Найти тему

Грейс Маркс: Знаменитое преступление опасного подростка и История Дела всей жизни самой известной убийцы Канады

Около полудня 29 июля 1843 года Джеймс Ньютон и Френсис Бойд подъехали на рессорной коляске к особняку Олд-Киннер-Плейс. Двухэтажный дом с дворовыми постройками располагался у региональной дороги Йонг-стрит, в 50-ти километрах от Торонто. Здесь проживал их сосед, капитан Томас Киннер. Они должны были встретится в этот день.

Их ожидал стол и веселое продолжение дружеского обеда. Во всяком случае, так предполагалось. Вместо этого они обнаружили ворота открытыми. Так же, как и двери дома, конюшни и других построек. И никого. Ни хозяина, ни прислуги. Что не могло не настораживать. Кто-то всегда находился в доме. Управляющая Нэнси, горничная Грейс или конюх Джеймс. Один из них должен быть.

Олд-Киннер-Плэйс
Олд-Киннер-Плэйс

Ньютон и Бойд прошли внутрь особняка. Во всех помещениях они наблюдали один и тот же беспорядок. Кто-то собирался в дальнюю дорогу. Судя по всему, не думал о возращении. И ни одной живой души в доме. Джеймс и Френсис прошли на кухню, в зал, по коридору в спальни хозяина и прислуги. Поднялись на второй этаж. Везде их поиски приносили тот же результат, что и во дворе. А именно, вопросы, настороженность и удивление.

Так продолжалось, пока друзья не спустились в подвал. От лестницы направо вел коридор. Прошли в дальний угол. Там, в самом темном месте, при свете фонаря они и обнаружили тело Томаса Киннера. Тот лежал на спине. Его левая рука покоилась на лбу. Капитан был неподвижен. Никаких сомнений не оставляло пятно на белой сорочке с левой стороны груди.

За полицией пришлось ехать в Торонто. Осмотр начал констебль Дэвид Бриджфорд. Недалеко от трупа хозяина дома была обнаружена Нэнси Монтгомери. Ее спрятали под большую лохань, в которой стирали белье. Осмотр тела экономки свидетельствовал, что ей нанесли рубящий удар сзади по голове, а затем удушили. Последующая экспертиза установила, что потерпевшая была на пятом месяце беременности.

В ходе обыска стало ясно, что пропали все ценности: некоторые вещи, лошади, рессорная коляска. А с ними, двое слуг. Местонахождение двадцатилетнего Джеймса Макдермота и шестнадцатилетней Грейс Маркс было неизвестно. Опыт подсказывал: надо незамедлительно начинать их поиски. И вероятнее всего, не в виде холодных тел, а как опасных беглецов.

О розыске подозреваемых сообщили, в том числе и в Торонто. На следующий день, 30 июля, констебль Френк Кэприол установил, что Джеймс Макдермот взял билет на пароход до Льюистона, штат Нью-йорк, сопредельного государства. Одновременно он оплатил соседнюю каюту для девушки по имени Мэри Уитни. Описание которой полностью совпадало с данными на Грейс Маркс.

Увы, но к тому моменту судно уже убыло в рейс. Констебль Кэприол в сопровождении трех коллег отправился в погоню. Для этого зафрахтовали быстроходный паровой катер. Когда они 31 июля прибыли в порт Льюистона, пассажиры из Торонто уже сошли на берег.

Просто ради чувства выполненного долга. На всякий случай. Ну, чтобы не мучится терзаниями совести и отчаянием. Канадские сыщики начали поиски в портовых пабах. В одном из них они и нашли молодого мужчину и девушку. Удача! Это были они. Разыскиваемые Джеймс Макдермот и Грейс Маркс.

Кадр из сериала "Она же Грейс" 2017 год
Кадр из сериала "Она же Грейс" 2017 год

После задержания при обыске у них обнаружили дорожные сумки, два сундука дорогих вещей, деньги и ценности. Задержанные особо не запирались. И оба признались, что все изъятое принадлежит не им. А их бывшему хозяину Томасу Киннеру и его экономке Нэнси Монтгомери.

Ничего, кроме сожаления по поводу глупой задержки в пабе, Джеймс не выражал. Грейс вообще излучала холодное спокойствие. И ничего более. Участия в убийстве не отрицали оба. Джеймс утверждал, что его подначила на убийство мисс Маркс. Чтобы не выглядеть в ее глазах трусом, он и совершил то, что совершил.

