Если в городе есть картинная галерея или художественный музей, я туда отправляюсь в первую очередь. Поэтому приехав в Краснодар, я не могла не побывать в КРАЕВОМ художественном музее, да ещё обладающем богатой историей.
Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Музей носит имя его основателя – Федора Акимовича Коваленко (1866-1919). Экспозиция подробно знакомит с историей галереи и биографией её создателя.
Попробую рассказать основное коротко. Федор Коваленко в юности переехал с семьей в Екатеринодар (современный Краснодар). Молодой человек увлекался рисованием и страстно любил искусство. Его отец и братья занимались торговлей, а он работал приказчиком, а затем кассиром, и все свои деньги тратил на приобретение книг и художественных произведений. Его коллекция росла, и в 1890 году Коваленко открыл для посещения свою экспозицию в доме купца Пяткова, где снимал квартиру. В 1903 году его собрание уже насчитывало 118 произведений, и он решил передать его в дар городу. «Вся мою коллекцию я приношу в дар городу Екатеринодару. Цель моя: сделать это посвящение не для личных моих выгод, а для общего блага», – написал он в своем заявлении.
Город этот «дар» принял, и 11 апреля 1904 года состоялось открытие Екатеринодарской городской картинной галереи на первом этаже здания Городской управы. Так что в этом году (2024-м) музей отпраздновал свой 120-й день рождения.
Надо также отметить, что Коваленко продолжал активно развивать свою галерею: переписывался со многими художниками, которые дарили свои картины, поддерживал связь с Академией художеств, устраивал выставки молодых художников. При галерее был организован рисовальный кружок, который позже стал Художественным училищем. Спустя три года после открытия, по решению городской думы и активном участии Коваленко, галерея переехала в новый особняк, принадлежащий инженеру путей сообщения Батырбеку Шарданову. Здесь она располагается и до сих пор.
После революции Коваленко удалось спасти своё собрание от разграбления, получив «охранную грамоту». Но в 1919 году Федор Акимович Коваленко умер от тифа. Тем не менее музей сумели сохранить, и после окончательного установления Советской власти на Кубани в 1920 году галерея была национализирована. Благодаря замечательным людям, которые руководили музеем, его собрание продолжало пополняться.
И сейчас Фонд музея насчитывает около 13 000 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Предлагаю вам заглянуть в залы музея и посмотреть, какие произведения я выбрала для своего топ-10.
Как я выбираю свои Топ-10 картин?
Исключительно основываясь на своем субъективном мнении. Каждый раз, когда я бываю в каком-нибудь художественном музее, я задаю себе вопрос: какую картину я готова повесить в своем доме, рядом с каким произведением я хотела бы жить. Чаще всего бывает очень трудно выбрать десять работ, и тогда я выбираю лучшие из лучших – те, которые дают пищу для чувств и разума.
И обычно – это пейзажи или цветочные композиции, потому что жить рядом с чужими портретами мне очень сложно. Но в какой-то момент я подумала: а если бы у меня была галерея? Какую бы картину я готова была поместить в свой собственный музей? И тогда круг отобранных произведений можно расширить.
Давайте знакомиться с моим выбором. И как обычно, звучания картинам добавят поэтические строчки. Те, которые ассоциируются с художественным произведением.
Произведения располагаю в хронологическом порядке, по дате их создания, не присуждая им какого-либо места.
Василий Поленов «Ока»
Судьба знаменитого художника и удивительного человека Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927) оказалась тесно связана с Окой. Ведь именно на высоком берегу этой реки была расположена его любимая усадьба Борок, в которой он провел самые счастливые годы своей жизни. Но картина «Ока» из собрания галереи написана за несколько лет до приобретения им своей земли возле Тарусы. Эту работу художник создал в одну из своих поездок в Тульскую губернию.
Пейзаж «Ока» был подарен родному городу вместе со всей личной коллекцией академиком Леонидом Ильичевым в 1985 году.
С легкой руки Василия Дмитриевича в Тарусу, ставшую «русским Барбизоном», стала приезжать творческая интеллигенция. Художники, скульпторы, музыканты, писатели и поэты вдохновлялись местными красотами. И, глядя на изображение Оки, вспоминаются строки Беллы Ахатовны Ахмадулиной (1937-2010):
Белла Ахмадулина
Препирательства и примирения (отрывок)
Вниз, к Оке, упадая сквозь лес,
первоцвет упасая от следа.
Этот, в дрожь повергающий, блеск
мной воспет и добыт из-под снега.
– Я вернулась, Ока! – Ну, так что ж, –
отвечало Оки выраженье. –
Этот блеск, повергающий в дрожь,
не твое, а мое достиженье.
– Но не я ли сподвижник твоих
льда недвижного и ледохода?
– Ты не ведаешь, что говоришь.
Ты жива и еще не природа.
– Я всю зиму хранила тебя,
словно берег твой третий и тайный.
– Я не знаю тебя. Я текла
самовластно, прохожий случайный.
– Я лишь третьего дня над Курой
без твоих тосковала излучин.
– Кто теплынью отчизны второй
обольщен – пусть уходит, он скучен.
…
Исаак Левитан «Берег моря»
Следующая работа, мимо которой я не смогла пройти равнодушно, – это этюд Исаака Ильича Левитана (1860-1900), написанный им во время путешествия в Крым весной 1886 года. Перед этой поездкой Левитан вместо диплома художника получил в училище диплом учителя чистописания. И Крым должен был не только поправить физическое здоровье художника, но и залечить его душевные раны. И поначалу Левитан был в восторге от ярких южных красок, но вскоре заскучал по «милому северу» и сбежал на родину. При этом за полтора-два месяца он успел написать около пятидесяти этюдов.
Михаил Нестеров писал в своих воспоминаниях: «Вернувшись в Москву, Левитан поставил свои крымские этюды на Периодическую выставку, в то время наиболее популярную после Передвижной. Этюды были раскуплены в первые же дни…».
Вот и этюд «Берег моря» был продан в частную коллекцию, а в Краснодарский музей он поступил в 1947 году из Государственной закупочной комиссии.
А Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) любил Крым, часто там бывал, встречался там с Чеховым и Куприным, посвящал полуострову стихи и позже, в эмиграции, вспоминал Ялту и Гурзуф в своих рассказах. Вот и мы перед картиной Левитана вспомним его небольшое стихотворение:
Иван Бунин
Вдоль этих плоских знойных берегов
Вдоль этих плоских знойных берегов
Лежат пески, торчат кусты дзарига.
И моря пышноцветное индиго
Равниною глядит из-за песков.
Нет даже чаек. Слабо проползает
Шуршащий краб. Желтеют кости рыб.
И берегов краснеющий изгиб
В лиловых полутонах исчезает.
1906-1907
Иван Шишкин «Солнце в лесу»
Пейзаж «Солнце в лесу» написан Иваном Ивановичем Шишкиным (1832-1898) в 1895 году. Это работа уже состоявшегося мастера, признанного живописца и профессора Академии художеств. В картине мы видим два основных мотива, характерных для творчества художника – могучие деревья и уходящая вдаль дорога.
Иван Крамской говорил про Шишкина «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему: это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Поэтому так интересно разглядывать хорошо прописанные детали на картинах Шишкина. Это и корни деревьев.
И кроны сосен, взмывающие в облака.
По теням от деревьев можно догадаться, что художник изобразил на картине летний полдень. А мягкий солнечный свет, пробивающийся через густые кроны, так и зовет на лесную прогулку.
И опять вспоминаются строки Бунина:
Иван Бунин
Детство
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
1906
Юлий Клевер «Зимний вечер»
От летнего пейзажа переходим к зимнему. Юлий Юльевич Клевер (1850-1924) своё вдохновение находил в общении с природой. И в поиске новых впечатлений он в 1879 году посетил остров Нарген (сейчас – Найссаар) в Финском заливе, где очень уединено жили эстонские рыбаки.
Художника поразила суровая природа северного острова, и он запечатлел её необычную красоту на своих полотнах. Публика с восхищением встретила новые произведения художника, поэтому Клевер много раз возвращался к этим образам.
Сложно сказать, когда была написана работа «Зимний вечер» из собрания Краснодарского музея. В некоторых источниках указывают 1906 год. Но известно, что Федор Коваленко приобрел эту картину в художественном магазине Альфонса Тренти в 1903 году. В самом музее год создания на табличке не указан. Также существует другой «Зимний вечер» с аналогичным сюжетом, датированный 1894 годом, в Липецком областном краеведческом музее, он решен в более светлых тонах. Скорей всего в Краснодаре хранится его более поздний повтор, но всё же написанный до 1903 года.
И хорошо передает настроение вечернего пейзажа отрывок из стихотворения Андрея Белого (Борис Николаевич Бугаев, 1880-1934):
Андрей Белый
Зима (отрывок)
…
В темнеющее поле прыснет
Вечерний, первый огонек;
И над деревнею повиснет
В багровом западе дымок;
Багровый холод небосклона;
Багровый отблеск на реке...
Лениво каркнула ворона;
Бубенчик звякнул вдалеке.
…
Виктор Борисов-Мусатов «Усадьба»
Картина «Усадьба» была написана Виктором Эльпидифоровичем Борисовым-Мусатовым (1870-1905) в имении Зубриловка Саратовской Губернии, куда он приехал по приглашению своей приятельницы Л.П. Захаровой, отец которой был управляющим в этом старинном особняке Голицыных-Прозоровских. Владельцы редко здесь бывали, и усадьба приходила в упадок, а для художника она стала источником вдохновения. Здесь он написал свои знаменитые работы «Водоем» и «Призраки».
В Зубриловке художник встретился после нескольких лет разлуки со своей сокурсницей и бывшей возлюбленной художницей – Еленой Александровой. Осенью 1902 года они поженились. И картина «Усадьба» была подарена молодой супруге, о чем свидетельствует надпись в левом нижнем углу: «В знак родственной дружбы Лелечке от Виктора М 1902 декабрь Саратов».
А строки-воспоминания Петра Андреевича Вяземского (1792-1878), проникнутые ностальгией о его родном имении Остафьево, наполнят пейзаж Борисова-Мусатова поэзией:
Петр Вяземский
Приветствую тебя, в минувшем молодея… (отрывок)
…
Вдоль блещущих столбов прозрачной колоннады
Задумчиво брожу, предавшись весь мечтам;
И зыбко тень моя ложится по плитам –
И с нею прошлых лет и милых поколений
Из глубины ночной выглядывают тени.
Я вопрошаю их, прислушиваюсь к ним –
И в сердце отзыв есть приветам их родным.
…
1857
Александр Киселев «Дача в Крыму»
Следующий пейзаж, который привлекает внимание своим солнечным светом и лиричным настроением, – работа Александра Александровича Киселева (1838-1911) «Дача в Крыму». Она была создана в 1906 году. К этому времени художник уже был признанным мастером, руководил пейзажной мастерской в Петербургской Академии художеств и имел дачу в Туапсе. При этом продолжал много путешествовать в поисках новых мотивов для своих произведений.
От картины «Дача в Крыму» исходит спокойствие и умиротворение, художнику удалось передать гармоничное сосуществование человека и природы.
Известно, что основатель галереи Федор Коваленко купил эту картину в Итальянском художественном магазине Альфонса Тренти в 1906 году.
Когда речь заходит о Крыме и дачах, вспоминается Максимилиан Александрович Волошин (1877-1932). Ведь именно его родители – доктор Павел Павлович фон Теш и Елена Оттобальдовна Кириенко – стали первыми крымскими дачниками, купившими участок земли в Феодосийском уезде Таврической губернии у Эдуарда Юнге – основателя дачного поселка Коктебель. И, конечно у Волошина есть стихи, посвященные этому месту:
Максимилиан Волошин
В Коктебеле
Тут хорошо. Спокойно, безучастно,
Без бури и тревог тут жизнь моя течет.
Тут воздух вечно чист, тут небо вечно ясно,
И море синее волной не шелохнет.
Тут в красоте своей спокойны вечно горы,
И дали синева прозрачна и ясна,
И всё кругом так чудно нежит взоры,
И жизнь тут так дивно хороша.
Июнь 1893
Александр Головин «Эскиз декорации к опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов»
Интересен и эскиз к декорации для первого акта оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» – «Кремлевская площадь», созданный Александром Яковлевичем Головиным (1863-1930) для организованных Сергеем Дягилевым «Русских сезонов» в Париже.
Премьерой оперы «Борис Годунов» на сцене парижской Гранд-опера открылись 19 мая 1908 года «Русские сезоны». Сергей Дягилев писал: «Париж был потрясен. Публика в холодной нарядной опере переродилась: люди взбирались на кресла, в исступлении кричали, стучали, махали платками, не было следа в сдержанно-европейском восторге. Европа приняла в себя, впитала Мусоргского, его «Бориса Годунова». Немалая заслуга в таком успехе принадлежала и художникам-декораторам.
Ну а поэтическим сопровождением будет партия Бориса, которую со всей своей потрясающей мощью исполнил Федор Шаляпин. Кстати, костюм для этой роли тоже был создан Головиным.
Борис Годунов
Опера в четырёх действиях с прологом
Либретто М. П. Мусоргского
БОРИС
(с паперти)
Скорбит душа.
Какой-то страх невольный
зловещим предчувствием сковал мне сердце.
О праведник, о мой отец державный!
Воззри с небес на слёзы верных слуг
и ниспошли ты мне священное
на власть благословенье:
да буду благ и праведен, как ты;
да в славе правлю свой народ…
Станислав Жуковский «Интерьер»
Не обошелся «Зал рубежа XIX – XX веков» и без работы Станислава Юлиановича Жуковского (1873-1944). Его чудесный весенний «Интерьер» вобрал всё лучшее из творчества художника. Тут и солнечный пейзаж за окном, и первоцветы на подоконнике, и нарядное убранство комнат дворянской усадьбы.
В 1917 году художник еще продолжал писать интерьеры известных усадеб, он работал и в Рождествено, и начиная с лета в Кусково. Но печать уходящей натуры уже стала появляться в его картинах.
«Я большой любитель старины, в особенности, пушкинского времени..., но как мало истинно культурных и тонких людей, умеющих ценить эту святыню, не превращающих их (памятники того времени) в фабрики, а парки, где гулял Евгений Онегин – во дрова», – говорил Станислава Жуковский.
А раз художник вспоминал усадьбу Евгения Онегина, то и мы обратимся к Александру Сергеевичу Пушкину (1799-1837) и тому, как он описывал интерьеры онегинского дома:
Александр Пушкин
Евгений Онегин, Глава вторая (отрывок)
…
Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины.
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах.
Все это ныне обветшало,
Не знаю, право, почему;
Да, впрочем, другу моему
В том нужды было очень мало,
Затем, что он равно зевал
Средь модных и старинных зал.
…
Сергей Виноградов «Ай-Петри»
И опять мы переносимся в Крым. И поможет нам в этом Сергей Арсеньевич Виноградов (1869–1938). В 1915-1917 годах художник часто приезжал в гости к своему другу Константину Коровину. Здесь у него на даче в Гурзуфе Виноградов не только отдыхал, но и много работал. В поездках художника сопровождала будущая супруга Ирина Войцеховская, она позировала ему для многих работ, но и чистые крымские пейзажи наполнены солнцем и радостным настроением.
Также известно, что Виноградов останавливался в Алупке. Скорей всего улочки Алупки он и изобразил в своей работе «Ай-Петри».
А Александр Степанович Рославлев (1883-1920) в своих стихах прославил горделивые вершины крымских гор.
/По странному стечению обстоятельств поэт умер от тифа в 1920 году в Екатеринодаре, как и основатель галереи /
Александр Рославлев
Ай-Петри (отрывок)
…
Как будто отлитый из бронзы
Вознесши строгие зубцы,
Глядел Ай-Петри величаво,
Вниз на дворцы.
<…>
Тропа вилась все круче, круче,
Все боле ширился простор
И упивался высотою
Блуждавший взор.
1912
Борис Кустодиев «Елочный торг»
Также в экспозиции Краснодарского краевого художественного музея можно увидеть знаменитую картину Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927) «Елочный торг». Написанная во время гражданской войны она стала отголоском прошлой мирной жизни. Что бы ни происходило в окружающем мире художник продолжал изображать счастливую жизнь: праздники, гуляния, катания и народные развлечения.
На картине Кустодиев постарался передать чудесное настроение ожидания новогодних праздников. В работе много мелких деталей, которые хочется разглядывать. Вот нарядными елочками с огоньками любуется девчушка в красной шубке, сбежавшая от няни.
А вот ямщик, принарядивший свою лошадь, что-то обсуждает с купцом и его женой, одетой в лисьи меха.
И вся картина представляется словно кадр из фильма-сказки или фрагмент театральной постановки. Настолько всё нарядно и декоративно. Недаром Кустодиев сотрудничал с театрами, создавая декорации.
Ну и мы немного вернемся в новогоднюю сказку вместе с детским писателем Михаилом Давидовичем Ясновым (Гурвич, 1946-2020):
Михаил Яснов
Ёлочный базар
Ветер свищет, ветер пляшет
Над замёрзшею толпой.
Ёлка в клетке лапкой машет:
– Забери меня с собой!
Ёлке, маленькой и слабой,
Холод вроде нипочём…
Мы сюда приходим с папой,
Как в зелёный детский дом.
Отвели её в сторонку,
Чтоб не мёрзла на ветру.
Я колючую сестрёнку
Смело на руки беру.
Свищет ветер в снежном парке,
По сугробам – не пройдёшь…
Дома ёлку ждут подарки:
Фонари!
Хлопушки!
Дождь!
Вот такие Топ-10 картин я выделила для себя в музее. Но сверх этой десятки хочу вам показать ещё шикарный портрет, выполненный Валентином Александровичем Серовым (1865-1911) по заказу крупного фабриканта Николая Михайловича Красильщикова. «Портрет Елизаветы Алексеевны Красильщиковой» исполнен в редкой для этого жанра технике пастели. Пастель – это цветные мелки из красящего пигмента, спрессованные в виде палочек. Сыпучая краска может удерживаться только шероховатой поверхности, поэтому Серов использовал в своей работе искусственную замшу. Техника позволяет соединить возможности живописи и рисунка.
Пастель помогла художнику создать богатую колористическую гамму портрета. С помощью растушевки и нежных пятен пыли Серов сумел передать женственность и обаяние Елизаветы Красильщиковой.
Парадный портрет в полный рост супруги владельца текстильной мануфактуры украшал вестибюль особняка Красильщиковых в Москве на Моховой улице. Этот дом посещали многие известные люди, музыканты и художники. А Елизавета Красильщикова была очень привлекательной женщиной, пользующейся большим успехом в обществе, при этом она обладала своенравным и властным характером.
И тут хочется привести отрывок из цикла «Стихи о прекрасной даме» Александра Александровича Блока (1880-1921):
Александр Блок
Из цикла «Стихи о прекрасной даме» (отрывок)
Она стройна и высока,
Всегда надменна и сурова.
Я каждый день издалека
Следил за ней, на всё готовый.
Я знал часы, когда сойдёт
Она – и с нею отблеск шаткий.
И, как злодей, за поворот
Бежал за ней, играя в прятки.
…
И это лишь несколько картин из богатого собрания музея, в котором есть Зал древнерусского искусства, Зал XVIII века, Зал первой половины XIX века, Зал второй половины XIX века, Зал рубежа XIX — XX веков и Зал «Бубновый валет», а также устраиваются временные выставки.
Если будете в Краснодаре, посетите этот красивый особняк на пересечении улиц Красная и Советская (адрес: ул. Красная, д. 13) – не пожалеете.
С добром и любовью, ваша Света В.
Посмотреть, какие картины мне понравились в московском Музее русского импрессионизма, можно в статье:
И приглашаю всех поэтов и художников до 22 апреля оставлять свои произведения на тему мая в комментариях под закрепленной публикацией
Мой Телеграм-канал, где я выкладываю анонсы всех своих новых статей –