Найти в Дзене

Музей русского импрессионизма. Топ-10 картин из постоянной экспозиции музея

Картины-впечатления, рассказ про музей и немного поэзии – всё как мы любим.
В начале этого года я открыла для себя новую картинную галерею в Москве. Это молодой частный музей, созданный на территории культурно-делового комплекса «Большевик» в здании бывшего склада кондитерской фабрики. И называется он
Музей русского импрессионизма.

Музей русского импрессионизма
Музей русского импрессионизма

Это очень современный музей, который создавался в соответствии со всеми международными музейными нормами. Здесь постарались предусмотреть всё так, чтобы посещение музея доставляло удовольствие. В музее проходят мастер-классы и экскурсии для детей и взрослых. Мы наблюдали, как дети располагались на разноцветных подушках на полу перед картинами и создавали свои «шедевры» по заданию ведущей.
Есть большие лифты, кафе, удобные интерактивные пространства и сувенирный магазин. Кстати, название магазина «Серовин и Коров» напоминает нам о двух основоположниках русского импрессионизма – художниках Валентине Серове и Константине Коровине. Такое прозвище им дали в Абрамцеве за их неразрывную дружбу.
В музее каждый год проводятся три большие и интересные временные выставки, посвященные разным направлениям и течениям в искусстве конца ХIХ – начала ХХ века.

А на втором этаже музея расположилась постоянная экспозиция, про которую я и хочу сегодня немного рассказать. В ней представлены картины из коллекции музея, написанные русскими художниками в технике импрессионизма.

Постоянная экспозиция. Фото из музея
Постоянная экспозиция. Фото из музея

В музее всё делают для того, чтобы посетителям с особенностями тоже было комфортно и интересно: организована безбарьерная среда, есть бесплатный видеогид на языке жестов, а также тактильные станции, которые предназначены для слабовидящих посетителей.

Тактильная станция. Фото из музея
Тактильная станция. Фото из музея

Для усиления впечатления от картины для некоторых работ созданы специальные ароматы и музыкальные композиции, в которых использованы не только музыкальные инструменты, но и звуки природы, голоса людей, звон колоколов, тиканье часов и тп.

Колба с ароматом. Фото из музея
Колба с ароматом. Фото из музея

А я решила к отобранным для вас картинам добавить, как обычно, немного поэтических строк.

Как я выбирала свои топ-10 картин?
Исключительно основываясь на своем субъективном мнении. Каждый раз, когда я бываю в каком-нибудь художественном музее, я задаю себе вопрос: какую картину я готова повесить в своем доме, рядом с каким произведением я хотела бы жить. Чаще всего бывает очень трудно выбрать десять работ, и тогда я выбираю лучшие из лучших – те, которые дают пищу для чувств и разума.

Надо сказать, что постоянная экспозиция в музее тоже меняется: какие-то работы отправляются на выставку, а какие-то отдыхают в хранилище. Поэтому свой выбор я делала из того, что было представлено в момент моего посещения. И я не буду присуждать места работам, так как это совершенно невозможно: все они хороши по-своему.

И начну свой рассказ с работы, которая сразу бросается в глаза. И не только благодаря своим размерам, но и потому, что она удивительно хороша.

Картина Николая Богданова-Бельского «Лето». Фото из музея
Картина Николая Богданова-Бельского «Лето». Фото из музея

Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945) очень любил изображать в своих работах детей. Для художника характерна реалистическая манера письма и почти фотографическая точность прописывания всех деталей. Поэтому так удивительно видеть его произведение «Лето», которое передает нам его восхищение от созерцания прекрасного летнего утра.

Николай Богданов-Бельский. Лето. 1911. Холст, Масло. 165.2 х 117.2. Музей русского импрессионизма
Николай Богданов-Бельский. Лето. 1911. Холст, Масло. 165.2 х 117.2. Музей русского импрессионизма

Игра света и цвета, желание запечатлеть прекрасный момент, радость от гармоничного сосуществования природы и человека – всё это сближает его картину с работами импрессионистов.
Художник очень любил проводить летние месяцы в имении села Островно на берегу озера Удомля. Здесь он отдыхал от многочисленных портретов, которые выполнял на заказ для заработка. На природе он пишет то, что близко его душе: деревенских ребятишек, красоту русской природы и счастливые моменты жизни.
Размер картины позволяет буквально очутиться внутри этой комнаты, рассмотреть обивку стула, букет в вазе, кошку на подоконнике.

Фрагмент картины Николая Богданова-Бельского «Лето». Фото из музея
Фрагмент картины Николая Богданова-Бельского «Лето». Фото из музея

А выглянув в окно, можем увидеть и прекрасный утренний пейзаж, и статую в парке, и девочку на скамейке.

Рано утром под окном,
Подпершися локотком,
Дочка царская сидела,
Вдаль задумчиво глядела;
И порою, как алмаз,
Слезка капала из глаз.
А пред ней ширинкой чудной
Луг пестрелся изумрудный,
А по лугу ручеек
Серебристой лентой тек... – Пётр Ершов

Фрагмент картины Николая Богданова-Бельского «Лето». Фото из музея
Фрагмент картины Николая Богданова-Бельского «Лето». Фото из музея

Рядом с картиной Богданова-Бельского представлена работа его товарища, также любившего писать на пленэре рядом с озером Удомля в Тверской губернии, – Станислава Юлиановича Жуковского (1873-1944). В своих лирических пейзажах 1910-х годов художник активно использовал импрессионистический мазок, что делало его картины живыми и очень правдиво передающими состояние природы в разных её проявлениях.

Как написал искусствовед В.М. Лобанов: «… сохраняя традиции передвижнического пейзажа, Жуковский смело и решительно пользовался всеми красочными, световоздушными и пространственными открытиями новой европейской живописи».

Картина Станислава Жуковского «Осенний лес». Фото из музея
Картина Станислава Жуковского «Осенний лес». Фото из музея

Если честно, около картины художника «Осенний лес» хочется находиться как можно дольше, наполняясь радостью от прогулки по осеннему лесу.

Кружат листья над дорожкой.
Лес прозрачен и багрян…
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!
Мы идём, и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной... – Алексей Болонский

Станислав Жуковский. Осенний лес. 1911. Холст, масло. 63 х 90. Музей русского импрессионизма
Станислав Жуковский. Осенний лес. 1911. Холст, масло. 63 х 90. Музей русского импрессионизма

Автор следующего пейзажа, Николай Александрович Клодт (1865-1918), все зимы проводил в театре, создавая декорации для спектаклей. А вот летом театральный художник выбирался на природу, чтобы писать свои многочисленные этюды. В них он пытался передать свою бесконечную любовь к природе.
Игорь Грабарь даже назвал эту любовь обожанием:
«Клодт принадлежал по своему художественному направлению к кругу Константина Коровина и Серова. Не подражая внешне ни тому, ни другому, он одинаково с ними беззаветно любил русскую природу, любил ее до прямого обожания и жадно искал типичные «русские мотивы», без конца скитаясь со складным мольбертом и ящиком с красками по окрестностям Москвы. Во время этих скитаний он приобрел огромное мастерство кисти и выработал тот клодтовский стиль, с которым несомненно войдет в историю русской живописи».

Надо напомнить, что Николай Клодт – внук известного скульптора, автора легендарных коней на Аничковом мосту, а два его дяди – знаменитые художники. Сам же он очень полюбил импрессионистскую манеру живописи.
В картине
«Заросший пруд», представленной в экспозиции музея, художник словно играет разными оттенками зеленого цвета, создавая очень камерный и душевный летний пейзаж.

Картина Николая Клодта «Заросший пруд». Фото из музея
Картина Николая Клодта «Заросший пруд». Фото из музея

Так и хочется очутиться в тенечке, на берегу этого пруда, чтобы почувствовать запах полевых цветов и повнимательнее разглядеть кувшинки, листья и ряску, которыми зарастает пруд.

Тихо, тихо над прадедовским прудом.
Зарастай зеленой тиной, старый пруд!
Ни Наталка, ни Одарка не придут,
Не споют унывной песни над прудом.
Сестры милые покинули свой дом,
И в холодном, темном городе живут.
Их мечты уже не вьются над прудом.
Зарастай же темной тиной, старый пруд. – Федор Сологуб

Николай Клодт. Заросший пруд. 1910. Холст, масло. 70 х 101. Музей русского импрессионизма
Николай Клодт. Заросший пруд. 1910. Холст, масло. 70 х 101. Музей русского импрессионизма

В начале своего творческого пути Константин Федорович Юон (1875-1958) тоже очень увлекался импрессионизмом. Живопись французских мастеров его поражала «необычайной свежестью, новизной техники, богатым и новым колоритом», он восхищался характерными для неё «многообразием оттенков, предельной насыщенностью цвета, светосилой».

Художник много путешествовал по старинным русским городам. Был среди них и Ростов Великий.

Картина Константина Юона «Ворота Ростовского кремля». Фото из музея
Картина Константина Юона «Ворота Ростовского кремля». Фото из музея

В одном из писем из Ростова Юон писал: «Мне сейчас хорошо. Воскресение, светит солнце сильно и ярко, звон густой, я это люблю. Работал запоем, непрерывно и с надеждой на свои будущие холсты».

Константин Юон. Ворота Ростовского кремля. 1906. Холст, масло. 63 х 80. Музей русского импрессионизма
Константин Юон. Ворота Ростовского кремля. 1906. Холст, масло. 63 х 80. Музей русского импрессионизма

Его картина «Ворота Ростовского кремля» написана с очень близкого расстояния. Художник любовался игрой солнечных бликов на кремлевских стенах и крупными мазками спешил зафиксировать свое впечатление на холсте. Пока звонят колокола.

Над российскими полями
Раздавался мощный зов...
Так, звеня колоколами,
Звал защитников Ростов... – Михаил Сударушкин

Фрагмент картины Константина Юона «Ворота Ростовского кремля». Фото из музея
Фрагмент картины Константина Юона «Ворота Ростовского кремля». Фото из музея

Следующая картина, которая попала в мою десятку, принадлежит кисти одесского художника Тита Яковлевича Дворникова (1862-1922). Художник преподавал живопись, был учителем в средней школе, а после в Одесском художественном училище. Но всё своё свободное время он посвящал живописи, бродя по окрестностям, наблюдая за природой и ловя её настроение.

Картина Тита Дворникова «У моря». Фото из музея
Картина Тита Дворникова «У моря». Фото из музея

Видимо, так он подсмотрел мирную картину беседующих дам. Они сидят за столиком на берегу у самого моря и увлечены своим разговором.

Тит Дворников. У моря. 1912. Холст, масло. 61 х 50. Музей русского импрессионизма
Тит Дворников. У моря. 1912. Холст, масло. 61 х 50. Музей русского импрессионизма

Художник не прорисовывает детали. Очень крупными густыми мазками он обозначает мебель, силуэты, шляпки. При этом пейзаж «У моря» получился очень нежным, солнечным, радостным и очень понятным. Дворникову хорошо удалось передать своё настроение, и мы даже можем услышать плеск волн.

Искры, сверкания, блестки и блики.
Море то серое, то голубое.
Плачутся чаек призывные крики.
Брызжет соленая пена прибоя... – Борис Садовской

Фрагмент картины Тита Дворникова «У моря». Фото из музея
Фрагмент картины Тита Дворникова «У моря». Фото из музея

И ещё один солнечный пейзаж. Его автор, Георгий Александрович Лапшин (1885-1950), после революции эмигрировал в Париж. И прославился он как пейзажист, использующий в своем творчестве наравне с техниками старых мастеров приемы импрессионистов.

Интересный факт: Лапшин работал в Русской Опере в Париже и был известен как певец-тенор, а также выступал в качестве режиссера.

Картина Георгия Лапшина «Солнечный день в Средиземноморском городе». Фото из музея
Картина Георгия Лапшина «Солнечный день в Средиземноморском городе». Фото из музея

Живя в Париже, художник много путешествовал по югу Франции и Италии. Критик Владимир Зеелер так писал о пейзажисте: «Из Италии он вывез много солнечного, жгучего с Капри; на юге Франции тот же знойный воздух, пронизанный светом».

Картина Лапшина «Солнечный день в Средиземноморском городе» выполнена яркими красками, которые передают нам жар того самого «знойного воздуха» и умиротворение томной сиесты.

Георгий Лапшин. Солнечный день в Средиземноморском городе. 1928. Холст, масло. 54 х 65. Музей русского импрессионизма
Георгий Лапшин. Солнечный день в Средиземноморском городе. 1928. Холст, масло. 54 х 65. Музей русского импрессионизма

И вновь при приближении мы видим быстрый крупный мазок, так характерный для импрессионистов.

Ах! как млеют, вдали замыкая залив,
Выси горные!
Как рисуются здесь, уходя в тень олив,
Козы чёрные…
Пастухи вдали на свои жезлы,
С их котомками,
Опершись, стоят на краю скалы –
Над обломками... – Яков Полонский

Фрагмент картины Георгия Лапшина «Солнечный день в Средиземноморском городе». Фото из музея
Фрагмент картины Георгия Лапшина «Солнечный день в Средиземноморском городе». Фото из музея

Красоту жизни в горах запечатлел и выдающийся пейзажист Николай Никанорович Дубовской (1859-1918). Его художественную манеру сложно отнести к импрессионистской. Дубовской был скорее мастером лирического пейзажа, близкого по духу левитановскому. Но его небольшая работа, представленная в экспозиции музея, исполненная при помощи густых мазков, больше напоминает этюд, созданный на пленэре.

Картина Николая Дубовского «Горная деревня». Фото из музея
Картина Николая Дубовского «Горная деревня». Фото из музея

Искусствоведы считают, что в работе «Горная деревня» художник изобразил армянскую деревню близ Сочи. Мы видим величественные вершины Кавказских гор и скромные светлые домики, утопающие в зеленых садах.

Жильё в горах – как всякое жильё:
До ночи пересуды, суп и скука,
А на верёвке сушится белье,
И чешется, повизгивая, сука.
Но подымись – и сразу мир другой,
От тысячи подробностей очищен,
Дорога кажется большой рекой
И кораблём – убогое жилище... – Илья Эренбург

Николай Дубовской. Горная деревня. 1911. Холст, масло. 26 х 35. Музей русского импрессионизма
Николай Дубовской. Горная деревня. 1911. Холст, масло. 26 х 35. Музей русского импрессионизма

И потрясающей красоты совсем небольшой пейзаж Сергея Арсеньевича Виноградова (1869-1938). Думаю, многие посетители назовут эту работу художника своим любимым произведением из коллекции музея. Недаром критик Пётр Пильский написал: «Виноградов поразительный художник, к чему бы он ни прикоснулся, все вдруг начинает трепетать и светиться. По этим холстам разлита ласковая и восхитительная радость, в этом мире хочется жить».

Картина Сергея Виноградова «Дорожка в парке». Фото из музея
Картина Сергея Виноградова «Дорожка в парке». Фото из музея

Известно, что художник прекрасно разбирался в европейской живописи, и многие коллекционеры пользовались его советами при покупке картин импрессионистов.
В своем творчестве он предпочитал писать пейзажи, интерьеры и усадьбы. После 1910-го года художник полностью переходит на изображение «в духе импрессионизма». Но уже в ранней картине
«Дорожка в парке», написанной в одной из усадеб, художник при помощи света и цвета сумел передать нам свой восторг от общения с природой.

Возможно, это не так ощущается при рассматривании фотографии, но когда видишь картину в музее, хочется сказать только одно: «Изумительно!»

Я был опять в саду твоём,
И увела меня аллея
Туда, где мы весной вдвоем
Бродили, говорить не смея... – Афанасий Фет

Сергей Виноградов. Дорожка в парке. 1892. Холст, масло. 25 х 30,5. Музей русского импрессионизма
Сергей Виноградов. Дорожка в парке. 1892. Холст, масло. 25 х 30,5. Музей русского импрессионизма

Ну и, конечно, невозможно обойти вниманием работы двух первых русских импрессионистов, двух закадычных друзей – Валентина Серова и Константина Коровина. Тем более, что обе работы экспонируются в музее рядом, словно тоже бояться разлучиться.

Фото из музея
Фото из музея

Валентин Александрович Серов (1865-1911) был влюблен в свою будущую жену Ольгу Трубникову с девятнадцати лет, и так случилось, что долгое время они не могли видеться и лишь переписывались. И вот наконец летом 1886 года Ольга приезжает из Одессы, где она работала домашней учительницей. Художник решает написать её портрет у окна. И сначала создает этюд к задуманному портрету – «Окно».

Картина Валентина Серова «Окно». Фото из музея
Картина Валентина Серова «Окно». Фото из музея

В небольшой работе Серов попытался передать нам свою радость от ожидания встречи с любимой. Через распахнутое окно в комнату врывается летний день, развевается занавеска и кажется, что девушка вот-вот зайдет в комнату.

Ветер ворвался в окно –
Ветер весенний,
Полный сирени…
Мы не видались давно, –
Ветер ворвался в окно... – Игорь Северянин

Валентин Серов. Окно. 1886. Холст на картоне, масло. 30,5 х 29,7. Музей русского импрессионизма
Валентин Серов. Окно. 1886. Холст на картоне, масло. 30,5 х 29,7. Музей русского импрессионизма

По воспоминаниям Константина Алексеевича Коровина (1861-1939) осень всегда была временем года, навевающим на него грусть. Это своё печальное настроение он отразил и в ранней своей работе «В парке». Она была написана ещё во время обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Искусствоведы предполагают, что на картине изображен парк в Сокольниках, где часто писали свои этюды студенты братья Коровины и их друг Исаак Левитан. Ведь именно там в 1879 году Левитан написал свою картину с похожим сюжетом «Осенний день. Сокольники».

Картина Константина Коровина «В парке». Фото из музея
Картина Константина Коровина «В парке». Фото из музея

По дорожке, усыпанной желтыми листьями неспешно идет одинокая задумчивая девушка.

В синеву, в тишину, в листву
Шла ты медленно по дорожке,
Как-то трепетно и сторожко –
Вдруг одумаюсь, позову…
Пестрый, вьюжистый листопад,
Паутинки дрожат и тают,
Листья падают, шелестят
И следы твои покрывают.
А вокруг и свежо, и пряно,
Все купается в бликах света,
Как «В Сокольниках» Левитана,
Только женской фигурки нету… – Эдуард Асадов

Константин Коровин. В парке. 1880. Холст, масло. 35 х 27,5. Музей русского импрессионизма
Константин Коровин. В парке. 1880. Холст, масло. 35 х 27,5. Музей русского импрессионизма

Без сомнения, в Музее русского импрессионизма каждый, кто любит это течение в искусстве сможет выбрать свои десять картин, которые и порадуют, и вдохновят, и поддержат необходимый настрой.

Постоянная экспозиция. Фото из музея
Постоянная экспозиция. Фото из музея

Кстати, музей работает без выходных, а в понедельник бывает меньше всего посетителей.
Адрес музея: Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11 (станция метро Белорусская)

С любовью, ваша Света В.

Мой Телеграм-канал, где я всегда выкладываю анонсы своих новых статей –

Света В Литературе и Искусстве