Джеймс Макдермот родился примерно в 1823 году. В семье католиков в Ирландии. В католической и очень многодетной семье. Родители рано умерли. И крайняя бедность стала нищетой. Даже на фоне нужды, столь характерной для Зеленого Острова. Потому с самой ранней поры он трудился где придется. И чаще всего за еду и ночлег.

Как уж там он попал в Канаду, неизвестно. Но в 1837 году Джеймс осуществил ирландскую мечту. Он покинул Родину. Осталось тайной, чем Магдермот занимался до 1840 года. Но потом он служил. Эта стезя была единственной, на которой ему светило хоть что-нибудь.

Его, семнадцатилетнего, приняли в Первый Пехотный полк Провинции Нижняя Канада. Но буйный даже для драчливых ирландцев Джеймс, так и не смог привыкнуть к уставной дисциплине и субординации. Последовала череда арестов и телесных наказаний.

Через несколько месяцев он попробовал себя в Шотландской Легкой кавалерии. Но и там не задержался. В начале 1843 года его погнали из рядов доблестной Королевской армии. И в конце июня того же года он оказался в Олд-Киннер-Плейс на должности конюха.

Его работодатель — относительно молодой выходец из богатой шотландской семьи. Вероятно, ему было от 25 до 30 лет. Неизвестно за что, но в Канаде Томас Киннер оказался скорее в почетной ссылке, чем в погоне за американским благополучием. Его семья продолжала жить в Графстве Файф, на земле предков. Он был единственным из родственников, кто пересек океан.

Чем занимался мистер Киннер, следствие толком не установило. Не хотели, вот и не устанавливали. Он получал деньги из Шотландии. Сколько надо, столько и получал. Соседи и позже пресса, все называли его фермером-джентельменом. Это явление характерно для Северной Америки и Великобритании. С ее колониями.

Таковой человек отличался от всех тем, что занимался сельским хозяйством скорее для удовольствия, чем для прибыли. Тем более необходимости. Ему вообще не нужно работать. Он живет на иные доходы. Либо состояние, доставшееся по праву рождения. Баловень судьбы на пасторальных просторах английского, американского, канадского или любого другого села.

Через неделю после Макдермота, в начале июля 1843 года, на должность горничной в Олд-Киннер-Плейс приняли шестнадцатилетнюю Грейс Маркс.

Она родилась в Ольстере. В семье ирландских протестантов. Когда отец Марк не пил, то работал сапожником. А мать Джулия, постоянно рожала. Только выживших детей было восемь. По четыре обоих полов. Скольких Марксы снесли на погост во младенчестве — неизвестно.

К середине XIX века поставки в Новый Свет ирландцев, искавших новый дом, работу и саму возможность выжить, были налажены почти в промышленных масштабах. Через океан ходили “движущиеся трущобы”. К примеру, из Канады в Ирландию едет лесовоз, а обратно он уже везет переселенцев.

Кадр из сериала "Она же Грейс" 2017 год
Кадр из сериала "Она же Грейс" 2017 год

Одними из них и были 10 Марксов. Случилось это в 1840 году. Практически сразу старшие дети начали работать. Грейс была третьим ребенком по возрасту. В тринадцать лет она уже трудится горничной. Более того, она уходит из дома. Сама или нет — неизвестно. Но после ареста ее родители не интересовались судьбой дочери. Совсем. Никогда.

Из материалов дела достоверно известно, что до июля 1843 года Грейс трудилась в пяти семьях. И везде ее выгоняли. В двух случаях причиной стало предосудительное поведение самой несовершеннолетней. Девушка начинала интриговать в отношении коллег по работе, а что еще важнее, в адрес молодого хозяина.

Кадр из сериала "Она же Грейс" 2017 год
Кадр из сериала "Она же Грейс" 2017 год

Ушлый подросток скоро поняла, что ее счастье и благополучие в Новом Свете зависит только от нее самой. И замужество — лучший и самый надежный путь. Возможно, ее научила подруга. Некая Мэри Уитни, по рассказам самой Грейс, та работала с ней в одном из домов. Она то и вразумила молодую да раннюю охотницу.

Сама Мэри обустроиться в жизни не смогла. Ей помешала чахотка. Во всяком случае, так рассказывала Грейс. Некоторое время ее защитницами высказывалась версия: умерла как раз Маркс, а Уитни получила второй шанс на жизнь. Якобы за ней тянулся прежних ошибок груз. Но от судьбы не уйдешь. Как, собственно, и от тюрьмы с сумой. Ну, если они на роду написаны, конечно.

Вот и потянулась череда неудачных попыток обустроиться в жизни, пока молода. Сей путь и привел в самом начале июля 1843 года шестнадцатилетнюю Грейс на должность горничной с окладом 3 канадских фунта в неделю в Олд-Киннер-плейс. Сумма не весть какая.

На наши знакомые это около 8 000 рублей. Ну, плюс питание, проживание, да форменная одежда. Но мисс Маркс интересовало ее будущее и материальное обеспечение тогда, когда молодость ушла. В качестве гарантии Грейс видела замужество. Не абы за кем. А, к примеру, с холостым Томасом Киннером.

Но вот беда. Хозяйскую кровать с ним уже делила Нэнси Монтгомери. Еще недавно она, как и Грейс, была служанкой. А теперь, гляди-кась, экономка. Собственно, мисс Маркс и наняли, потому что работать то кому-то надо. Ну не управляющей же полы теперь тереть. У нее повышение. Не до посуды с утюгами нынче.

После ареста ни Грейс, ни Джеймс не отрицали, что конфликт между дамами вспыхнул почти сразу. Нэнси быстро поняла, что Маркс интригует. И это никак не могло ее устроить. Ввиду столь серьезного противника, несовершеннолетняя заговорщица нашла союзника в лице конюха Магдермота. Но в половую связь с ним никогда не вступала. Что подтверждал и он сам.

Уже через неделю после найма на работу Грейс, конфликт приобрел трехсторонний характер. Нэнси воевала с ней и с Джеймсом. При этом у конюха и горничной были разные интересы. Их союз носил временный и противоречивый характер. Каждый из них хотел обмануть сообщника в нужный момент. А потому еще и интриговал против товарища по борьбе против экономки.

К двадцатым числам июля увольнение грозило и Маркс, и Макдермоту. А 27-го Томас Киннер собрался ехать в Торонто за очередным переводом от родных. Все сошлось в одну точку. Другого шанса быть не может. Грейс рассчитывала избавиться от Нэнси. Совсем. То есть так, чтобы даже тела не было. Уехала, проклятущая, и все.

Исполнителем, ясное дело, должен стать бывший солдат, двадцатилетний Джеймс. Не ей же, субтильному подростку, взрослую тетку двадцати пяти лет от роду валить. Макдермот сначала не хотел. Понимал: виселицей пахнет. Но ирландка знает, как заставить ирландца сделать то, чего он делать не хочет.

27 июля, в четверг, еще рано утром, Джеймс запряг рессорную коляску. Томас Киннер уехал в Торонто. Часть дня и всю ночь он намеривался погулять в городе. В субботу к нему должны были приехать друзья — Джеймс Ньютон и Френсис Бойд. Его прислуга тоже решила шанса не упускать. Вот только планы у всех были разные.

Нэнси просто хотела выпить и потанцевать. Помимо Грейс и Джеймса были приглашены друзья, работавшие слугами у соседей. Грейс готовилась к убийству соперницы. Вот только Макдермот сопротивлялся. Так продолжалось почти до утра. Виски еще бродил в головах, когда Маркс обвинила конюха в трусости. Буквально взяла его “На слабо”.

Он ударил Нэнси топориком в затылок. Та упала. Джеймс позвал Грейс. И вдвоем они оттащили Монтгомери в подвал. Маркс начала уговаривать Макдермота расчленить экономку и избавиться от тела и ее вещей. Инсценировав таким образом ее исчезновение. Но неожиданно выяснилось, что та жива.

Теперь конюх уговаривал горничную вдвоем задушить управляющую. Потом он говорил, что так они и сделали. Он слева сел, она справа. И задушили большим платком. Грейс либо спокойно молчала, либо отрицала свое участие в убийстве Нэнси. Отрицала, в том числе и само планирование ею преступления.

Кадр из сериала "Она же Грейс" 2017 год
Кадр из сериала "Она же Грейс" 2017 год

Совсем другое говорил ее сообщник. Джеймс утверждал, что он вообще не хотел никого убивать. Бес попутал. Бес в лице подростка. Грейс его сбила с пути. Более того, он пояснил, что как-то застал ее подмешивающей в еду Нэнси какой-то яд. И заставил выбросить еду. Так это или нет, останется между ними. Они и тогда друг-друга не понимали.

