариант позиционирования, сравнения и интересный паттерн поведения в кейсе. При подробном разборе, выяснилось: что, когда клиентка была подростком, ее отец ушел из семьи, изменил матери, что расценили в семье как предательство. В виду возраста, клиентка не смогла простить отца, не понимала его поведения, и не оценивала ни коим здравым образом – чьи это были отношения (отца-матери), какие были причины разлада отношений, почему произошел развод. Мать впала в депрессию и, вошла в модель самоидентификации – «меня предали», и
«жалейте меня». Жалеть мать стала девочка, которая неким образом заняла более зрелую модель «спасателя», и ей она была чужда, непонятна, и это, в некой степени, ломало ее, и она научилась защищаться, манипулировать и подавлять, почувствовав, что у нее есть сила, и ей дали право на ее проявление. Стала ненавидеть внутри всех мужчин, и особенно мужчин, не имеющих «стержня», выбирала в дальнейшем тех, кем могла манипулировать, кого могла подавить, и кем могла управлять. Попробовала построить семью, родила ребенка,
но с мужем развелась и повторила историю семьи, в которой росла и взрослела. В дальнейшем, стала настороженно относиться к мужскому полу. В общении с мужчинами у нее сформироваться некий своеобразный паттерн проверки – я тебя спровоцирую и посмотрю на твои ответные действия, и после – «откушу тебе голову», так как
только я могу что-либо решать. Осознание этой модели восприятия и поведения привело к некой переоценке того, а как «истинно», а как правильно? Чтобы получить желаемое, достаточно ведь изысканно манипулировать, и не думать о том, что дальше, ведь в приоритете – результат того, чего хочу я, и нет критики к своему паттерну, то, что я делаю – и, это единственно правильное, и я знаю, что делать. Самое что интересное – недостаток внимания от отца, и не полученный объем заботы оставил базовую потребность в «заботе и внимании».
Как правило, если ребенок не получает объема заботы, внимания по заявлению/по требованию, если семья неполноценна, когда нет модели отца, то он считает, что мама его не может обманывать –
критики-то нет. Формируется восприятие по аналогии, по примеру.
Так как нет заботы от отца, а мать – всегда на работе – часто такие индивиды быстро становятся самостоятельными, и проявляют себя в «мерцающей модели» – это аналогия личного формата «я – и баба, и мужик, могу и еды приготовить, и гвоздь забить». Когда со стороны
такому индивиду выдают квоту внимания/заботы, их воспринимают как раздражители. Ответные реакции на подобного рода раздражители, не входящие в «мерцающую» модель, напрягают, и
возникают типовые вопросы – это что за забота? А что мне делать с этим вниманием? Заставляют в дальнейшем, индивида порой по-разному реагировать и отвечать нетипично. Включается либо защита, либо отрицание, а, порой формируется и агрессивная модель.
Согласно, заключению Беверли Энгл, многие из тех, кого обделили вниманием в детстве родители, во взрослой жизни будут постоянно искать того, кто сможет восполнить эти пробелы. Так они естественным образом настраиваются на то, чтобы партнеры их использовали, издевались или жестоко обращались с ними. Другие наоборот страдают от постоянного чувства никчемности, пустоты, глубокого одиночества и растерянности и не могут поддерживать близкие отношения. В итоге, многие из них плохо обращаются с другими, зачастую так же, как когда-то поступали/поступили с ними. В основе такого поведения лежит неадекватное развитое самоощущение и искаженный образ себя. В работе с клиенткой акцент был на когнитивно-поведенческую терапию, психоанализ и терапию принятия и ответственности. Практиковали метод когнитивного разделения, или «де-литерализации». Проводился анализ поведения в рамках обстоятельств и/или в контексте, в котором оно происходило. Особый акцент на понимание последствий и следствий определенного поведения. Обычно, когда у нас возникают мысли, особенно навязчивые, притягательные, мы воспринимаем их слишком буквально. Мы предполагаем, что они отражают реальность в каком-то фундаментальном смысле, думаем, что они идеально описывают то, что якобы подразумевают, и, как следствие, они диктуют нам соответствующие поступки и эмоции. В результате мы «сливаемся» с этими мыслями, клюем на их приманку, начинаем верить в них настолько основательно, что не замечаем «мимолетности ситуации, вызвавшей реакцию». Техника «разделения с мыслями» позволила клиентке воспринимать свой образ менее буквально, воспринимать отдельно свои обдумывания и размышления от объективной реальности, без привязки.
В итоге, у клиентки по результату ряда сессии, произошло некое переосмысление, ей стала понятна модель ее поведения, ее причина, и также это позволило ей увидеть/почувствовать личную «незакрытую»/не реализованную потребность – получать заботу. Пришло осознание, принятие и понимание необходимости смены паттерна поведения. Ведь, «с откушенной головой» самцу сложно проявлять какую-либо заботу. В результате коррекции когнитивно-поведенческих реакций, клиентка смогла построить со временем отношения.
Заключение: Определять свои и чужие поведенческие паттерны – это тоже навык, который помогает нам глубже понимать себя и своего партнера.
Таким образом, работая над навыком контроля паттерна поведения, и над его модификацией, трансформацией можно построить отношения, и качественную иную коммуникацию, где «все
– головы целы», а партнеры – в заботе и любимы.
Данная статья была опубликована в сборнике материаловIX Международной очно-заочной научно-практической конференции: «Современные методы взаимодействия и способы сотрудничества специалистов помогающих профессий»
ссылка для цитирования:
Павлинич, С. Н. Клинико-аналитическая работа с модифицированными паттернами поведения / С. Н. Павлинич// Современные методы взаимодействия и способы сотрудничества специалистов помогающих профессий : Материалы IX Международной очно-заочной научно-практической конференции, Орел, 21–22 апреля 2023 года / Под редакцией А.М. Митяевой, С.В. Мурашёвой. – Орел: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2023. – С. 102-107. – EDN GAIHIB.
Конференция была организована в рамках сотрудничества кафедры социального управления и конфликтологии Юридического института Орловского Государственного Унмверситета имени И.С. Тургенева и Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ППЛ) 21-22 апреля 2023 года.
Автор: Сергей Павлинич
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru