Найти в Дзене

Топ-10 картин из Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко

Оглавление

Если в городе есть картинная галерея или художественный музей, я туда отправляюсь в первую очередь. Поэтому приехав в Краснодар, я не могла не побывать в КРАЕВОМ художественном музее, да ещё обладающем богатой историей.

Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко

Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко

Музей носит имя его основателя – Федора Акимовича Коваленко (1866-1919). Экспозиция подробно знакомит с историей галереи и биографией её создателя.
Попробую рассказать основное коротко. Федор Коваленко в юности переехал с семьей в Екатеринодар (современный Краснодар). Молодой человек увлекался рисованием и страстно любил искусство. Его отец и братья занимались торговлей, а он работал приказчиком, а затем кассиром, и все свои деньги тратил на приобретение книг и художественных произведений. Его коллекция росла, и в 1890 году Коваленко открыл для посещения свою экспозицию в доме купца Пяткова, где снимал квартиру.
В 1903 году его собрание уже насчитывало 118 произведений, и он решил передать его в дар городу. «Вся мою коллекцию я приношу в дар городу Екатеринодару. Цель моя: сделать это посвящение не для личных моих выгод, а для общего блага», – написал он в своем заявлении.

Николай Харитонов. Портрет Ф.А. Коваленко. 1918. Холст, масло. 70 x 60. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко / Последний прижизненный портрет создателя картинной галереи. Художника Николая Васильевича Харитонова с Федором Коваленко связывали длительная переписка и дружба
Николай Харитонов. Портрет Ф.А. Коваленко. 1918. Холст, масло. 70 x 60. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко / Последний прижизненный портрет создателя картинной галереи. Художника Николая Васильевича Харитонова с Федором Коваленко связывали длительная переписка и дружба

Город этот «дар» принял, и 11 апреля 1904 года состоялось открытие Екатеринодарской городской картинной галереи на первом этаже здания Городской управы. Так что в этом году (2024-м) музей отпраздновал свой 120-й день рождения.

Надо также отметить, что Коваленко продолжал активно развивать свою галерею: переписывался со многими художниками, которые дарили свои картины, поддерживал связь с Академией художеств, устраивал выставки молодых художников. При галерее был организован рисовальный кружок, который позже стал Художественным училищем. Спустя три года после открытия, по решению городской думы и активном участии Коваленко, галерея переехала в новый особняк, принадлежащий инженеру путей сообщения Батырбеку Шарданову. Здесь она располагается и до сих пор.

Внутри художественного музея имени Ф.А. Коваленко
Внутри художественного музея имени Ф.А. Коваленко

После революции Коваленко удалось спасти своё собрание от разграбления, получив «охранную грамоту». Но в 1919 году Федор Акимович Коваленко умер от тифа. Тем не менее музей сумели сохранить, и после окончательного установления Советской власти на Кубани в 1920 году галерея была национализирована. Благодаря замечательным людям, которые руководили музеем, его собрание продолжало пополняться.

И сейчас Фонд музея насчитывает около 13 000 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Предлагаю вам заглянуть в залы музея и посмотреть, какие произведения я выбрала для своего топ-10.

Как я выбираю свои Топ-10 картин?
Исключительно основываясь на своем субъективном мнении. Каждый раз, когда я бываю в каком-нибудь художественном музее, я задаю себе вопрос: какую картину я готова повесить в своем доме, рядом с каким произведением я хотела бы жить. Чаще всего бывает очень трудно выбрать десять работ, и тогда я выбираю лучшие из лучших – те, которые дают пищу для чувств и разума.
И обычно – это пейзажи или цветочные композиции, потому что жить рядом с чужими портретами мне очень сложно. Но в какой-то момент я подумала: а если бы у меня была галерея? Какую бы картину я готова была поместить в свой собственный музей? И тогда круг отобранных произведений можно расширить.

Давайте знакомиться с моим выбором. И как обычно, звучания картинам добавят поэтические строчки. Те, которые ассоциируются с художественным произведением.

Произведения располагаю в хронологическом порядке, по дате их создания, не присуждая им какого-либо места.

Василий Поленов «Ока»

Судьба знаменитого художника и удивительного человека Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927) оказалась тесно связана с Окой. Ведь именно на высоком берегу этой реки была расположена его любимая усадьба Борок, в которой он провел самые счастливые годы своей жизни. Но картина «Ока» из собрания галереи написана за несколько лет до приобретения им своей земли возле Тарусы. Эту работу художник создал в одну из своих поездок в Тульскую губернию.

Василий Поленов. Ока. 1883. Холст, масло/ Фото из музея
Василий Поленов. Ока. 1883. Холст, масло/ Фото из музея

Пейзаж «Ока» был подарен родному городу вместе со всей личной коллекцией академиком Леонидом Ильичевым в 1985 году.

Василий Поленов. Ока. 1883. Холст, масло. 61,5 x 105,4. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Василий Поленов. Ока. 1883. Холст, масло. 61,5 x 105,4. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко

С легкой руки Василия Дмитриевича в Тарусу, ставшую «русским Барбизоном», стала приезжать творческая интеллигенция. Художники, скульпторы, музыканты, писатели и поэты вдохновлялись местными красотами. И, глядя на изображение Оки, вспоминаются строки Беллы Ахатовны Ахмадулиной (1937-2010):

Белла Ахмадулина
Препирательства и примирения (отрывок)

Вниз, к Оке, упадая сквозь лес,
первоцвет упасая от следа.
Этот, в дрожь повергающий, блеск
мной воспет и добыт из-под снега.
– Я вернулась, Ока! – Ну, так что ж, –
отвечало Оки выраженье. –
Этот блеск, повергающий в дрожь,
не твое, а мое достиженье.
– Но не я ли сподвижник твоих
льда недвижного и ледохода?
– Ты не ведаешь, что говоришь.
Ты жива и еще не природа.
– Я всю зиму хранила тебя,
словно берег твой третий и тайный.
– Я не знаю тебя. Я текла
самовластно, прохожий случайный.
– Я лишь третьего дня над Курой
без твоих тосковала излучин.
– Кто теплынью отчизны второй
обольщен – пусть уходит, он скучен.

Исаак Левитан «Берег моря»

Следующая работа, мимо которой я не смогла пройти равнодушно, – это этюд Исаака Ильича Левитана (1860-1900), написанный им во время путешествия в Крым весной 1886 года. Перед этой поездкой Левитан вместо диплома художника получил в училище диплом учителя чистописания. И Крым должен был не только поправить физическое здоровье художника, но и залечить его душевные раны. И поначалу Левитан был в восторге от ярких южных красок, но вскоре заскучал по «милому северу» и сбежал на родину. При этом за полтора-два месяца он успел написать около пятидесяти этюдов.

Исаак Левитан. Берег моря. 1886. Холст, масло/ Фото из музея
Исаак Левитан. Берег моря. 1886. Холст, масло/ Фото из музея

Михаил Нестеров писал в своих воспоминаниях: «Вернувшись в Москву, Левитан поставил свои крымские этюды на Периодическую выставку, в то время наиболее популярную после Передвижной. Этюды были раскуплены в первые же дни…».
Вот и этюд
«Берег моря» был продан в частную коллекцию, а в Краснодарский музей он поступил в 1947 году из Государственной закупочной комиссии.

Исаак Левитан. Берег моря. 1886. Холст, масло. 31,5 x 41,5. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Исаак Левитан. Берег моря. 1886. Холст, масло. 31,5 x 41,5. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко

А Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) любил Крым, часто там бывал, встречался там с Чеховым и Куприным, посвящал полуострову стихи и позже, в эмиграции, вспоминал Ялту и Гурзуф в своих рассказах. Вот и мы перед картиной Левитана вспомним его небольшое стихотворение:

Иван Бунин
Вдоль этих плоских знойных берегов

Вдоль этих плоских знойных берегов
Лежат пески, торчат кусты дзарига.
И моря пышноцветное индиго
Равниною глядит из-за песков.

Нет даже чаек. Слабо проползает
Шуршащий краб. Желтеют кости рыб.
И берегов краснеющий изгиб
В лиловых полутонах исчезает.
1906-1907

Иван Шишкин «Солнце в лесу»

Пейзаж «Солнце в лесу» написан Иваном Ивановичем Шишкиным (1832-1898) в 1895 году. Это работа уже состоявшегося мастера, признанного живописца и профессора Академии художеств. В картине мы видим два основных мотива, характерных для творчества художника – могучие деревья и уходящая вдаль дорога.

Иван Шишкин. Солнце в лесу. 1895. Холст, масло/ Фото из музея
Иван Шишкин. Солнце в лесу. 1895. Холст, масло/ Фото из музея

Иван Крамской говорил про Шишкина «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему: это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Поэтому так интересно разглядывать хорошо прописанные детали на картинах Шишкина. Это и корни деревьев.

Фрагмент картины Ивана Шишкина «Солнце в лесу» / Фото из музея
Фрагмент картины Ивана Шишкина «Солнце в лесу» / Фото из музея

И кроны сосен, взмывающие в облака.

Фрагмент картины Ивана Шишкина «Солнце в лесу» / Фото из музея
Фрагмент картины Ивана Шишкина «Солнце в лесу» / Фото из музея

По теням от деревьев можно догадаться, что художник изобразил на картине летний полдень. А мягкий солнечный свет, пробивающийся через густые кроны, так и зовет на лесную прогулку.

Иван Шишкин. Солнце в лесу. 1895. Холст, масло. 106 х 71. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Иван Шишкин. Солнце в лесу. 1895. Холст, масло. 106 х 71. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко

И опять вспоминаются строки Бунина:

Иван Бунин
Детство

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
1906


Юлий Клевер «Зимний вечер»

От летнего пейзажа переходим к зимнему. Юлий Юльевич Клевер (1850-1924) своё вдохновение находил в общении с природой. И в поиске новых впечатлений он в 1879 году посетил остров Нарген (сейчас – Найссаар) в Финском заливе, где очень уединено жили эстонские рыбаки.

Юлий Клевер. Зимний вечер. Холст, масло / Фото из музея
Юлий Клевер. Зимний вечер. Холст, масло / Фото из музея

Художника поразила суровая природа северного острова, и он запечатлел её необычную красоту на своих полотнах. Публика с восхищением встретила новые произведения художника, поэтому Клевер много раз возвращался к этим образам.

Фрагмент картины Юлия Клевера «Зимний вечер» / Фото из музея
Фрагмент картины Юлия Клевера «Зимний вечер» / Фото из музея

Сложно сказать, когда была написана работа «Зимний вечер» из собрания Краснодарского музея. В некоторых источниках указывают 1906 год. Но известно, что Федор Коваленко приобрел эту картину в художественном магазине Альфонса Тренти в 1903 году. В самом музее год создания на табличке не указан. Также существует другой «Зимний вечер» с аналогичным сюжетом, датированный 1894 годом, в Липецком областном краеведческом музее, он решен в более светлых тонах. Скорей всего в Краснодаре хранится его более поздний повтор, но всё же написанный до 1903 года.

Юлий Клевер. Зимний вечер. Холст, масло. 50,5 x 71. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Юлий Клевер. Зимний вечер. Холст, масло. 50,5 x 71. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко

И хорошо передает настроение вечернего пейзажа отрывок из стихотворения Андрея Белого (Борис Николаевич Бугаев, 1880-1934):

Андрей Белый
Зима (отрывок)


В темнеющее поле прыснет
Вечерний, первый огонек;
И над деревнею повиснет
В багровом западе дымок;
Багровый холод небосклона;
Багровый отблеск на реке...
Лениво каркнула ворона;
Бубенчик звякнул вдалеке.

Виктор Борисов-Мусатов «Усадьба»

Картина «Усадьба» была написана Виктором Эльпидифоровичем Борисовым-Мусатовым (1870-1905) в имении Зубриловка Саратовской Губернии, куда он приехал по приглашению своей приятельницы Л.П. Захаровой, отец которой был управляющим в этом старинном особняке Голицыных-Прозоровских. Владельцы редко здесь бывали, и усадьба приходила в упадок, а для художника она стала источником вдохновения. Здесь он написал свои знаменитые работы «Водоем» и «Призраки».

Виктор Борисов-Мусатов. Усадьба. 1902. Холст, масло / Фото из музея
Виктор Борисов-Мусатов. Усадьба. 1902. Холст, масло / Фото из музея

В Зубриловке художник встретился после нескольких лет разлуки со своей сокурсницей и бывшей возлюбленной художницей – Еленой Александровой. Осенью 1902 года они поженились. И картина «Усадьба» была подарена молодой супруге, о чем свидетельствует надпись в левом нижнем углу: «В знак родственной дружбы Лелечке от Виктора М 1902 декабрь Саратов».

Виктор Борисов-Мусатов. Усадьба. 1902. Холст, масло. 65 x 59. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Виктор Борисов-Мусатов. Усадьба. 1902. Холст, масло. 65 x 59. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко

А строки-воспоминания Петра Андреевича Вяземского (1792-1878), проникнутые ностальгией о его родном имении Остафьево, наполнят пейзаж Борисова-Мусатова поэзией:

Петр Вяземский
Приветствую тебя, в минувшем молодея… (отрывок)


Вдоль блещущих столбов прозрачной колоннады
Задумчиво брожу, предавшись весь мечтам;
И зыбко тень моя ложится по плитам –
И с нею прошлых лет и милых поколений
Из глубины ночной выглядывают тени.
Я вопрошаю их, прислушиваюсь к ним –
И в сердце отзыв есть приветам их родным.

1857

Александр Киселев «Дача в Крыму»

Следующий пейзаж, который привлекает внимание своим солнечным светом и лиричным настроением, – работа Александра Александровича Киселева (1838-1911) «Дача в Крыму». Она была создана в 1906 году. К этому времени художник уже был признанным мастером, руководил пейзажной мастерской в Петербургской Академии художеств и имел дачу в Туапсе. При этом продолжал много путешествовать в поисках новых мотивов для своих произведений.

Александр Киселев. Дача в Крыму. 1906. Холст, масло / Фото из музея
Александр Киселев. Дача в Крыму. 1906. Холст, масло / Фото из музея

От картины «Дача в Крыму» исходит спокойствие и умиротворение, художнику удалось передать гармоничное сосуществование человека и природы.

Фрагмент картины Александра Киселева «Дача в Крыму» / Фото из музея
Фрагмент картины Александра Киселева «Дача в Крыму» / Фото из музея

Известно, что основатель галереи Федор Коваленко купил эту картину в Итальянском художественном магазине Альфонса Тренти в 1906 году.

Александр Киселев. Дача в Крыму. 1906. Холст, масло. 58 x 90. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Александр Киселев. Дача в Крыму. 1906. Холст, масло. 58 x 90. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко

Когда речь заходит о Крыме и дачах, вспоминается Максимилиан Александрович Волошин (1877-1932). Ведь именно его родители – доктор Павел Павлович фон Теш и Елена Оттобальдовна Кириенко – стали первыми крымскими дачниками, купившими участок земли в Феодосийском уезде Таврической губернии у Эдуарда Юнге – основателя дачного поселка Коктебель. И, конечно у Волошина есть стихи, посвященные этому месту:

Максимилиан Волошин
В Коктебеле

Тут хорошо. Спокойно, безучастно,
Без бури и тревог тут жизнь моя течет.
Тут воздух вечно чист, тут небо вечно ясно,
И море синее волной не шелохнет.
Тут в красоте своей спокойны вечно горы,
И дали синева прозрачна и ясна,
И всё кругом так чудно нежит взоры,
И жизнь тут так дивно хороша.
Июнь 1893

Александр Головин «Эскиз декорации к опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов»

Интересен и эскиз к декорации для первого акта оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» – «Кремлевская площадь», созданный Александром Яковлевичем Головиным (1863-1930) для организованных Сергеем Дягилевым «Русских сезонов» в Париже.

Александр Головин. Эскиз декорации к опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». 1908. Бумага, темпера / Фото из музея
Александр Головин. Эскиз декорации к опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». 1908. Бумага, темпера / Фото из музея

Премьерой оперы «Борис Годунов» на сцене парижской Гранд-опера открылись 19 мая 1908 года «Русские сезоны». Сергей Дягилев писал: «Париж был потрясен. Публика в холодной нарядной опере переродилась: люди взбирались на кресла, в исступлении кричали, стучали, махали платками, не было следа в сдержанно-европейском восторге. Европа приняла в себя, впитала Мусоргского, его «Бориса Годунова». Немалая заслуга в таком успехе принадлежала и художникам-декораторам.

Александр Головин. Эскиз декорации к опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». 1908. Бумага, темпера. 52 x 65. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Александр Головин. Эскиз декорации к опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». 1908. Бумага, темпера. 52 x 65. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко

Ну а поэтическим сопровождением будет партия Бориса, которую со всей своей потрясающей мощью исполнил Федор Шаляпин. Кстати, костюм для этой роли тоже был создан Головиным.

Борис Годунов
Опера в четырёх действиях с прологом
Либретто М. П. Мусоргского

БОРИС
(с паперти)
Скорбит душа.
Какой-то страх невольный
зловещим предчувствием сковал мне сердце.
О праведник, о мой отец державный!
Воззри с небес на слёзы верных слуг
и ниспошли ты мне священное
на власть благословенье:
да буду благ и праведен, как ты;
да в славе правлю свой народ…

Станислав Жуковский «Интерьер»

Не обошелся «Зал рубежа XIX – XX веков» и без работы Станислава Юлиановича Жуковского (1873-1944). Его чудесный весенний «Интерьер» вобрал всё лучшее из творчества художника. Тут и солнечный пейзаж за окном, и первоцветы на подоконнике, и нарядное убранство комнат дворянской усадьбы.