Ну а далее, тем более пошло все не так. Разделывать экономку конюх не стал. Ее положили под большой лоханью в подвале. Грейс замыла полы. Примерно в полдень 29 июля вернулся из Торонто Томас Киннер. Ему рассказали, что Нэнси куда-то ушла еще вечером. И до сих пор от нее ни слуху, ни духу. Ближе к вечеру хозяин приказал конюху седлать лошадь. Он собрался ехать искать Нэнси.

Макдермот долго возился в конюшне, но около 19 часов пришел и заявил, что седло испорчено. Что, мол, кто-то его порезал. Ехать нельзя. Его тут же уволили. Джеймс на изумленных глазах Грейс взял старое ружье, стоявшее за дверью кухни, и произвел один выстрел в грудь Томаса Киннера.

Маркс поняла, что ее план полностью провален. Она заистерила и кинулась бежать за помощью. Тогда Джеймс выстрелил из второго ствола. Заряд угодил в дверной косяк рядом с Грейс. Отчего та пришла в себя. Она мгновенно успокоилась.

Решение ограбить хозяев и уехать в соседнее государство, пришло мгновенно. Там они обязательно все разделят поровну и разойдутся. Вот за этим занятием их и застали сыщики из Канады в пабе города Льюистона. Женские вещи, ясное дело, забрала Грейс. Мужские — Джеймс. Они делили деньги и драгоценности.

Даже на судебных заседаниях Маркс была в одежде Нэнси. Ничего другого у нее не осталось. Во время судебного следствия они обвиняли друг-друга. Приговор встретили по-разному. Макдермот 4 ноября, узнав о грозящем ему повешении, вдруг успокоился. И обрадовался, когда ту же самую меру наказания 5 ноября назначили его подельнице.

Зарисовки Грейс Маркс и Джеймса Макдермотта из суда над ними в 1843 году. Публичная библиотека Торонто
Зарисовки Грейс Маркс и Джеймса Макдермотта из суда над ними в 1843 году. Публичная библиотека Торонто

Она же все время была спокойна. Но при оглашении приговора вдруг упала в обморок. Однако 21 ноября 1843 года уже Макдермот был в бешенстве. Его вели на виселицу, а Маркс помиловали. Нельзя сказать, что это известие сильно обрадовало несовершеннолетнюю убийцу. Она опять была спокойна. Лишь заявила адвокату МакКензи, что лучше бы ее повесили.

В таком же состоянии ее доставили за запретную зону Окружной Каторжной тюрьмы провинции Онтарио в Кингстоне. Где ей и предстояло провести долгие годы. Сидеть в этом учреждении у зазаборного народа Канады считалось удачей. Узилище построили совсем недавно, в 1838 году.

Грейс стала 41-й женщиной заключенной в этой тюрьме. Питание было одним из лучших в пенитенциарной системе Британской Империи. Да и работа довольно непыльной. Сиди себе. Шей. Но она периодически нарушала режим содержания. Грейс неоднократно наказывали карцером, ограничением в питании и трижды поркой.

4 мая 1852 года Маркс вдруг оказалась в местной психиатрической больнице. Она жаловалась, что постоянно видит перед собой глаза Нэнси. Что не может отделаться от убитой экономки даже ночью. Однако 18 августа 1853 года ее признали симулянткой и вернули к месту отбытия наказания.

Окружная Каторжная тюрьма провинции Онтарио в Кингстоне
Окружная Каторжная тюрьма провинции Онтарио в Кингстоне

На судьбу Маркс сильно повлияла женская солидарность. Ее посетила писательница Сюзанна Муди. В одной из глав своей книги она описала версию самой Грейс как единственно верную. Грейс предстала перед читателями из Канады и Британского мира как жертва власти, мужского оговора и гендерной жесткости.

В 1872 году Грейс Маркс неожиданно для всех была помилована. Ее освободили досрочно. То тесть до ее смерти. Так окончилось Дело всей ее жизни. В Канаде ее встретили как героиню. Но ничто не радовало женщину, столь неожиданно получившую то, о чем она уже и не мечтала.

Кадр из сериала "Она же Грейс" 2017 год
Кадр из сериала "Она же Грейс" 2017 год

Грейс предпочла скрыться от прошлого. И уехать туда, куда бежала почти тридцать лет назад. Говорят, что она поселилась в Нью-йорке. Неожиданно взяла себе имя Мэри Уитни. Далее ее следы теряются. Никто не знает, что случилось с самой знаменитой убийцей Канады потом. На свободе.