Станислав Жуковский. Интерьер. 1917. Холст, масло / Фото из музея
Станислав Жуковский. Интерьер. 1917. Холст, масло / Фото из музея

В 1917 году художник еще продолжал писать интерьеры известных усадеб, он работал и в Рождествено, и начиная с лета в Кусково. Но печать уходящей натуры уже стала появляться в его картинах.
«Я большой любитель старины, в особенности, пушкинского времени..., но как мало истинно культурных и тонких людей, умеющих ценить эту святыню, не превращающих их (памятники того времени) в фабрики, а парки, где гулял Евгений Онегин – во дрова», – говорил Станислава Жуковский.

Станислав Жуковский. Интерьер. 1917. Холст, масло. 81 x 108. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Станислав Жуковский. Интерьер. 1917. Холст, масло. 81 x 108. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко

А раз художник вспоминал усадьбу Евгения Онегина, то и мы обратимся к Александру Сергеевичу Пушкину (1799-1837) и тому, как он описывал интерьеры онегинского дома:

Александр Пушкин
Евгений Онегин, Глава вторая (отрывок)


Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины.
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах.
Все это ныне обветшало,
Не знаю, право, почему;
Да, впрочем, другу моему
В том нужды было очень мало,
Затем, что он равно зевал
Средь модных и старинных зал.


Сергей Виноградов «Ай-Петри»

И опять мы переносимся в Крым. И поможет нам в этом Сергей Арсеньевич Виноградов (1869–1938). В 1915-1917 годах художник часто приезжал в гости к своему другу Константину Коровину. Здесь у него на даче в Гурзуфе Виноградов не только отдыхал, но и много работал. В поездках художника сопровождала будущая супруга Ирина Войцеховская, она позировала ему для многих работ, но и чистые крымские пейзажи наполнены солнцем и радостным настроением.

Сергей Виноградов. Ай-Петри. 1917. Холст, масло / Фото из музея
Сергей Виноградов. Ай-Петри. 1917. Холст, масло / Фото из музея

Также известно, что Виноградов останавливался в Алупке. Скорей всего улочки Алупки он и изобразил в своей работе «Ай-Петри».

Сергей Виноградов. Ай-Петри. 1917. Холст, масло. 79 х 101. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Сергей Виноградов. Ай-Петри. 1917. Холст, масло. 79 х 101. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко

А Александр Степанович Рославлев (1883-1920) в своих стихах прославил горделивые вершины крымских гор.
/По странному стечению обстоятельств поэт умер от тифа в 1920 году в Екатеринодаре, как и основатель галереи /

Александр Рославлев
Ай-Петри (отрывок)


Как будто отлитый из бронзы
Вознесши строгие зубцы,
Глядел Ай-Петри величаво,
Вниз на дворцы.
<…>
Тропа вилась все круче, круче,
Все боле ширился простор
И упивался высотою
Блуждавший взор.
1912


Борис Кустодиев «Елочный торг»

Также в экспозиции Краснодарского краевого художественного музея можно увидеть знаменитую картину Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927) «Елочный торг». Написанная во время гражданской войны она стала отголоском прошлой мирной жизни. Что бы ни происходило в окружающем мире художник продолжал изображать счастливую жизнь: праздники, гуляния, катания и народные развлечения.

Борис Кустодиев. Елочный торг. 1918. Холст, масло / Фото из музея
Борис Кустодиев. Елочный торг. 1918. Холст, масло / Фото из музея

На картине Кустодиев постарался передать чудесное настроение ожидания новогодних праздников. В работе много мелких деталей, которые хочется разглядывать. Вот нарядными елочками с огоньками любуется девчушка в красной шубке, сбежавшая от няни.

Фрагмент картины Бориса Кустодиева «Елочный торг» / Фото из музея
Фрагмент картины Бориса Кустодиева «Елочный торг» / Фото из музея

А вот ямщик, принарядивший свою лошадь, что-то обсуждает с купцом и его женой, одетой в лисьи меха.

Фрагмент картины Бориса Кустодиева «Елочный торг» / Фото из музея
Фрагмент картины Бориса Кустодиева «Елочный торг» / Фото из музея

И вся картина представляется словно кадр из фильма-сказки или фрагмент театральной постановки. Настолько всё нарядно и декоративно. Недаром Кустодиев сотрудничал с театрами, создавая декорации.

Борис Кустодиев. Елочный торг. 1918. Холст, масло. 98 x 98. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Борис Кустодиев. Елочный торг. 1918. Холст, масло. 98 x 98. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко

Ну и мы немного вернемся в новогоднюю сказку вместе с детским писателем Михаилом Давидовичем Ясновым (Гурвич, 1946-2020):

Михаил Яснов
Ёлочный базар

Ветер свищет, ветер пляшет
Над замёрзшею толпой.
Ёлка в клетке лапкой машет:
– Забери меня с собой!
Ёлке, маленькой и слабой,
Холод вроде нипочём…
Мы сюда приходим с папой,
Как в зелёный детский дом.
Отвели её в сторонку,
Чтоб не мёрзла на ветру.
Я колючую сестрёнку
Смело на руки беру.
Свищет ветер в снежном парке,
По сугробам – не пройдёшь…
Дома ёлку ждут подарки:
Фонари!
Хлопушки!
Дождь!


Вот такие Топ-10 картин я выделила для себя в музее. Но сверх этой десятки хочу вам показать ещё шикарный портрет, выполненный
Валентином Александровичем Серовым (1865-1911) по заказу крупного фабриканта Николая Михайловича Красильщикова. «Портрет Елизаветы Алексеевны Красильщиковой» исполнен в редкой для этого жанра технике пастели. Пастель – это цветные мелки из красящего пигмента, спрессованные в виде палочек. Сыпучая краска может удерживаться только шероховатой поверхности, поэтому Серов использовал в своей работе искусственную замшу. Техника позволяет соединить возможности живописи и рисунка.

Валентин Серов. Портрет Елизаветы Алексеевны Красильщиковой. 1906. Замша, пастель / Фото из музея
Валентин Серов. Портрет Елизаветы Алексеевны Красильщиковой. 1906. Замша, пастель / Фото из музея

Пастель помогла художнику создать богатую колористическую гамму портрета. С помощью растушевки и нежных пятен пыли Серов сумел передать женственность и обаяние Елизаветы Красильщиковой.

Фрагмент картины Валентина Серова «Портрет Елизаветы Алексеевны Красильщиковой» / Фото из музея
Фрагмент картины Валентина Серова «Портрет Елизаветы Алексеевны Красильщиковой» / Фото из музея

Парадный портрет в полный рост супруги владельца текстильной мануфактуры украшал вестибюль особняка Красильщиковых в Москве на Моховой улице. Этот дом посещали многие известные люди, музыканты и художники. А Елизавета Красильщикова была очень привлекательной женщиной, пользующейся большим успехом в обществе, при этом она обладала своенравным и властным характером.

Валентин Серов. Портрет Елизаветы Алексеевны Красильщиковой. 1906. Замша, пастель. 223 x 100. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Валентин Серов. Портрет Елизаветы Алексеевны Красильщиковой. 1906. Замша, пастель. 223 x 100. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко

И тут хочется привести отрывок из цикла «Стихи о прекрасной даме» Александра Александровича Блока (1880-1921):

Александр Блок
Из цикла «Стихи о прекрасной даме» (отрывок)

Она стройна и высока,
Всегда надменна и сурова.
Я каждый день издалека
Следил за ней, на всё готовый.
Я знал часы, когда сойдёт
Она – и с нею отблеск шаткий.
И, как злодей, за поворот
Бежал за ней, играя в прятки.


И это лишь несколько картин из богатого собрания музея, в котором есть Зал древнерусского искусства, Зал XVIII века, Зал первой половины XIX века, Зал второй половины XIX века, Зал рубежа XIX — XX веков и Зал «Бубновый валет», а также устраиваются временные выставки.

-33

Если будете в Краснодаре, посетите этот красивый особняк на пересечении улиц Красная и Советская (адрес: ул. Красная, д. 13) – не пожалеете.

С добром и любовью, ваша Света В.

Посмотреть, какие картины мне понравились в московском Музее русского импрессионизма, можно в статье:

И приглашаю всех поэтов и художников до 22 апреля оставлять свои произведения на тему мая в комментариях под закрепленной публикацией

Мой Телеграм-канал, где я выкладываю анонсы всех своих новых статей –

Света В Литературе и Искусстве